• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Вижу затонувший тральщик
Группа аквалангистов и водолазов ленинградского клуба «Поиск» Дворца культуры имени Ленсовета, используя время своих отпусков, регулярно проводит подводные поисковые работы в Балтийском море. Целью поиска является обнаружение кораблей, затонувших в прибрежных районах Финского и Рижского заливов. И в первую очередь – кораблей, погибших во время Великой Отечественной войны. Поисковые работы клуба обеспечивают специальные суда дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Немало затонувших судов хранят на своем дне проливы, омывающие остров Хийумаа, расположенный в Рижском заливе. Среди них есть и советские корабли, погибшие во время Великой Отечественной войны. Каждый такой корабль – это и история, и судьба моряков-балтийцев.

План экспедиции, о которой пойдет речь и продолжительность которой составляла всего пятнадцать дней, был насыщен до предела. Надо было найти затонувший базовый тральщик № 212 «Штаг».

С первых дней войны «Штаг» выполнял важнейшие боевые задачи: проводку кораблей и транспортных судов через минные поля, очистку фарватеров, постановку мин.

…Возвращаясь с боевого задания, «Штаг» вошел в пролив. Уже хорошо были видны берега: с левого борта – острова Даго, с правого – острова Эзель. Теперь это Хийумаа и Сааремаа. Чтобы пройти самую мелкую часть пролива, надо было выйти на линию фарватера по береговым ориентирам. До фарватера оставалось пятнадцать минут хода. И вдруг раздался мощный взрыв… Это произошло на сорок третий день войны.

Тральщик подорвался на неконтактной мине. Такие мины фашисты сбрасывали с самолетов. Из-за сильного гидравлического удара разошлись швы на корпусе корабля, он медленно заполнился водой и затонул.

Об этом мы узнали из архивных документов, которые тщательно изучили до начала поисковых работ.

Если архивные данные полностью соответствуют действительности, рассуждали мы, то внутренние помещения и палубные надстройки корабля, возможно, сохранились и будут доступны для осмотра под водой. В предполагаемом месте гибели тральщика грунт плотный – стало быть, занести песком или засосать корпус не должно. Если корабль затонул вследствие общей потери герметичности корпуса, то из-за небольшой (всего лишь пятнадцатиметровой) глубины он мог не перевернуться, а значит, весьма вероятно, что стоит на ровном киле.

Планируя поиск корабля, мы рассчитывали найти и поднять документы, приборы, личные вещи членов команды. А если вода окажется прозрачной – зафиксировать отдельные части корабля на кинопленку.

Капитан В. Бабаев вывел гидрографическое судно в проливе у острова Хийумаа в район предполагаемого нахождения тральщика, так как координаты места его гибели нельзя было считать точными. Начались последовательное прохождение участка моря встречными галсами и поиск тральщика гидроакустической системой – эхотралом. Это – самый напряженный этап. Каждый галс судно идет на предельно малом ходу, и капитан удерживает его по курсу как можно точней. На корме специальная команда моряков держит наготове тяжелый якорь с вехой и ждет команды наблюдающего за показаниями эхотрала. Наконец, звучит долгожданное: «Отдать веху!» Тяжелый якорь летит за борт. Но это еще не означает, что «Штаг» найден. Эхотрал мог засечь другое затонувшее судно или просто гряду камней…

Наступает основной этап поиска. Очередь за аквалангистами. Первая пара и обеспечивающие страховку готовы к спуску. Под воду первыми идем я, как руководитель экспедиции, и мой заместитель, постоянный участник всех наших походов на Балтике водолаз А. Тараненко. Спускаемся вдоль троса вехи. Глубина 15 метров. Касаюсь грунта: крупный светло-коричневый песок, рядом со мной якорь вехи… и больше ничего.

Привыкаем к сумеречному освещению. И тут замечаем, что в одном из направлений толща зеленовато-желтой воды сливается у самого дна в полосу более темную. Это корабль!

Приблизившись, видим: стоит он на ровном киле. Проплываем над палубой. На расстоянии пяти-шести метров  предметы различаются достаточно четко. Прямо под нами люки машинного отделения… дальше прожекторный мостик… сразу за ним кормовое орудие – «сорокапятка» на круглом барбете… затем тральная лебедка… кормовая стрела. Все обросло толстым слоем ракушечника и имеет рыже-коричневый цвет. Вне всяких сомнений, это – то, что мы искали. Многие дни и часы подбора и изучения технической литературы, чертежей и описаний базовых тральщиков предвоенной постройки не прошли даром. Теперь – наверх. Представляю, как ждут товарищи одну-единственную фразу: «Ребята! Это «Штаг»!»

Разделяемся на две группы. Одна должна снять корабль на кино- и фотопленку, вторая - обследовать помещения. Еще раз – инструктаж о мерах по обеспечению безопасности спусков и действиях в случае обнаружения боезапаса.

Под воду следуем от кормы тральщика к носу. А. Тараненко вооружен кинокамерой в герметичном боксе, В. Яворский – подводным фотоаппаратом, я – мощным подводным осветителем. Вдруг замечаю, что Тараненко и Яворский остановились, устремив взгляд в одну точку. Разворачиваюсь со светящейся фарой и замираю. Увиденное не сразу уложилось в сознании. У машинного отделения корпус резко обрывается вертикальной переборкой, а дальше – груда развороченного металла, торчащих балок, труб углов листового железа. Медленно двинулись дальше. Луч фары высветил круто заваленную на левый борт носовую часть. Ствол стомиллиметрового орудия, несмотря на большой наклон палубного основания, смотрит вперед, почти горизонтально. Правый борт носовой части до самого форштевня – без видимых повреждений. В клюзе якорь. Металлической доски с названием корабля нет – видимо, сорвало взрывом. Но чуть ниже того места, где должно быть название корабля, под наростом видна выпуклая пятиконечная звезда.

Пара за парой опускаются аквалангисты группы обследования. Все внимание концентрируют на разломе корпуса. Именно здесь находились надстройка корабля и основные помещения. Появились первые находки. А. Красницкий, опытный водолаз, участник нескольких наших экспедиций, в паре с аквалангистом Ленинградского кораблестроительного института А. Черноволовым отыскали и подняли небольшой шлюпочный компас, морской ремень с бляхой, машинный телеграф. Но где найти документы?

Наступил последний день подводных работ. Забыты обед и отдых. Погружения не прекращаем ни на минуту. Обнадеживающая новость: В. Яворский обнаружил небольшой, но тяжелый ящичек. Надо поднять. На спусковом трапе очередная пара аквалангистов. Для подъема ящика захватывает компактное приспособление, которое называем «парашютом». Это мешок от комплекта гидрокостюма из ярко-оранжевой прорезиненной ткани. К горловине пришиты четыре веревки метровой длины. Веревки соединены и заканчиваются карабином. Если под водой карабином зацепить груз, а к горловине поднести загубник легочного автомата и мешок заполнить воздухом, то все устройство устремится вместе с грузом наверх.

Ящик оказался тяжелым. Наше приспособление едва удерживало его у поверхности. Буксируем ящик. Наконец, груз подхватили руки товарищей.

Железный ящик оказался небольшим сейфом. Сильно проржавевший, через некоторое время он развалился сам собой. Из черной жижи извлекли несколько пачек денег, две печати и слипшуюся стопку бумаг. Это были ведомости выдачи личному составу корабля денежного довольствия. А значит, фамилии членов команды! Но каким образом прочитать эти документы? Как отделять, не повредив, листы от остальной массы? Это была загадка. Пришлось завернуть ведомости в полиэтилен и отвезти в Ленинград. Там была отработана технология переворачивания каждого листа. В кювете с водой.

… Осторожно отделяю скальпелем затвердевшие края стопки бумаг. Теперь можно лезвием подобраться под уголок верхнего листа и отогнуть его. Дальше, удерживая лист за уголок – непременно под водой и с минимальным усилием, накатываю под место сгиба легкие волночки. Очень медленно, но зато не рассыпаясь, лист переворачивается. Все, что можно читаю и записываю тут же. Если удается перевернутый лист положить под водой на чистый лист бумаги и, не повредив, извлечь из кюветы, то после естественного просушивания лист приобретает достаточную прочность и его можно хранить.

В найденных ведомостях записи чернилами делал старший хозгруппы М. И. Никерин: порядковый номер члена команды в списке, должность на корабле, фамилия, инициалы… Почерк аккуратный, но с индивидуальными особенностями. Так что некоторые фамилии приходилось почти вычислять. Наконец, их набралось шестьдесят по спискам ведомостей за февраль, март и апрель 1941 года. По штатному расписанию на тральщиках этого типа было 57 человек команды. В Ленинграде живет бывший штурман «Штага» вице-адмирал в отставке Георгий Федорович Степанов. Наш клуб познакомился с ним в 1983 году, когда мы искали ветеранов дивизиона базовых тральщиков типа «Штаг». Тогда же мы узнали о его службе на «Штаге», о боевых товарищах. Он хорошо помнит командира лейтенанта К. М. Будзина, помощника Б. А. Фролова, командира БЧ-3 С. Ф. Уварова, командира БЧ-4 В. Г. Максимова, помнит рулевых Н. С. Ефанова, Н. А. Осокина, сигнальщика И. П. Скалиуха, минера П. В. Коженова и многих других. В июле 1941 года Г. Ф. Степанов был назначен флагманским штурманом дивизиона тральщиков и в последнем походе базового тральщика № 212 «Штаг» не участвовал.

Известие о результатах поиска и обследования «Штага» очень взволновало ветерана: «Мы должны найти оставшихся в живых членов команды, найти родственников погибших. И встретиться!» - сказал он. Его желание полностью совпадает и с нашим.

Автор: В. Каштанов


Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (14.02.2012) | Автор: В. Каштанов
Просмотров: 2029 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]