• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

На Дальнем Севере


Группа подводного поиска, в состав которой вошли аквалангисты и водолазы спортивно-технических клубов Москвы и Ленинграда, в период летних отпусков начала поиски затонувшего ледокольного парохода «Вайгач». Поисковые работы были организованы при содействии Географического общества Союза ССР.

Ледокольный пароход «Вайгач» был построен в 1909 году специально для гидрографических работ в морях Арктики. Имел длину корпуса 54 метра, ширину 11 метров, водоизмещение 1200 тонн. В биографии «Вайгача» много славных страниц по истории освоения Арктики. Вместе с судном «Таймыр» он служил базой экспедиции в Северном Ледовитом океане, осуществленной в 1910-1915 годах. Эта экспедиция почти заново дала описание всего северного побережья России. Она сделала и выдающиеся географические открытия – впервые обошла остров Врангеля, а в 1913 году на судах «Вайгач» и «Таймыр» прошла у восточных берегов Северной земли. В 1914-1915 годах о судне «Вайгач» узнал весь мир. Впервые в истории освоения Арктики экспедиция на этом судне с зимовкой в проливе Бориса Вилькицкого освоила Северный морской путь от Владивостока до Архангельска. Затонул «Вайгач» в 1918 году в шторм, от удара о скалу в Енисейском заливе.

Группу поиска возглавил ленинградец, инженер и водолаз С. Игнатьев. Кроме него в состав группы вошли ленинградцы Ю. Шишов, Н. Сигаев, В. Лапин, М. Диденкова, О. Петраков, М. Михайлова, М. Руно, а также москвичи В. Шайтанов (кинооператор), И. Михайлова (фотограф).

К выезду готовились долго. Собрали из архивов, исторических источников материал по истории судна «Вайгач». В свободное от работы время привели в порядок акваланги, гидрокостюмы, компрессорное оборудование и другое снаряжение. Первой поставили задачу: ознакомиться с районом места гибели «Вайгача» и провести пробные кинофотосъемки под водой. Конечно, в душе каждый мечтал: а вдруг сразу повезет – найдется и судно… Но учитывали, что поиски в северных водах труды, а у самой скалы глубина не малая, по лоциям – до 41 метра. Так что сразу решили посвятить поискам «Вайгача» не один отпуск, а два-три. Но беспокоило, что, несмотря на большую помощь со стороны Географического общества Союза ССР, группа была общественной. Как-то встретят ее на Севере? Помогут ли добраться до места поиска. Сможет ли группа достать плавсредства, с которых можно совершать подводные погружения.

Из Ленинграда прибыли в Архангельск, оттуда на гидрографическом судне «Валериан Альбанов» направились к острову Диксон. На судне впервые почувствовали суровое дыхание Севера. Плохая погода и ледовая обстановка задерживали продвижение. Переход до Диксона длился 10 суток! А ведь каждый день отпуска был дорог. Ну и, конечно, кое-кто познакомился с настоящей качкой, да и с морской болезнью…

На холодном Севере согревало человеческое добро, товарищество. Правда, в первые дни команда «Валериана Альбанова» приглядывалась к участникам поиска с любопытством и даже с некоторым недоверием. Не все могли представить, что они в свой отпуск и за свой счет едут не отдыхать, а работать под водой, и не куда-нибудь, а на Север. Но пока судно шло к Диксону, дружба крепла. Участники поиска рассказывали о Ленинграде, о Москве, о спортивной, поисковой и своей основной работе, и лед недоверия был сломан.

На самом острове руководящие партийные и советские работники сделали все, чтобы группа смогла приступить к обследованию места гибели «Вайгача». Особенно помогли второй секретарь райкома партии М. М. Карпенко, начальник гидрографической службы В. П. Ковалев.

На острове получили во временное пользование лодку типа «Дора» и лодку «Казанку». Прямо к мысу Ефремов камень группу доставил промерный катер гидрографической базы Диксона «Галс».



На Ефремовом камне разбили палаточный лагерь. Обследование района гибели «Вайгача» начали с траления. Искали скалу Вайгач. Эта скала ранее даже не была обозначена на морских картах, название ей дали после гибели судна, которое ударилось о ее вершину, скрытую водой. Но карта картой, а на поиски скалы ушло четыре дня.

Наступил день долгожданных погружений… Первым под воду со страховкой пошел Ю. Шишов. Вскоре он показался на поверхности. Вынув изо рта загубник, с горечью сказал:

- Плохо дело, ребята. Видимости никакой. Вытянутой руки не видно. Поиск придется проводить на ощупь.

Впоследствии у моряков и местных жителей узнали, что прозрачность воды в этом районе улучшается до полутора метров только при северных ветрах, которые пригоняют сюда прозрачные морские воды.

Каждый день, с раннего утра, начинали подводные обследования. Под воду уходили самые опытные аквалангисты и водолазы – С. Игнатьев, В. Лапин, Н. Сигачев, В. Шайтанов.

…С 40-метровой глубины мрачной громадой возвышается скала Вайгач – незримая морская смерть. Не один «Вайгач» получил о нее смертельную пробоину. Как рассказали местные жители, в 1944 году, в непогоду, на скалу напоролось крупнотоннажное судно «Либерти», поставлявшее в Советский Союз грузы по ленд-лизу. Выражение «напороться на скалу» не значит, что «Либерти», да и «Вайгач» камнем опустились к ее подножию. Шла борьба за жизнь судна, пока оно не потеряло плавучесть… За это время судно могло отнести ветром или течением в сторону. Словом, был нужен поиск и поиск.

Под водой С. Игнатьев включил подводный фонарь. Получился тусклый желтый глазок. Свет его был слишком слаб, а в кромешной тьме бессмысленно, да и опасно погружаться на предельную для аквалангистов глубину – в 40 метров. Ведь на такой глубине воздуха хватит всего на 10 минут. А вдруг при подъеме на поверхность встретятся препятствия – клубки тросов, куски железа, проволока, которые задержат под водой. Рисковать нельзя. Значит, в эту поездку из-за отсутствия хороших осветительных приборов, придется проводить обследование выступов скалы на глубине всего лишь до 10 метров. В одном из погружений руки С. Игнатьева натолкнулись на груду металла. Нащупал кусок судовой обшивки, шестерни, болты, металлические стержни – возможно, от разбитого судового двигателя. Другие аквалангисты тоже нашли детали из металла. На поверхность подняли то, что было по силам. Рассмотрели. Среди находок оказались и детали от телефонного аппарата.

Имеют ли эти находки отношение к судну «Вайгач» покажет сверка найденных предметов с чертежами машины «Вайгача». Если их принадлежность к судну будет установлена, значит и сам пароход должен быть где-то на грунте, у подножия скалы.

Кроме поисков «Вайгача» группа выполнила задание комиссии краеведения Географического общества: собрала образцы грунтов и минералов, гербарии из водных растений.

Перед отъездом на маленьком безымянном островке, расположенном между скалой Вайгач и мысом Ефремов камень, был сложен постамент и установлена пока временная мемориальная доска с надписью: «Вблизи этого места погиб ледокольный пароход «Вайгач». Потомки помнят. Общественная группа «Поиск».

Поисковая группа намерена продолжить свою работу.

К следующей поездке будет подготовлено мощное подводное освещение. Конструкция трала переделывается с таким расчетом, чтобы он шел над дном примерно на высоте палубных надстроек «Вайгача». Это исключит зацепы за камни и увеличит шанс найти судно.

Девиз группы прежний – не отступать. «Вайгач» будет найден!

Автор: В. Быков

Набор (со страниц журнала "Спортсмен-Подводник"): А. Михайлов, П. Федоров


Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (21.02.2012) | Автор: В. Быков
Просмотров: 2091 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]