• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Находки аквалангистов – древние якоря.

Расскажем о двух чрезвычайно интересных находках аквалангистов Запорожского областного краеведческого музея.


В мае 1974 года аквалангист Хортицкой гидроархеологической экспедиции Н. Романов при обследовании дна Днепра у северного берега острова Хортица обнаружил необычный якорь, находившийся в 6 метрах от берега и на глубине 3.5 метра. Якорь был почти полностью скрыт песком, виднелась только часть рыма. После раскопок якорь подняли. Он оказался в прекрасной сохранности. Два его рога, ассиметричные в верхней части, прикреплены перпендикулярно к веретену кузнечной ковкой. Лапы как таковые у якоря отсутствуют, но кончики рогов на 6 сантиметров отогнуты параллельно веретену и расклепаны в виде трапециевидных лопаток. В центре нижней части якорь имеет выступающую на 4 сантиметра пятку. Рога и место их соединения плоские, веретено в сечении круглое, а в верхней части тоже плоское и имеет два отверстия – верхнее для рыма, нижнее для несохранившегося штока. Верхняя часть веретена в месте отверстия расширена. Длина веретена якоря – 86 сантиметров, размах рогов – 65, диаметр рыма- 14 сантиметров.


В августе 1977 года при обследовании аквалангистами Запорожского машиностроительного института дна бухты Песчаной в Черном море у мыса Лукулл, на месте предполагаемой пристани поселения 4-2 веков до н. э., на глубине 4.5 метров в 175 метрах от берега найден его один якорь - обросший водорослями, камнями и ракушками. Аквалангист принял его за обычный адмиралтейский якорь 18 века. Однако более детальное обследование находки позволило определить, что это чрезвычайно интересный памятник истории. Во время подъема якоря на борт экспедиционного судна «Поиск» обломился кончик одного из рогов. В изломе видно, что покрытый окаменевшими моллюсками металл якоря процентов на восемьдесят пять окислился, не изменилась только «сердцевина». Покрытие из моллюсков как бы сцементировало якорь, сохранило его форму. Рога у этого якоря расположены к веретену перпендикулярно, лапы отсутствуют, в нижней части выступает на 7 сантиметров круглая в сечении пятка. В верхней, расширенной, части веретена – два отверстия для рыма и штока, который не сохранился. Длина веретена 158 сантиметров, размах рогов 102, диаметр рыма 22 сантиметра.


Теперь объясним, чем же замечательно эти находки. Дело в том, что якорь этого типа имеется только в Херсонесском музее. Найден якорь в Черном море, недалеко от Херсонеса. Однако он в плохой сохранности: разломан на две части. Первые железные якоря, согласно письменным источникам, появились около 7 века до н. э. в Средиземноморье. Древнегреческий поэт 7 века до н. э. Ариан пишет, что в храме богини Фазы он видел каменные и железные якоря греков. Писатель 2 века до н. э. Павсаний в своем труде «Описание Эллады» рассказывает, что первый железный якорь в 7 веке до н. э. изготовил фригийский царь Мидас, в честь чего основанный город получил название Анкира, что значит – якорь (нынешняя Анкара). Известный греческий историк и географ Страбон (63 г. до н. э. – 17 г. н. э.) в своей «Географии» сообщает: первый железный «двузубчатый» якорь Древний якорь, найденный у острова Хортица.изобрел в 7 веке до н. э. греческий ученый, скиф по происхождению, Анахарсис. Список имен тех, кому приписывается изобретение якоря, можно было бы продолжать, так как разные источники называют разные имени, однако в одном их данные совпадают: железный якорь появился в Средиземноморье около 7 века до н. э.

Ни в одном музее мира якорей, датированных 7 веком до н. э., нет. Несколько якорей, хранящихся в музеях Европы, относятся к первым векам нашей эры. Представление о более ранних якорях нам дают только их изображения на монетах 6-4 веков до н. э. По ним конструкция самого древнего железного якоря видится такой: он двурогий, со съемным штоком, без лап, с выступающей внизу пяткой. Подобная реконструкция по монетам подтверждается и единичными находками римских якорей первых веков н. э. От якорей, найденных в Днепре и Черном море, они отличаются только тем, что имеют съемные металлические штоки и несколько иные, более совершенные рога.

В том, что речь идет об одном из первых якорей, нет сомнения. В пользу этого свидетельствует следующее. В 7 веке до н. э. внимание греков привлекло Северное Причерноморье. Одним из древнейших мест греческой колонизации был Днепровско-Бугский лиман. Конечно же, древние мореходы, отправляясь в дальние, опасные путешествия, оснастившись самой современной техникой, в том числе и железными якорями. Так, начиная с 7 века до н. э. якоря древних греков попадают на территорию нашей страны в указанные выше районы.


Более того. Якоря в Черном море найдены рядом с поселением древних греков, в местах стоянок судов, а в пользу древности якоря из Днепра, кроме его полной идентичности черноморским, свидетельствует то, что найден он в месте, где при строительстве Днепрогэса со дна реки была поднята амфора с монетами с монетами 1 века до н. э.

На известных науке римских якорях штоки съемные железные. На наших – отверстия под штоки деревянные, что свидетельствует о более примитивной, а значит, и более ранней конструкции. Об этом же свидетельствует и изгиб рогов по всей длине у римских якорей – опять-таки усовершенствование по сравнению с перпендикулярным расположением к веретену у наших.


Якоря, которые мы пока датируем 5-1 веками до н. э., являются интереснейшими памятниками древнего судоходства на территории нашей страны. Поиск продолжается.


Авторы: Г. Шаповалов, директор Запорожского областного краеведческого музея.

               О. Быковский

Набор (со страниц журнала Спортсмен-Подводник): П. Федоров, А. Михайлов

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (21.02.2010) | Автор: Г. Шаповалов, О. Быковский
Просмотров: 4045 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]