Главная » Статьи » Катастрофы на воде. |
Прежде всего, нужно сказать, что самолеты Ли-2 не являются
изобретением Советских конструкторов. Эти машины, имеющие внешний облик и
многие технические характеристики своих зарубежных «родственников» DC-3 «Дуглас», производились
в СССР по лицензии компании Соединенных Штатов именно потому, что отвечали
требованиям отечественной авиации к высокоскоростным и вместительным транспортным
самолетам. Во время войны (мы говорим о событиях 1941-1945 гг.) подобные
самолеты, помимо своего прямого назначения, использовались в качестве десантных
машин (модификация Ли-2Д) и бомбардировщиков (Ли-2ВВ). Учитывая высокие летные
и технические характеристики, Ли-2 был признан одним из самых лучших
«транспортников» за все время ведения боевых действий. Если принять к сведению
и тот факт, что значительная часть боеприпасов и продуктов, предназначавшихся
отрядам советских партизан, была доставлена именно этими самолетами, то общая
роль Ли-2 в деле Победы приобретает более совершенные черты. Вернемся к «нашему» самолету. 27 июля 1941 года выдался трудным военным днем: войска 22-й армии Западного фронта вели тяжелые бои с наступающими частями Вермахта в районе Великих Лук, а подразделения 26-й армии наносили стремительные контрудары по главным силам 1-й немецкой танковой группы. Тремя днями ранее, авиация захватчиков смогла прорвать защитное кольцо ПВО над Москвой, и первые нацистские бомбы поразили ряд объектов столицы. Самолет Ли-2, принадлежавший 18-му авиаполку и готовившийся к вылету в Андреаполь (Тверская область), стоял на полевом аэродроме «Едрово» и ждал технический персонал с увесистыми ящиками боеприпасов, которые нужно было доставить в пункт назначения. По завершении сборов, легко оторвавшись от земли, надежная машина взмыла ввысь, положив начало сложному, многокилометровому перелету. По словам оставшихся в живых летчиков, вначале полет
проходил в штатном режиме, однако на половине пути к Ли-2, как бы невзначай,
пристроилась пара немецких истребителей. Дальнейшие события напоминают страшные
кадры военного фильма-катастрофы: перегруженная машина, лишенная поддержки
пулеметов штурмана и стрелка-радиста (на Ли-2 в начале войны средства обороны
вообще не предусматривались), пролетавшая в момент яростной атаки озеро Сиг и
снизившаяся до высоты Об уникальной машине, покоящейся на дне озера, помнили жители окрестных деревень. Еще в 1942 году была предпринята попытка поднять самолет на поверхность, однако она не увенчалось успехом. Новый виток поисковых работ (к 1970-му году точное местоположение Ли-2 уже было тайной) начался в середине 1980-х, когда пилот частного спортивного самолета, пролетая акваторию озера Сиг, смог разглядеть сквозь мощный слой воды очертания 20-метрового фюзеляжа и крыльев описываемой нами машины. С тех пор самолет активно посещается дайверами: в феврале 2010 года стартует очередная «подледная» экспедиции Тверского Подводного Клуба, члены которого вложили немало средств и сил в дело изучения этих исторических остатков. Авторы статьи планируют посетить Ли-2 летом 2010 года: в ходе осмотра мы попытаемся составить наглядную схему расположения обломков на дне, а также "зафиксировать" нынешнее состояние объекта с помощью средств подводной фото- и видеотехники. Пусть, некоторая часть тайн этого самолета уже раскрыта - мы не гонимся за сенсациями и ненужной «шумихой» в прессе. Новый визит будет лишь напоминанием о том, что нам не нужно забывать события той страшной войны. Мы верим, что холод, тьма, луч фонаря, высвечивающий из мрака руку, гладящую ржавый остов самолета, многотонными молотами выбьют вечные слова жизни: «Никто не забыт, ничто не забыто». Автор: Федоров Павел
(Москва) Соавтор: Михайлов
Андрей (Ленинград) | |
Просмотров: 5348 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||