• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » RMS "Titanic"

За подводными сокровищами ("Титаник", "Андре Дориа")

И снова - "Титаник".

Одной из самых известных катастроф в истории морского флота была гибель трансатлантического лайнера «Титаник» в 1912 году. Судно водоизмещением 66 тысяч тонн, идя ночью со скоростью около 22 узлов, столкнулось по касательной с подводной частью айсберга и распороло себе борт на длине более 100 метров. Через 3 часа после столкновения судно затонуло на глубине около 4 тысяч метров. Из 2201 человека на борту спаслось всего 711.

Первые слухи о намерении поднять «Титаник» появились в  начале 70-х годов. Сделать это предлагалось, заполняя понтоны, укрепленные на корпусе судна, водородом и кислородом. Эти газы должны были образовываться при электролизе воды, находящейся в понтонах, электрическим током, подаваемым с поверхности.

Стимулов к подъему «Титаника» было несколько. Во-первых, само судно можно было бы использовать как плавучий музей. Во-вторых, мелкие предметы с судна – типа столовой посуды, такелажного оборудования – можно было бы продать с аукциона любителям сувениров, заработав на этом немалые деньги. И, что самое главное, считается, что в сейфах «Титаника» хранилось только одного золота на 80 миллионов долларов, не считая других ценных вещей, например драгоценностей. Их на судне должно быть немало, причем уникальных: ведь на борту «Титаника» в этом рейсе находилось 317 семей миллионеров.

Операция по подъему «Титаника» на понтонах с технической точки зрения не выдержала критики, однако интерес к поиску и обследованию судна был настолько высок, что в 1980 году к этим вопросам возвратились вновь.

Геологическая служба США, геологическая лаборатория Ламонт и Скриппсовский океанографический институт в рамках запланированного картирования поверхности морского дна у восточно-атлантического побережья США приняли решение найти и осмотреть «Титаник». Предусмотрены два этапа экспедиции: первый- поиск «Титаника», второй- обследование, в том числе фотографирование.

В 1980 году поиск проводился с помощью экспедиционного судна «Фэй», снабженного буксируемым подводным аппаратом «Си Марк», имеющим гидролокатор бокового обзора дальнего действия, магнитометр, две фотосистемы, подводную телевизионную систему с видеозаписью. Гидролокатор, созданный специально для поиска «Титаника», при буксировке на расстоянии одного километра от дна обеспечивал обследование за один галс полосы шириной 5 километров.

Экспедиция началась 29 июля 1980 года и продолжалась 24 дня. Начавшиеся шторма и трудность снабжения судна топливом не дали возможность выполнить всю намеченную программу. Тем не менее было многократно обследовано дно площадью 15 на 20 миль в районе гибели судна. В самые последние дни экспедиции был зафиксирован объект, размеры которого соответствовали размерам «Титаника», а положение – координатам, указанным 68 лет назад радистом «Титаника».

Следующая задача организаторов экспедиции – осмотреть найденный объект. Если это окажется действительно судно, будет проведено тщательное обследование и идентификация судна с помощью подводного обитаемого аппарата «Алюминаут», имеющего рабочую глубину погружения 4500 метров, водоизмещение 81 тонну, экипаж 6 человек.

Пока точное местонахождение «Титаника» организаторы экспедиции держат в секрете.


К затонувшему лайнеру.

25 июля 1956 года в 80 милях от побережья США в Атлантическом океане столкнулись пассажирский лайнер «Андре Дориа» и шведское судно «Стокгольм». В результате столкновения «Андре Дориа» затонул на глубине 73 метра.

Ценности пассажиров, сданные на хранение на время плавания в судовые сейфы, и сам корпус судна оценивают в 60 миллионов долларов, поэтому с момента гибели лайнер стал своего рода «меккой» искателей подводных приключений. Десятки экспедиций с самым разным уровнем оснащения и опыта рвались к судну. Но сильное течение, холодная мутная вода, частые и неожиданные штормы приводили к тому, что если экспедиция теряла лишь время и деньги, то можно было считать, что, в общем-то, ей повезло.

В 1968 году была сделана первая попытка использовать для работ на «Андре Дориа» метод длительного пребывания человека под давлением. Американец Алан Красберг , специалист по системам жизнеобеспечения под водой, построил из деревянных брусьев двухместный подводный дом. Конструкция Красберга, получившая название «Ранняя птичка», имела жилой отсек в 3,5 метра длиной, 1,35- шириной и 1,35 – высотой. Снаружи жилого отсека были укреплены два баллона с азотом для продувки балластных цистерн, четырнадцать баллонов с гелием и восемь – с кислородом для дыхательной смеси в жилом отсеке и четырнадцать баллонов с гелиокислородной смесью для работы в воде.

Предполагалось, что подводный дом ручной лебедкой будет притянут тросами к лежащему на правом борту «Андре Дориа». Два водолаза, которые проживут в подводном доме шесть суток, за это время с помощью электрокислородного резака прорежут стальные двери, войдут в судно и найдут каюту с судовой кассой. Прорезав дверь сейфа и вытащив из него все содержимое, водолазы должны были также набрать как можно больше столового серебра и посуды с эмблемой судна для последующей продажи ее с аукциона как сувениры.

«Раннюю птичку» отбуксировали к месту гибели «Андре Дориа». Водолазы завели трос от ручной лебедки подводного дома на борт лежащего на дне лайнера и начали заглублять «Раннюю птичку». Но она из-за волн так и рвалась с троса. Один из рывков разорвал крепежную скобу, и подводный дом, окруженный клубами воздушных пузырей, вырвался на поверхность. На этом основная часть экспедиции закончилась.

Водолазы экспедиции совершили несколько погружений на «Андре Дориа» причем последнее – с использованием гелиокислородной дыхательной смеси. Видимость на глубине 60 метров была около 15 метров, и это позволило отснять короткий фильм.

В целом, однако, экспедиции Алана Красберга повезло. Если оставить в стороне неудачу с судовой кассой, что и так было фантастической мечтой, то водолазам сопутствовали сравнительно спокойное море, чистая вода и немного удачи. У них остались самые приятные впечатления от этих погружений.

«… Мы плыли вдоль прогулочной палубы. Огромные квадратные окна открывались под нами. Где-то внизу, сквозь эти окна, Ал снимал кино – беспорядочно мечущиеся по сторонам лучи наших фонарей и наши силуэты. Вокруг кишело несметное количество рыбы, и она нас почти не боялась…  Это было волшебное погружение к самому знаменитому затонувшему судну…»

Однако следующей киноэкспедиции, которая отправилась к «Андре Дориа» в 1973 году, повезло значительно меньше.

«Там, внизу, безумная обстановка. Тупеешь от азотного наркоза. Единственное, что пытаешься сделать – сохранить хоть чуть-чуть разума, чтобы живым выбраться оттуда. Впечатление, что судно много глубже, чем показывает эхолот», - сказал Фредерик Дюма, один из опытнейших аквалангистов в мире, совершивший более 10 тысяч погружений, в том числе на глубину 93 метра с аквалангом на сжатом воздухе. Это были тем более не пустые слова, что к этому времени несколько водолазов погибли, пытаясь проникнуть в каюты лайнера.

Ф. Дюма не покушался на судовую кассу – он помогал съемкам кинофильма об «Андре Дориа».

… Они погружались вдвоем: Дюма и кинооператор Молл. После резкого холодного ветра на поверхности вода показалась почти горячей, но уже на глубине 21 метр они попали в слой температурного скачка. «Вода как кофе со  льдом, - комментировал впоследствии Дюма, - видимость всего три метра. Молл выглядел расплывчатым силуэтом на желтом фоне. Но это не особенно огорчило меня – я еще не замерз, плавучесть сохранялась нейтральная, но вода по мере погружения становилась все темнее…»

Они достигли глубины 49 метров, на которой должен был находиться левый борт судна, но судна не увидели. Глубины 53 метра – судна все нет. Глубина 61 метр…

«Внезапно в черноте обозначилось что-то гладкое и округлое желтоватого цвета, как плавник гигантской акулы. Я мог дотронуться до него… Я замер, но затем понял, что это лопасть гребного винта. Зажег фонарь и посмотрел на глубиномер – 64 метра. Мысль о том, что, идя вдоль гребного вала мы выйдем к корпусу судна, скользнула по поверхности моего сознания и исчезла без следа. Только когда мы всплыли, я сообразил, что это был винт правого нижнего борта, прижатого ко дну. Винт левого борта остался где-то у нас над головами…»

И в этот раз океан свел на нет усилия опытнейших аквалангистов, вооруженных лучшей подводной съемочной техникой и поддерживаемых тремя судами с экипажами по пятьдесят человек. Все, что удалось сделать – отснять 20 секунд фильма, показывающего Ф. Дюма плывущим вдоль левого борта лайнера.

В этом же 1973 году на «Андре Дориа» отправилась еще одна экспедиция. На вооружении у нее был подводный дом, рассчитанный на трех водолазов и работу на глубинах до 180 метров в течение трех недель. Дом имел прочный корпус, так что водолазы могли проходить декомпрессию после погружения прямо в доме во время буксировки его в порт. Собственные балластные цистерны позволяли дому самостоятельно погружаться и всплывать. Создатели подводного дома - бывшие водолазы ВМС США – назвали свое сооружение «Матушка», и оно не подвело своих обитателей: два водолаза и кинооператор прожили в нем на глубине 49 метров восемь суток. Правда, жизнь под водой была совсем не проста.  Воспаление ушных проходов, кожные инфекции, холод, технические проблемы с самим подводным домом постоянно испытывали силу воли и терпение гидронавтов. Утром восьмого дня водолазы прорезали, наконец, стальную переборку судового банка и… экспедиция закончилась. Дальше пути не было. За семнадцать лет деревянная обшивка разрушилась и загромоздила проход – сплошная масса размокшего дерева. Потолочные панели сорвались с креплений и висели на проводах электропроводки освещения. Лезть туда было самоубийством.

Прошло еще немало лет. В 1981 году киноэкспедиция американца  Джаймбла, ведя съемку на «Андре Дориа», сумела пробиться во внутренние помещения лайнера и в одной из служебных кают нашли сейф, возможно, тот самый, за которым столько охотились. Сейф подняли на поверхность и поместили в нью-йоркский аквариум под охрану живущих там акул.

Наученный горьким опытом предшественников, Джаймбл заранее отказался от каких-либо притязаний на содержимое сейфа.  «..Во-первых, мало вероятно, что там есть что-либо ценное, так как в момент гибели судно находилось на подходе к Нью-Йорку и пассажиры могли уже забрать свои ценности. Во-вторых, опытные адвокаты могут годами тянуть судебную волокиту о том, кому принадлежит содержимое сейфа…»

По-видимому, после успеха Джаймбла интерес кладоискателей к «Андре Дориа» несколько поубавится…

Автор: П. Боровиков

Набор (со страниц журнала "Спортсмен-Подводник", № 74, 1985 год): А. Михайлов, П. Федоров

Категория: RMS "Titanic" | Добавил: Britannic (22.11.2011) | Автор: П. Боровиков
Просмотров: 3441 | Теги: RMS Titanic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]