• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » RMS "Titanic"

Тайны "Титаника".

15 апреля 2010 года исполнится 98 лет с того момента, как холодные воды Атлантического океана за пару часов поглотили одно из чудес инженерной мысли начала 20 века – лайнер «Титаник». В тот страшный день человечество потеряло не просто судно, которому с самого рождения была приготовлена роль «плавучего дворца»… Мир лишился значительно большего: 1503 жизней, 1503 судеб, 1503 неповторимых историй. Череда случайностей и злой рок превратили первое плавание «Титаника» в траурную ленту, протянувшуюся от порта Саутгемптон к противоположной стороне Атлантического океана.
 


О «Титанике» не забыли даже после грома двух мировых войн, страшных эпидемий и стихийных бедствий. Четырехтрубный лайнер, идущий навстречу своей гибели, стал, в какой-то степени, символом 20 века: его атмосфера побуждала ученых организовывать экспедиции, а режиссеров – снимать все новые и новые киноленты.
 

Тайны «Титаника», пролетев через годы, со временем трансформировались в некие полуфантастические истории, интересные для любителей «неизведанного», но совершенно необъективные для исследователей. Именно поэтому мы, проанализировав массу вопросов, поставленных представителями «молодого поколения», выбрали  наиболее существенные из них и задали старшему механику подводных обитаемых аппаратов «МИР» (Института Океанологии им. П. П. Ширшова Российской Академии Наук) Сергею Смолицкому, принимавшему участие в экспедициях по исследованию остова «Титаника», линкора «Бисмарк» и многих других объектов, покоящихся на дне Мирового океана.


1. Сергей, насколько Вы понимаете, среди ученых существует несколько мнений по вопросу поднятия артефактов с затонувшего лайнера «Титаник». Одна «категория» исследователей добивается свертывания программы извлечения предметов с места последнего пристанища этого судна, другая - напротив: настаивает на продолжении работ. К какой из этих условных групп Вы относите себя?

Во-первых, я бы не сказал, что это разногласия между учеными. Ученые, как таковые, вопросами «Титаника» не занимаются, поскольку делать им там особо нечего. Наша группа работала на «Титанике» по программам кино- и видеосъемок, а также с образовательной целью – доставляла экскурсантов в рамках специальной образовательной про
граммы. Параллельно группа ученых нашего Института вела с борта «Академика Келдыша» комплексные исследования океана (в этом районе встречаются теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение, поэтому он очень интересен для специалистов самых разных научных профилей). Сам же «Титаник» для ученых большого интереса не представляет.

Теперь посмотрим на этот вопрос с правовой стороны. Согласно действующим законам, правом собственности на все останки кораблекрушения обладает компания, выплатившая страховую премию пострадавшим (если таковая выплачивалась). В случае «Титаника» такая выплата имела место, хотя была смехотворного размера. Дело в том, что с иском о возмещении ущерба обратились лишь несколько беднейших пассажиров, которым посчастливилось спастись. Вскоре, после того, как останки «Титаника» стараниями Роберта Балларда были обнаружены, несколько предприимчивых людей создали компанию RMS "Titanic” и обратились к компании-правопреемнице той, что выплатила страховку, с просьбой продать им права на останки лайнера. Поскольку на тот мо
мент это были права на гору металла где-то посередине Атлантики на глубине более 3700 метров, страховщики с радостью уступили свои права за небольшую сумму. После этого RMS "Titanic” стала полноправной владелицей всего лежащего на дне имущества затонувшего «Титаника».

Как вам, вероятно, известно, при затоплении «Титаник» переломился: корма лежит в нескольких сотнях метров от носа. Область дна между носовым и кормовым фрагментами на момент обнаружения лайнера была усеяна разнообразными предметами, выпавшими из частей корпуса. Их и стала поднимать компания RMS "Titanic”. Они (представители фирмы - прим. редакции) создали перед
вижной музей, и большая часть артефактов находится именно там. Другая часть продана с аукциона различным лицам и компаниям. Практически никто, кроме этой фирмы артефакты с «Титаника» не поднимал (если быть совсем точными, какое-то их количество было поднято в самом начале, до организации RMS "Titanic”). На сегодняшний день на «поле обломков» (так называется этот район) осталось мало чего: главным образом уголь, который мало кого интересует (правда, его тоже продавали в расфасованном виде в качестве сувенира), и крупные фрагменты (например, несколько огромных судовых котлов), поднимать которые технически сложно и дорого, а реальная стоимость их невелика.

Таким образом, указанное в вопросе разногласие имеет место не между учеными, а между владельцами RMS "Titanic” и, скажем так, сообществом заинтересованных неравнодушных людей. В любом случае на данный момент острота дискуссии снята: в мире есть всего 5 аппаратов, способных работать на глубине, где лежит «Титаник»: 2 российских «Мира», японский Shinkai 6500, французский Nautil и американский Alvin. Сама фирма то ли разорилась, то ли еще нет, но на новые экспедиции денег не имеет и, с учетом мирового кризиса, вряд ли в ближайшее время будет иметь.

А что касается моей личной точки зрения, то мне, честное слово, все равно. Артефактов на дне, как я уже написал, практически не осталось. Если кто-нибудь захочет «вбухать» огромные деньги в поиски еще не обнаруженных предметов (чем черт не шутит, может, и повезет) – пусть «вбухивает». В любом случае, к науке эти работы никакого отношения не имеют.


 2. Согласны ли Вы с прогнозами некоторых ученых относительно полного разрушения целостности конструкции носовой части «Титаника» в течение ближайших 20 лет?

Я не являюсь специалистом в области скорости коррозии стали в морской воде, поэтому могу высказать только собственное мнение, основанное на личном впечатлении.

«Титаник» затонул в 1912 (скоро сто лет справлять будем) году, Баллард нашел его в 1985, через 73 года. Наши «Миры» впервые погрузились к «Титанику» в 1989, последний раз, если не ошибаюсь, в 2005. В течение этих 16 лет мы работали на «Титанике» много раз (точное количество экспедиций назвать сразу не могу, где-то около 10), общее количество наших погружений к нему перевалило за сотню. За это время зримым изменениям подверглись районы разлома как на носовой, так и на кормовой частях. Там процессы разрушения идут быстрее, количество фрагментов перержавевших листов, отделившихся от корпуса и опустившихся на дно, постоянно растет. Однако мне кажется (просто сопоставляя прошедшие временные отрезки и видимую скорость коррозии судна), что в ближайшие 20 лет корпусу «Титаника» значительные разрушения не грозят. Но когда-нибудь он, конечно, окончательно рассыплется, превратившись в гору ржавчины.


3. Понимаем, что этот вопрос поднимался на протяжении последних 2 десятилетий, но всё же осмелимся спросить: возможен ли в настоящее время подъем (с учетом последних достижений научно-технической революции в мире) более крупных, нежели знаменитый «Big Piece», фрагментов «Титаника» со дна Атлантического океана?
 

Технически это возможно, практически – вряд ли. Вопрос простой: кто будет за это платить, и зачем ему это нужно. Стоимость такой операции будет исчисляться десятками миллионов долларов (в зависимости от величины предполагаемых фрагментов). Ну, и, конечно, технические возможности тоже не беспредельны, речь идет именно о фрагментах в несколько тонн.

 

4. Многие слышали о том, что факторы антропогенного происхождения оказывают существенное влияние на процесс естественного разрушения «Титаника». Так ли это на самом деле, или роль человеческого «вмешательства» заметно преувеличена в СМИ?

С моей точки зрения эти разговоры – чистой воды спекуляция. Эти факторы ничтожны по сравнению с постоянным действием переменных по направлению мощных придонных течений.
С уважением, Сергей Смолицкий, старший механик глубоководных обитаемых аппаратов «Мир».


***

Материал подготовили: Михайлов Андрей, Федоров Павел.
Редакция сайта выражает большую благодарность старшему механику ПОА "МИР" С. Смолицкому за ответы на вопросы.

*При необходимости использования материалов сайта предварительно свяжитесь с администрацией*
*Копирование ограничено*


Категория: RMS "Titanic" | Добавил: Britannic (06.02.2010) | Автор: Михайлов Андрей, Федоров Павел.
Просмотров: 15462 | Комментарии: 12 | Теги: RMS Titanic | Рейтинг: 4.6/28
Всего комментариев: 12
12 Юлия  
0
Даже странно, как кому-то могла прийти в голову идея о поднятии Титаника с океанского дна, она кажется абсолютно кощунственной.
Мне Титаник представляется всё ещё живым, хранящим свои тайны в глубинах времени и океана. И не надо тревожить его покой.

11 ddd  
0
А вы знаете что у титаника и конкордии один владелец?

10 ddd  
0
Поднимут и сделают музей, лет эдак через 100

8 валерий  
0
и не нужно его поднимать,это история.... это судьбы........ пусть я и далеко глуп,и мало чего знаю,но пусть судно и человеческие жертвы покоятся миром.! это история,это легенда,это трагедия..... пусть же она останется в наших сердцах и памяти ,нежели в обломках груда металла и бесполезной волокни.....................

9 Majestic  
0
Спасибо за ваш ответ. Я абсолютно с вами согласен.

7 вася  
0
я как старший помощник капитана исследовательского судно РВК68 могу сказать вам точно что корабль титаник достать можно но это будет стоить 10ки миль долларов так что не одна кампания за это не возьмется

6 Titanic  
0
Поднять Титаник из глубины 3700 метров НЕВОЗМОЖНО!!!А если кому-нибудь и удастся поднять лайнер из-под воды,он просто развалится и привратится в гору металолома.Коррозия сделала своё дело.

5 игорь  
0
прикольно!и я думаю не достать его.

3 Сергей  
0
Уже много лет интерисуюсь историей Титаника, и уже 3 года интерисует вопрос возможно ли все таки технически поднять лайнер со дна океана.

4 Britannic  
0
Теоретически - да, практически (на данном этапе развития подводной техники) - нет, если Вы имеете в виду цельную носовую часть, а не отдельные ее фрагменты.

2 kostelo  
0
Нда!естественно никто его уже от туда не подымет!

1 Marconi  
0
Интересная статья!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]