• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Летняя подводная экспедиция.

В июле-августе 2010 года наша экспедиционная команда планирует провести исследования (под ними понимается визуальный осмотр, фото- и видеосъемка, составление текстового отчета и вычерчивание наглядных схем) ряда объектов, затонувших в акватории Черного моря, Финского залива, Ладожского озера и природного водоема Сиг. Для обеспечения большей мобильности и упрощения  процесса подготовки все намеченные мероприятия будут разделены на три группы (Северный, Черноморский и Тверской этапы) в зависимости от физико-географического положения целей и времени их обследования. 

 

Чтобы познакомить читателей с масштабом будущих работ, приводим список объектов, которые мы планируем осмотреть в рамках летней подводной экспедиции в 2010 году.

 

1) Днищевая часть крейсера «Аврора». Была отделена от сохраненного «массива» корабля в ходе восстановительных мероприятий 1984-1987 гг. по причине изношенности и подверженности процессам коррозии. Использовалась в качестве дебаркадера для разделки и обработки морепродуктов в районе бывшей военно-морской базы «Ручьи». Во время работ по сооружению волноломов (данный фрагмент планировалось установить на грунте в качестве одной из секций берегозащитного укрепления) днищевая часть «ушла» с заданной траектории и, вследствие неравномерной загруженности каменным материалом, перевернулась.

 

В настоящее время 90-метровый фрагмент крейсера лежит на глубине 3 метров и является своеобразной достопримечательностью западной части Финского залива. По словам подводников, ранее бывавших на объекте, днищевая часть сохранила многие черты образца военного кораблестроения конца 19 века; помимо этого, в «недрах» обломков «Авроры» имеются помещения душевых кабин, вереницы коридоров, остатки вскрытых переборок и некоторые детали интерьера.

 

2) Опытовое судно «Севастополь» (П-163). Один из самых загадочных объектов Северного этапа летней экспедиции 2010 года. Несмотря на множество попыток исследователей, узнать историю этого корабля пока не удалось. Известно, что корпус плавсредства лежит на глубине от 5 до 12 метров в непосредственной близости от острова Кулваласари (Лахденпохский район Республики Карелия) на песчаном склоне, возвышаясь над грунтом на высоту 3-этажного дома (в районе рубки). Дайверы, говоря о прекрасной сохранности судовых механизмов и электропроводки, подчеркивают, что все стеклянные части «Севастополя» (в том числе иллюминаторы) разбиты. Ряд источников сообщает о том, что во внутренних помещениях корабля имеется некоторое количество горюче-смазочных материалов.

 

3) Объекты в районе Кобоно-Кареджского порта. Анализируя данные лоции южной части Ладожского озера, можно заметить, что дно в окрестностях поселка Леднево буквально усеяно остовами затонувших судов. «Подключив» к процессу исследования исторические материалы, мы установили, что в годы Великой Отечественной войны в описываемом нами месте функционировала сложная система пассажирских и грузовых перевозок, связывавшая два берега водоема. Зная этот факт, можно предположить, что затонувшие объекты являются судами (буксирами и баржами), погибшими при налете немецкой авиации на строения и основные узлы Кобоно-Кареджского порта.

 

4) Канонерская лодка «Красная Грузия». Затонула в конце февраля 1943 года во время высадки десанта в Мысхако (плацдарм «Малая Земля») вследствие атаки торпедных катеров противника. В настоящее время остов корабля лежит на глубине 4 метров. Часть полубака канонерской лодки возвышается над водой, в то время как корма (отстоящая от носового фрагмента на 80 метров) «уходит» в сторону открытого моря. Ориентировочная продолжительность исследования объекта: 7 суток.

 

5) Парусно-моторная шхуна «Крапивницкий». До войны принадлежала Новороссийской моторно-рыболовной станции (МРС). Водоизмещение судна: 80 тонн. Плавсредство было зачислено в состав Черноморского флота 6 октября 1941 года в качестве буксира электромагнитного трала. 7 марта 1943 года (будучи переквалифицированным в катер-тральщик) затонуло в районе прибрежной отмели поселка Мысхако по причине сильного шторма. В последующие после крушения дни немецкая артиллерия основательно разрушила корпус бывшей ПМШ "Крапивницкий". Поисковых работ в районе гибели шхуны до настоящего времени не проводилось.

 

6) Канонерская лодка «Эльпидифор-415». Выбросилась на берег в районе Анапы 9 января 1921 года вследствие наличия серьезных повреждений, нанесенных кораблями французских интервентов (с которыми экипаж плавсредства вступил в бой). В настоящее время на месте гибели корабля сохранилось несколько фрагментов днищевого набора, часть валопровода, гребной винт и мачта. Более мелкие обломки и детали механизмов рассеяны по поверхности дна (часть из них периодически выносится на пляж) на сотни метров от места предполагаемого нахождения остова судна. Глубина в районе максимальной концентрации остатков не превышает 3-4 метров, удаленность от берега – 20-30 м. Грунт представляет собой чередование полос песка, нагромождений валунов и полей из водорослей.

 

7) Быстроходная десантная баржа. Затонула в годы Великой Отечественной войны на глубине 3 метров в районе города Анапа. В настоящее время обломки корабля (части корпуса) лежат в окрестностях санатория «Россиянка» на сравнительно небольшом удалении от берега.

 

8) Самолет Ли-2. Потерпел крушение в первые недели Великой Отечественной войны, выполняя сложный маневр над озером Сиг (Осташковский район Тверской области). Остов машины лежит на глубине 7 метров и находится в прекрасном состоянии (сохранилась кабина пилота, фюзеляж, крылья, двигатель, ящики с боеприпасами). Отсутствие хорошей видимости летом частично компенсируется «идеальной» (для подводников) структурой грунта, при которой поднятая взвесь достаточно быстро оседает на дно, не осложняя и без того непростые условия работы под водой.

 

9) Затопленная (при строительстве Угличского водохранилища) часть города Калязин. Дополнительный объект экспедиции. Место исследований представляет собой мелководную (до 2-3 метров) зону, осложненную остатками фундаментов жилых зданий и руинами церковных строений. К сожалению, «Русская Атлантида» ни разу не обследовалась подводными археологами, поэтому информации о нынешнем состоянии затопленных построек нет.

 

Обращаем внимание посетителей сайта на то, что данная заметка не является полным описанием всех исторических аспектов предстоящей экспедиции. Публикуя данные строки, мы руководствуемся лишь их ознакомительной ролью. Для самых любопытных читателей ниже приводим подборку ссылок на материалы, так или иначе связанные с комплексом планируемых нами поисково-исследовательских мероприятий.

С уважением администрация сайта.


Ссылки:

Статья, посвященная днищевой части крейсера "Аврора".
Краткое описание опытового судна "Севастополь".
История Кобоно-Кареджского порта.
Канонерская лодка "Красная Грузия".
Канонерская лодка "Эльпидифор-415".
Самолет Ли-2.
Сайт города Калязин.


Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (21.02.2010) | Автор: Михайлов Андрей, Федоров Павел.
Просмотров: 2517 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]