Главная » Статьи » RMS "Titanic" |
Тайны "Титаника".
15 апреля 2010 года исполнится 98 лет с того момента, как холодные воды Атлантического океана за пару часов поглотили одно из чудес инженерной мысли начала 20 века – лайнер «Титаник». В тот страшный день человечество потеряло не просто судно, которому с самого рождения была приготовлена роль «плавучего дворца»… Мир лишился значительно большего: 1503 жизней, 1503 судеб, 1503 неповторимых историй. Череда случайностей и злой рок превратили первое плавание «Титаника» в траурную ленту, протянувшуюся от порта Саутгемптон к противоположной стороне Атлантического океана. О «Титанике» не забыли даже после грома двух мировых войн, страшных эпидемий и стихийных бедствий. Четырехтрубный лайнер, идущий навстречу своей гибели, стал, в какой-то степени, символом 20 века: его атмосфера побуждала ученых организовывать экспедиции, а режиссеров – снимать все новые и новые киноленты. Тайны «Титаника», пролетев через годы, со временем трансформировались в некие полуфантастические истории, интересные для любителей «неизведанного», но совершенно необъективные для исследователей. Именно поэтому мы, проанализировав массу вопросов, поставленных представителями «молодого поколения», выбрали наиболее существенные из них и задали старшему механику подводных обитаемых аппаратов «МИР» (Института Океанологии им. П. П. Ширшова Российской Академии Наук) Сергею Смолицкому, принимавшему участие в экспедициях по исследованию остова «Титаника», линкора «Бисмарк» и многих других объектов, покоящихся на дне Мирового океана. 1. Сергей, насколько Вы понимаете, среди ученых существует несколько мнений по вопросу поднятия артефактов с затонувшего лайнера «Титаник». Одна «категория» исследователей добивается свертывания программы извлечения предметов с места последнего пристанища этого судна, другая - напротив: настаивает на продолжении работ. К какой из этих условных групп Вы относите себя? Во-первых, я бы не сказал, что это разногласия между учеными. Ученые, как таковые, вопросами «Титаника» не занимаются, поскольку делать им там особо нечего. Наша группа работала на «Титанике» по программам кино- и видеосъемок, а также с образовательной целью – доставляла экскурсантов в рамках специальной образовательной программы. Параллельно группа ученых нашего Института вела с борта «Академика Келдыша» комплексные исследования океана (в этом районе встречаются теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение, поэтому он очень интересен для специалистов самых разных научных профилей). Сам же «Титаник» для ученых большого интереса не представляет. Теперь посмотрим на этот вопрос с правовой стороны. Согласно действующим законам, правом собственности на все останки кораблекрушения обладает компания, выплатившая страховую премию пострадавшим (если таковая выплачивалась). В случае «Титаника» такая выплата имела место, хотя была смехотворного размера. Дело в том, что с иском о возмещении ущерба обратились лишь несколько беднейших пассажиров, которым посчастливилось спастись. Вскоре, после того, как останки «Титаника» стараниями Роберта Балларда были обнаружены, несколько предприимчивых людей создали компанию RMS "Titanic” и обратились к компании-правопреемнице той, что выплатила страховку, с просьбой продать им права на останки лайнера. Поскольку на тот момент это были права на гору металла где-то посередине Атлантики на глубине более 3700 метров, страховщики с радостью уступили свои права за небольшую сумму. После этого RMS "Titanic” стала полноправной владелицей всего лежащего на дне имущества затонувшего «Титаника». Как вам, вероятно, известно, при затоплении «Титаник» переломился: корма лежит в нескольких сотнях метров от носа. Область дна между носовым и кормовым фрагментами на момент обнаружения лайнера была усеяна разнообразными предметами, выпавшими из частей корпуса. Их и стала поднимать компания RMS "Titanic”. Они (представители фирмы - прим. редакции) создали передвижной музей, и большая часть артефактов находится именно там. Другая часть продана с аукциона различным лицам и компаниям. Практически никто, кроме этой фирмы артефакты с «Титаника» не поднимал (если быть совсем точными, какое-то их количество было поднято в самом начале, до организации RMS "Titanic”). На сегодняшний день на «поле обломков» (так называется этот район) осталось мало чего: главным образом уголь, который мало кого интересует (правда, его тоже продавали в расфасованном виде в качестве сувенира), и крупные фрагменты (например, несколько огромных судовых котлов), поднимать которые технически сложно и дорого, а реальная стоимость их невелика. Таким образом, указанное в вопросе разногласие имеет место не между учеными, а между владельцами RMS "Titanic” и, скажем так, сообществом заинтересованных неравнодушных людей. В любом случае на данный момент острота дискуссии снята: в мире есть всего 5 аппаратов, способных работать на глубине, где лежит «Титаник»: 2 российских «Мира», японский Shinkai 6500, французский Nautil и американский Alvin. Сама фирма то ли разорилась, то ли еще нет, но на новые экспедиции денег не имеет и, с учетом мирового кризиса, вряд ли в ближайшее время будет иметь. А что касается моей личной точки зрения, то мне, честное слово, все равно. Артефактов на дне, как я уже написал, практически не осталось. Если кто-нибудь захочет «вбухать» огромные деньги в поиски еще не обнаруженных предметов (чем черт не шутит, может, и повезет) – пусть «вбухивает». В любом случае, к науке эти работы никакого отношения не имеют. 2. Согласны ли Вы с прогнозами некоторых ученых относительно полного разрушения целостности конструкции носовой части «Титаника» в течение ближайших 20 лет? Я не являюсь специалистом в области скорости коррозии стали в морской воде, поэтому могу высказать только собственное мнение, основанное на личном впечатлении. «Титаник» затонул в 1912 (скоро сто лет справлять будем) году, Баллард нашел его в 1985, через 73 года. Наши «Миры» впервые погрузились к «Титанику» в 1989, последний раз, если не ошибаюсь, в 2005. В течение этих 16 лет мы работали на «Титанике» много раз (точное количество экспедиций назвать сразу не могу, где-то около 10), общее количество наших погружений к нему перевалило за сотню. За это время зримым изменениям подверглись районы разлома как на носовой, так и на кормовой частях. Там процессы разрушения идут быстрее, количество фрагментов перержавевших листов, отделившихся от корпуса и опустившихся на дно, постоянно растет. Однако мне кажется (просто сопоставляя прошедшие временные отрезки и видимую скорость коррозии судна), что в ближайшие 20 лет корпусу «Титаника» значительные разрушения не грозят. Но когда-нибудь он, конечно, окончательно рассыплется, превратившись в гору ржавчины. 3. Понимаем, что этот вопрос поднимался на протяжении последних 2 десятилетий, но всё же осмелимся спросить: возможен ли в настоящее время подъем (с учетом последних достижений научно-технической революции в мире) более крупных, нежели знаменитый «Big Piece», фрагментов «Титаника» со дна Атлантического океана? Технически это возможно, практически – вряд ли. Вопрос простой: кто будет за это платить, и зачем ему это нужно. Стоимость такой операции будет исчисляться десятками миллионов долларов (в зависимости от величины предполагаемых фрагментов). Ну, и, конечно, технические возможности тоже не беспредельны, речь идет именно о фрагментах в несколько тонн. 4. Многие слышали о том, что факторы антропогенного происхождения оказывают существенное влияние на процесс естественного разрушения «Титаника». Так ли это на самом деле, или роль человеческого «вмешательства» заметно преувеличена в СМИ? С моей точки зрения эти разговоры – чистой воды спекуляция. Эти факторы ничтожны по сравнению с постоянным действием переменных по направлению мощных придонных течений. С уважением, Сергей Смолицкий, старший механик глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». *** Материал подготовили: Михайлов Андрей, Федоров Павел. Редакция сайта выражает большую благодарность старшему механику ПОА "МИР" С. Смолицкому за ответы на вопросы. *При необходимости использования материалов сайта предварительно свяжитесь с администрацией* *Копирование ограничено* | |
Просмотров: 15462 | Комментарии: 12 | | |
Всего комментариев: 12 | ||||||||||
| ||||||||||