• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Раскопки античного судна.

Призрачный отблеск сокровищ затонувших средневековых галеонов, охота за античными сувенирами, доступность легководолазного снаряжения и неопределенность международных законов об охране исторических памятников привели к массовому разграблению и уничтожению исторических и археологических объектов в прибрежных зонах многих стран, главным образом Средиземноморского и Карибского бассейнов. Пока идут длинные дискуссии о том, кто такие искатели сокровищ и охотники за сувенирами – археологи-любители или вандалы, многочисленные экспедиции, вооруженные аквалангами и компрессорами, подводными металлоискателями и грунтососами, до основания перемалывают бесценные остатки корпусов древних кораблей. Даже специально организованные службы охраны подводных памятников, институты морской археологии и другие организации не могут существенно исправить ситуацию. Волей-неволей морские археологи обращают свое внимание на суда, затонувшие на значительных глубинах, там, где водолазу без специальной тяжелой техники работать практически невозможно.

Одной из первых подводных археологических экспедиций по обследованию останков античного судна, находящегося на недоступной легководолазам глубине, является обследование судна, затонувшего в районе острова Липари в Средиземном море.

Впервые внимание к этому району было привлечено в 1967 году, когда на местном «черном» рынке античных сувениров были конфискованы и переданы в музей поднятые из-под воды амфоры и чернолаковая керамика, датируемая 3 веком до н. э. Двумя годами позднее западногерманская подводная археологическая экспедиции, установив ориентировочно предполагаемый район гибели судна, провела предварительную разведку памятника, используя обычные акваланги. Первые спуски показали, что останки судна лежат на глубине около 60 метров, однако во время одного из погружений руководитель экспедиций и один из ее членов погибли. С тех пор судно до самого последнего времени оставалось нетронутым.

В 1975 году к директору Института морской археологии США обратился с необычным предложением начальник водолазной школы итальянской фирмы подводно-технических работ ССОС. Администрация школы, заявил он, считала бы целесообразным, чтобы водолазы в процессе учебных погружений в море выполняли какую-либо интересную работу на грунте. Это повысит интерес водолазов к учебным спускам и повысит тем самым качество обучения.

По мнению школы, такой работой могло быть археологическое обследование подводного объекта, расположенного на достаточно большой глубине. Институт морской археологии США с интересом отнесся к предложению водолазной школы итальянской фирмы, понимая, что приложение современной глубоководной водолазной техники к подводным археологически объектам может дать уникальный результат. Было решено использовать учебно-тренировочное судно фирмы ССОС «Корсар», имеющее на борту водолазный комплекс, приспособленный к многосуточному пребыванию в нем людей под давлением, для поиска и осмотра остатков античного судна у берегов острова Липари.

В 1976 году объединенная группа водолазов-курсантов фирмы ССОС и сотрудников Института морской археологии провела предварительную разведку в районе гибели судна. За месяц работы всем членам группы удалось провести на грунте в сумме 5 часов 30 минут. Водолазы-курсанты использовали для погружения гелио-кислородную дыхательную смесь и проводили на грунте по 20 минут на спуск. Археологи работали в аппаратах на сжатом воздухе; на грунт и на поверхность их доставляли с обеспечивающего судна в водолазном колоколе.

За эти пять с половиной часов было найдено место гибели судна и проведены предварительные раскопки. Удалив слой песка, водолазы обнаружили ровные ряды лежащих друг на друге амфор. Большая глубина спасла их от грабителей – местные охотники за сувенирами, не имея водолазного судна, смогли подобрать то, что лежало на поверхности дна. Ровные, не потревоженные ряды амфор давали основание считать, что под ними может быть скрыта часть корпуса судна.

В августе 1977 года «Корсар» вернулся к берегам Липари. На этот раз в барокамере судна жили, поочередно через неделю сменяя друг друга, три группы водолазов по четыре человека. Они провели под давлением в режиме насыщения в сумме 21 сутки и за месяц экспедиционных работ были на грунте в общей сложности 157 часов. Декомпрессия каждой группы водолазов после семисуточной жизни под давлением продолжалась по 33 часа.

Дважды в день, утром и вечером, водолазы попарно уходили в водолазном колоколе под воду. Пока один из них работал в воде, второй страховал его из колокола.

В задачу водолазов входила предварительная расчистка места раскопок от песка, ила, битых амфор и пр. Расчистка производилась вручную, так как грунтосос 10-сантиметрового диаметра, который был у экспедиции, мог засосать и повредить хрупкие предметы.

Археологи контролировали работу водолазов с помощью подводной телевизионной установки, однако муть поднятая со дна при раскопках «ослепляла» телевизионную камеру. Телефонная связь также оказалась неудовлетворительной, так как искажение голоса водолазов, дышащих гелио-кислородной смесью, делало их речь неразборчивой. В итоге археологам пришлось наблюдать за раскопками с помощью двухместного подводного аппарата P-51 фирмы «Перри ошеанографикс» (США) и привязанной наблюдательной камеры «Робертина» итальянской фирмы «Драсс».

Видеомагнитофонные записи и фотографии, сделанные водолазами и археологами, позволили с достаточной точностью восстановить картину раскопок.

Останки судна располагались на глубине 60 метров на крутом 45-градусном склоне. Верхняя часть места раскопок защищена от оползающего сверху песка своеобразным барьером из обломков скал. Именно на этом участке водолазы обнаружили лежащие в несколько слоев амфоры. Амфоры бережно удалили, и под нижним слоем открылись останки корпуса самого судна. Расчистка этого места позволила обнажить почти 6 квадратных метров площади борта судна.

Вскрытый кусок борта состоял из толстых шпангоутов длиной по нескольку метров и прикрепленных к шпангоутам медными гвоздями досок обшивки. Более тщательный осмотр борта показал, что отдельные доски обшивки крепились между собой соединением по способу «шип-паз».

Находка подтвердила гипотезу о том, что античные корабелы строили суда в порядке, обратном современному. Сначала они изготавливали и собирали обшивку судна, а затем в уже готовой «скорлупе» корпуса крепили шпангоуты. Когда в судостроительную практику внедрился современный способ – сначала поперечный и продольный набор, а затем обшивка – до сих пор не ясно.

За месяц экспедиционный работ водолазы подняли на поверхность 52 амфоры и более 100 изделий кампанийской керамики. Многие амфоры имели остатки пробок в горлышках, а на внутренних стенках следы когда-то залитого в них вина и оливкового масла.

Тип амфор и другой керамики позволил археологам определить время гибели судна. Оказалась, что оно затонуло в первой четверти 3 века до н. э.

В течение последних десяти дней экспедиции водолазы укрывали место раскопок сплошным слоем мешков с песком и галькой с тем, чтобы защитить останки судна от действий течений и нашествия современных грабителей.

Археологи считают, что основная часть корпуса судна еще не раскопана. Остались не обследованными наиболее любопытные для них места: жилые помещения корабля и камбуз. Именно эти участки судна дают археологам наиболее интересный материал, свидетельствующий о быте прошлых времен.

Опыт раскопок античного судна, лежащего на глубине 60 метров, оказался настолько удачным, что эти работы в скором времени будут продолжены.

Автор: Л. Боровиков, кандидат технических наук.

Набор (со страниц журнала "Спортсмен-Подводник"): А. Михайлов, П. Федоров.

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (31.01.2010) | Автор: Л. Боровиков
Просмотров: 1468 | Теги: Экспедиции | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]