• windofthesea@mail.ru
/ Доска объявлений
Главная » Доска объявлений (2)

Экспедиции. [2]Другие мероприятия. [0]

Лайнер "Rex"Немногим известно, что в Адриатическом море, примерно в 200 метрах от побережья словенского города Копер, покоится остов знаменитого трансатлантического лайнера «Rex», погибшего в страшные годы Второй Мировой войны. Местные жители лишь в общих чертах помнят примерное местоположение остатков некогда роскошного, комфортабельного судна. Что говорить о приезжих: тысячи людей ежегодно проплывают над могилой одного из символов итальянского кораблестроения 1930-х годов, даже не подозревая о том, какую историческую ценность представляют фрагменты бортов и палуб, котлов и агрегатов машинного отделения. Мимо легендарного плавсредства «прошли» и списки объектов, относящихся к подводному наследию ряда европейских стран. Многими забытый, «Rex» продолжает свое тихое, едва заметное существование на дне Адриатического моря, каждый день надеясь на то, что его тайны со временем станут достоянием общественности.

 

Описываемое нами судно было построено в 1931 году по заказу крупной компании «Italian Line». Имея потрясающие размеры (длина лайнера составляла 268.2 м), приятный наружный вид и красивое, хорошо продуманное убранство, «Rex» с самых первых дней своего плавания завоевал сердца пестрой итальянской публики.

 

До поры, до времени судьба была благосклонна к изящному гиганту, бороздившему воды Мирового океана. В подтверждение этому, в 1933 году «биографию» лайнера украсила «Голубая лента Атлантики», в то время считавшаяся едва ли не единственным оправданием постоянного увеличения мощности судовых машин конкурирующими компаниями. Так «Rex» занял лидирующие позиции в динамичной среде пассажирских перевозок, подтвердив своим ярким существованием гениальность и талант итальянских инженеров, проектировщиков и кораблестроителей.

 

С началом Второй Мировой войны мирное прошлое растаяло в грохоте орудий, самолетов и бронетехники сошедшихся между собой стран. О прежних трансатлантических перевозках (за исключением поставок оружия, провизии и снаряжения) не могло быть и речи. Правительство Германии, реквизировав для своих нужд сотни больших и малых пассажирских судов, намеревалось использовать их в различных целях. Попавшему под «горячую руку» Гитлера лайнеру «Rex», отводилась роль транспортной поддержки нацистов во время планируемой атаки на Триест.

 

Союзники не стали испытывать судьбу. 8 сентября 1944 года многоцелевые самолеты британских ВВС «Bristol Beaufighter», обнаружив судно «Rex» в окрестностях города Копер, расстреляли его градом 123 ракет. Сильные разрушения и пожар привели к частичному затоплению лайнера и, по существу, к его к окончательному и бесповоротному выводу из средств поддержки гитлеровской Германии.

 

Подъем фрагментов лайнера "Rex"После войны обломки судна, все еще лежавшего на грунте в непосредственной близости от берега, использовались в качестве металлолома. Длительные работы по разрушению выступающих над водой частей привели к тому, что к завершению «разделки» (активно проводившейся в 50-х годах 20 века) от первоначальной массы всех конструкций осталось не более 20-25 %. Изящные вешалки, ручки дверей кают, фрагменты посуды, керамика, попавшие в окружающую среду через многочисленные искусственные «пробоины», время от времени появляются в прилежащей к месту катастрофы береговой зоне, считающейся «царством» прибоя, который постоянно транспортирует и перераспределяет материалы различного происхождения.

 

В настоящее время обломки лайнера «Rex» продолжают сохранять форму судна, как бы подтверждая свою независимость по отношению к десятилетиям и пагубным процессам, запускаемым самими людьми. На рельефных картах, составленных экипажами проходящих мимо плавсредств, можно отчетливо различить носовые и кормовые фрагменты, протяженные части бортов и настила палуб. Разброс глубин в районе гибели судна довольно существенен: некоторые части, находящиеся ближе к берегу, отстоят от поверхности на 5-6 метров, в то время как «выеденные» процессами разрушения полости лайнера «уходят» на несколько большую глубину. Нетрудно догадаться, что мелкие детали корпуса, подверженные воздействию волн (особенно во время сильных штормов), способны перемещаться на многие сотни метров относительно «источника» своего возникновения. Таким образом, можно предположить, что истинное значение перепадов глубин в разы отличается от показателя, определенного «на глаз» (т. е. при проведении водолазных работ).

 

Обломки лайнера "Rex" на грунтеАвторы статьи, установив важность комплексного изучения этих обломков, готовы сообщить о том, что летом 2012 года стартует Словенская экспедиция, в рамках которой будут проведены детальные обследования грунта в районе гибели лайнера «Rex». Помимо обязательных (для таких мероприятий) визуальных наблюдений, планируется сделать подробное картографирование дна и фотографирование найденных фрагментов для того, чтобы после необходимой обработки представить реальные размеры и сохранность находящихся на дне частей лайнера «Rex». В свою очередь, эта информация поможет восстановить последние минуты «жизни» судна и последовательность его разборки в послевоенное время. Взяв пробы грунта и оценив интенсивность биологических факторов в районе нахождения обломков, можно сделать выводы о динамике и скорости естественного разрушения металла в водной среде – этот способ оценки будет «взят на вооружение» нами в 2012 - 2013 гг.

 

По нашему мнению, лайнер «Rex» не достоин забвения: удивительная судьба, трагическая гибель и события последних десятилетий сделали его неповторимой загадкой, жемчужиной Адриатического моря, найти и извлечь которую под силу не каждому. Вперед, к раскрытию тайн! 


Фотографии S.S Rex


Авторы: Михайлов А., Федоров П.

Экспедиции. | Просмотров: 1051 | Дата: 14.02.2010 | Комментарии (0)

Тайны "Авроры".

Экспедиция к остаткам днищевой части легендарного крейсера "Аврора", которая в настоящее время лежит на отмели (глубина- 3 метра) в районе бывшей ВМБ "Ручьи" (Кингисеппский район Ленинградской области). Ориентировочная продолжительность мероприятия (без учета времени, потраченного в дороге): 3 суток. Исследования будут проводиться в комплекте № 1 (маска, трубка, ласты); наличие гидрокостюма (даже "тропического" лайкрового), фонарей, слейдов приветствуется. Проживание в палатках, питание - централизованное.

Ладога-2010.

Экспедиция предполагает осмотр опытового корабля "Севастополь" (П-163), лежащего на глубине 5-12 метров близ острова Кулваласари (окрестности г. Лахденпохья, Карелия). Помимо исследования затонувшего объекта, будет проделана немалая работа, связанная с изучением (естественно, научно-популярного "характера") растительности, животного мира средней тайги, а также особенностей экологии и гидрологии региона. Ориентировочная продолжительность мероприятия (без учета времени, затраченного на дорогу): 2 суток. Проживание в палатках, питание централизованное.

Морьин нос-2010.

Мероприятие предполагает поиск и обследование затонувшего судна, отмеченного на лоции южной части Ладожского озера. Проживание в палатках, питание централизованное. Ориентировочная продолжительность работ: 2 суток.


Дорогие друзья! Более детальные описания экспедиций (включая даты их проведения) будут составлены в марте-апреле 2010 года. Для уточнения каких-либо интерсующих Вас вопросов или подачи заявки на участие (только для совершеннолетних и увлекающихся подводными исследованиями людей!!!), пишите нам на e-mail: hmhsbritannic@yandex.ru
Экспедиции. | Просмотров: 764 | Дата: 08.09.2009 | Комментарии (0)