• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Затонувшие суда Черного моря.

Из всех возможных подводных приключений, какие только может себе представить воображение, на первом месте, безусловно, окажется погружение на затонувший корабль.

Где искать такой корабль? Как на него попасть? Что для этого нужно иметь? За все моря не ручаемся, но на Черном на все законные вопросы вам ответят. Надо только знать, у кого спросить. Как коллеги коллегам, даем адресок – Севастополь, дайвинг клуб «Альфа» (www.diving-tour.com).

А уж дальше Вы обязательно попадете на водолазный бот «Румб», оборудованный всем, что только может понадобиться до погружения, во время погружения и после погружения. Сюда входят гидрокостюмы, баллоны, регуляторы, груза, компенсаторы плавучести и компрессорная установка. Все снаряжение и техника – современные и надежные. Камбуз и дюжина спальных мест для гостей позволят при желании растянуть приключение на воде и под водой на любой срок.

Команда «Румба»- не просто моряки, а профессиональные водолазы и инструкторы дайвинга. Так что за грамотной консультацией задержки не будет. Черное море для такой команды – открытая книга. К тому же, каждый раз с предельной точностью выходить на цель, то есть на затонувший объект, морякам помогают: система спутниковой навигации GPS, эхолот с высоким разрешением, локатор и средства радиосвязи.

Набор «высоких технологий», собранных на «Румбе», дополняет система подводного телевидения. Ее можно развернуть, когда судно прибудет к нужному месту. А вот какое место посреди моря и есть «нужное» - это наиглавнейшее из того, чем владеет клуб «Альфа». «Места надо знать!» - говорят рыбаки. И они правы.

Чтобы представлять, где и как лежат под водой суда, почему, при каких обстоятельствах они погибли, клуб проводит интенсивный архивный поиск. Очень часто история гибели кораблей связана с событиями Второй мировой войны.

Только в районе Севастополя, на доступной для дайверов глубине, покоятся на дне не меньше двухсот судов. Добрая половина из них – жертвы бомб и торпед. Это транспорты, корабли боевого охранения, охотники за подводными лодками, сами подводные лодки.

Те суда, что затонули сравнительно недавно, еще вполне фотогеничны. Часть из них, начиная с 2000 года, постоянно посещают члены Харьковского клуба «Посейдон». О то, что нам удалось увидеть, и рассказывает фоторепортаж.

 

SANTA FE


Приблизительное место гибели немецкого транспортного судна Santa Fe – Каламитский залив, семь километров от берега, напротив Евпатории. Хотите точнее, используйте информацию клуба «Альфа». И все-таки, чтобы точно стать над Santa Fe, нам потребовалось около часа времени. Сносило сильное течение.

Что еще мешало в первом погружении, так это недостаток света. Пришли под вечер, а под водой уже и вовсе очутились в сумерках. По этой причине разглядеть весь транспорт возможности не было. В поле зрения попадали только фрагменты. А жаль – корабль, что называется, не из маленьких, водоизмещением 5,5 тысяч тонн. В принципе, обозреть Santa Fe целиком, во всем его подводном величии, тоже можно – глубина 22-25 метров в солнечный день пробивается светом неплохо. Но – не откладывать же съемку на завтра! Тем более, что погружение в полутьму имеет свой неповторимый шарм. Меньше реальности, больше тайны.

Видимость порядка 3-3.5 метров с трудом дает возможность разглядеть декорации былой трагедии. Переплетенья труб, корабельных снастей, покореженное взрывом железо. По одной из версий, Santa Fe, который шел в составе конвоя курсом на Севастополь, был потоплен 23 ноября 1943 года в результате попадания торпеды. По другой версии - подорвался на мине. Так или иначе, взрыв прогремел, и судно загорелось. В трюмах стали детонировать боеприпасы, составлявшие значительную часть груза. Словом, корабль был обречен. Пока он тонул, большую часть бывших на нем людей- 78 человек – приняли на борт другие суда морского конвоя. Еще 44 погибли и пропали без вести.

Потеря транспорта весьма ощутимо сказалась на положении группировки немецких войск, блокированной в Крыму. Вместе с Santa Fe на морское дно ушли дивизион самоходных орудий, авиабомбы, топливо в бочках и множество другого военного снаряжения.

Но, на то, собственно, и война. Для Santa Fe она, казалась бы, закончилась. Однако спустя две недели рядом с последней стоянкой корабли стали рваться глубинные бомбы. И вот тогда все то, что не сдетонировало, не взорвалось при гибели судна, рвануло уже под водой, напоследок! Силы взрыва хватило, чтобы разорвать Santa Fe на три части. Теперь понятно, почему вокруг так много крученого железа, а в обшивке судна полно пробоин.

Последние полвека останки того, что прежде называлось гордым словом «корабль», стали прибежищем морских обитателей. Глубина небольшая, света и тепла достаточно, течения исправно омывают Santa Fe свежими струями. Для мидий это просто райский уголок. В иных странах специально спускают под воду сваренные из железа решетки, с тем, чтобы на них селились и размножались мидии. Тут же подводная ферма процветает без всяких стараний. Однако снимать урожай с нее некому. А может, - пока некому. Вот доедим всю живность на земле, возьмемся за морепродукты. Те, кто часто пробовал мидии, уверяют, что это вполне съедобно, и даже вкусно…

 

Под конец первого погружения во внутренних помещениях судна нами была обнаружена часть груза, который Santa Fe не успел доставить по назначению. Из-под гнутого металла проглядывали катки, траки, гусеницы и прочие детали немецких самоходных орудий. О том, в каких местах все это должно находиться, команда «Румба» рассказала нам заранее. Однако, мы нашли гораздо больше того, что было нам обещано. Чем, естественно, удивили хозяев. О размещении части груза они не знали, невзирая на свой опыт. Наши открытия нанесены теперь на схему и станут всеобщим достоянием.

Осмотр затонувших судов - занятие не только увлекательное, но в определенной степени и опасное. Не случайно большинство инструкторов в зарубежных дайв-центрах ограничивают посещение такого рода объектов внешним осмотром.  Мало ли что там внутри! Не дай бог запутаться в ржавом железе, повредить снаряжение или потерять ориентацию в клубах ила. Тут действительно недалеко и до беды.

В то же время, утверждаем это из собственного опыта, внутрь тянет непреодолимо. Мрачные проломы в корпусе так и манят заплыть в них, прогуляться по отсекам, трюмам, каютам, переходам. Очень может быть, что в какой-то уголок до вас еще никто не заглядывал. Надеяться на пиратский сундук с сокровищами на транспорте, затопленном полвека назад, конечно, не приходится, но сейф с судовыми документами – а может и с драгоценностями! – находка вполне возможная. По крайней мере, такие примеры известны. Однако, не дай бог вам зайти в помещение без ходового конца! Можно и не найти выход!

Кроме «неучтенных» самоходок, отыскать что-то сногсшибательное на Santa Fe нам не удалось. Во-первых, мы и не ставили перед собой такую цель. Во-вторых, не так уж много времени посвятила наша группа этому объекту. Утешимся тем, что, в конце концов, дайверы не археологи и не кладоискатели. С нас вполне хватает видеосъемок и личных впечатлений. С этими трофеями – полный порядок. Причем, впечатления, как говорится, незабываемые и очень специфические. Их трудно передать обычными словами. И все-таки попробуем это сделать…

Рядом с затонувшим судном возникает ощущение, что каким-то непостижимым образом «прервался ход времен». Забываешь о том, что на поверхности 21 век. Кажешься себе, чуть ли не участником давних и страшных событий.

Физически чувствуешь, как от изъеденного ржавчиной железа идет информация. Какая и о чем? Ведь железо не может ни болеть, ни страдать… Тем не менее, все время ждешь, что вот-вот откроется какая-то великая тайна…

Выход на поверхность снимает наваждение, но что-то все-таки остается. Это «что-то» - как вирус болезни или, точнее, страсти, которая будет заставлять вас при всяком удобном случае искать приключения не где-нибудь, а обязательно на затонувших судах.

 

ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ  UJ-102


Всего лишь в ста метрах от Santa Fe лежит на дне еще одно судно – немецкий охотник за подводными лодками UJ-102. В ноябре 1943 года этому кораблю не повезло самым роковым образом.

Спустя две недели после гибели Santa Fe, «сто второй» бороздил Каламитский залив и вдруг обнаружил под собой подозрительную массу. Масса лежала, затаившись, немая, как рыба. Что это может быть, кроме русской подводной лодки? Так решил капитан и приказал атаковать цель глубинными бомбами.

Что было дальше, вам уже известно из предыдущего сюжета – заряды на Santa Fe тоже приняли участие в огненном шоу. Двадцать метров воды не смогли погасить силы грандиозного взрыва. UJ-102 пошел ко дну в течение трех минут. Все 53 члена команды утонули. Ноябрь на Черном море для купаний не походит, а спасать моряков было некому - корабль шел в одиночку.

Внешне особых повреждений охотник не получил. По крайней мере, вся палубная часть и теперь выглядит как нельзя лучше. В том числе и пушки. Конечно, выстрелить из них уже не получится, но пушка под водой и так хороша. Вездесущие мидии и всякие водоросли без уважения отнеслись к военной реликвии – облепили ее со всех сторон. Морская вода упорно борется с «крупповской» сталью. Успехи в виде ржавчины, конечно, заметны, но даже сейчас, спустя добрых полстолетия, кое-что в механизме орудия можно повернуть, покрутить, отвинтить.

По-видимому, в свое время орудийный расчет относился к своим обязанностям с немецким педантизмом – не жалел солидолу для поворотных деталей. А смазка - она и под водой смазка. Ничего ей не делается.

В принципе, устраивать на затонувших кораблях «большие приборки» - скоблить, чистить, отрывать ракушки – не имеет никакого смысла. Они тем и хорошо, что покрыты налетом вечности, как развалины старых замков, как старые кладбища, где ни о ком конкретно грустить не надо, а можно спокойно пофилософствовать.

Однако, если что-то у реликвии еще крутится и закрывается, то это еще приятнее – есть работа не только глазам, но и рукам.

На задней площадке палубы охотника за подлодками в таком же обросшем виде стоит орудийная установка, скорее всего, зенитного назначения. Боюсь ошибиться, но кажется, что это знаменитый автоматический скорострельный Erlikon, гроза самолетов в годы второй мировой войны.

Поскольку корабль военный, то всякого рода опасных игрушек – снарядов, патронов, личного оружия экипажа – на нем великое множество. Кое-что, наверное, и сейчас можно обнаружить внутри судна или около него, но большинство подобных «экспонатов» наверняка перекочевало в арсеналы подводных трофеев советских «морских котиков», которые вдоволь попрактиковались здесь в годы холодной войны.

Похоже, что нам осталось лишь то, что они не сумели или не захотели поднять. Например, камбузные мойки для посуды. Само посещение камбуза сохранилось довольно неплохо, как, впрочем, и все внутренние отсеки корабля. Буйных водорослей и поселений мидий здесь не наблюдается. Вся морская живность селится только на внешней поверхности. Внутрь заплывают лишь рыбы да дайверы вроде нас.

Рыбы в железном футляре затонувшего корабля никаких эмоций не испытывают. Он для них убежище, да и только. Нам же лезут в голову всякие мысли. Скажем, о нелепости войн, в которых люди только тем и занимаются, что уничтожают творения собственных рук и разума. О жестокой иронии судьбы, сыгравшей с экипажем морского охотника такую злую шутку. Хоть и немцы, но тоже люди. Столь нелепой смерти, как говорится, и врагу не пожелаешь.

Вещественные доказательства нашего пребывания на борту немецкого корабля мы все-таки добыли. Даже было из чего выбирать. Сложная конструкция в области радиотехники, была нами определена как дешифратор – уж очень непонятно, что это за штука. Подметка, добытая из каптерки, хоть и немецкая, как сувенир не подошла – поди потом докажи, что она не с ближайшей свалки. Вот битая тарелка – это уже неплохо. Хотя еще лучше смотрелась бы целая, с символикой времен войны. По ней можно определить и место производства, и принадлежность той или иной нации.

Вы можете сказать, что, мол, затонувший корабль не лавка древностей. Все это было известно и нам. Но кто ищет – тот и находит! Мы нашли несколько посудных разносов, беззубую вилку… и кое-что еще даже поинтересней. Гораздо интересней! Наберитесь терпения – скоро поднимемся наверх и все как следует, рассмотрим.

В конце погружения еще разок прошлись по кораблю и в его окрестностях, но удачных находок больше не попадалось. Ладно, спасибо и на том.

Итак, вот он, наш главный подводный трофей. Немецкая фляжка. Причем явно не пустая. Что там? Шнапс или морская вода? Как говорится - вскрытие покажет.

Во фляге оказалась пресная вода! Пресная вода 1943 года! Тоже вещь по-своему уникальная. Состояние посудины такое, что хоть сейчас наполняй ее, чем пожелаешь.

Трофей номер два – аккумулятор Varta. О чем и свидетельствуют надписи. Знатоки утверждают, что такое аккумулятор мог входить в орудийное хозяйство для подачи искры в запал. Так или нет - проверить трудно, но нашли мы его у бакового орудия.

Наконец, наша вилка. Предмет рабочий, в деле бывал часто. Покрытие на тех участках, где вилку брали рукой и хватали зубами, поизносилось, и потому морская вода их повредила. А там, где металл остался нетронутым, ему ровно ничего не сделалось. Имперский орел, пролежав под водой полстолетия, смотрит на мир все так же хищно.

Временно послужив нам базой в подводных странствиях, «Румб» возвращается на свою базу в Севастополь. От места, где покоятся на дне Santa Fe и погибший «от ее руки» морской охотник UJ-102, нам идти не меньше 4.5 часов. Черное море, оправдывая свое название, почернело от штормового ветра с дождем. «Румб» качает и обдает брызгами. Сентябрь. Ничего не поделаешь. Погода осенью всегда очень переменчива.

Шторма бушуют только сверху. А в темной недвижной глубине терпеливо ждут своих открывателей и исследователей затонувшие суда Черного моря.

Автор: С. Глущенко

Набор со страниц журнала «Шкипер»: А. Михайлов, П. Федоров

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (27.01.2010) | Автор: С. Глущенко
Просмотров: 5582 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Мирсад  
0
Спасибо очень полезный материал у вас размещен, помог в написании контрольной работы, я даже свой ресурс стал развивать http://www.blacksea7.com/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]