• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » История мирового судостроения

Стражи морских глубин. Атомные подводные лодки
Почему они атомные? На первый взгляд, ответ очевиден: ядерная силовая установка лучше. Но, собственно, чем именно? По отношению к весу она не мощнее дизеля. Одной заправки хватает на срок от 2 до 30 лет... Но ведь плавания не продолжаются так долго. Даже двухмесячная автономность считается очень большой. За это время современный корабль и с обычным двигателем может обойти вокруг света.

Запряжённый атом.

Ядерная силовая установка достаточно компактна, ею можно было бы оснастить даже фрегаты. Но идея создания атомного надводного флота вызвала у моряков умеренный энтузиазм. Некоторые преимущества корабль, разумеется, получил бы, но поплатился бы за них возросшей уязвимостью. Дизельное судно при повреждении машинного отделения в худшем случае окажется обездвиженным, атомоход же с продырявленным реактором станет смертельно опасным источником радиации, и экипажу придётся немедленно его покинуть.

Другое дело — подводная лодка. Двигатель внутреннего сгорания плохо подходит для неё, так как в качестве окислителя использует атмосферный кислород. При движении «под дизелем» (с забором воздуха через шноркель) лодка сильно шумит, ничего «не слышит» сама, может вести наблюдение только через перископ, и шансы, что она обнаружит противника раньше, чем он её, — невелики. Заряд же аккумуляторов позволяет субмарине преодолеть лишь сотню километров, причём самым малым — экономичным — ходом.


Ядерная угроза из океана.

Подводный ракетоносец К-279 (проект 667Б «Мурена») стал первым кораблём, вооружённым межконтинентальными ракетами с «дальнобойностью» 8-9 тысяч километров. Если ранее, при дальности стрельбы 500-2500 км, район, из которого мог быть нанесён удар, был до определённой степени предсказуем, то теперь он занимал около половины мирового океана. Революционной являлась и способность дать залп из подводного положения.



Атомный двигатель сделал субмарину по-настоящему подводным судном, а также освободил её от необходимости экономить энергию. Скорость хода атомной подводной лодки (АПЛ) ограничена лишь мощностью реактора и шумностью. Когда враг близко, ей всё равно приходится маскироваться.

Что же касается боевой живучести, то она у подводной лодки и так не выдерживает критики. Как бы велика ни была субмарина, для её потопления хватит одной противолодочной торпеды (в несколько раз меньшей, чем противокорабельная). На глубине борьба за плавучесть невозможна. Если прочный корпус окажется пробитым, внутренние переборки не выдержат давления воды.


Типы АПЛ.

Атомные подводные лодки можно разделить на три типа: стратегические (вооружены баллистическими ракетами), торпедные и многоцелевые (вооружены торпедами и крылатыми ракетами). Первые представляют собой одну из важнейших составляющих сил сдерживания, так как субмарины, скрывающиеся где-то на безбрежных просторах океана, слишком трудно поразить превентивным ударом. В этом смысле они незаменимы, хотя однажды итальянцы и пытались вооружить ракетами «Поларис» крейсера типа «Андреа Дориа».


Объект Голиаф.

Загадочное мачтовое поле под Нижним Новгородом — это «объект Голиаф»: радиостанция, работающая на волнах длиной от 5 до 20 километров. Долгое время она служила для связи с субмаринами в подводном положении. Теперь это — часть системы слежения за орбитальными аппаратами.





Стратегические ракетоносцы очень велики (подводное водоизмещение советских «Акул» достигало 48 тысяч тонн), имеют умеренную скорость (около 25 узлов) и глубину погружения, но рассчитаны на максимально длительное боевое патрулирование.


Торпедные АПЛ предназначены для уничтожения кораблей; в первую очередь — стратегических лодок и авианосцев. Традиционную для субмарин функцию «истребителей торговли» они, кстати, выполнять уже не могут — их слишком мало для этого. Торпедные лодки компактны (водоизмещение их обычно составляет 5-6 тысяч тонн, а у советских титановых «Лир» — всего 3 тысячи) и отличаются высокой скоростью.



Связь с подводными лодками обеспечивали «заслуженные птеродактили Советского Союза» — Ту-95. При э том за самолётами разматывалась 1,5-километровая антенна.


Рекорды скорости.

Титановая атомарина К-222 (проект 661 «Анчар») в 1971 году установила мировой рекорд скорости для подводных лодок — 44,7 узла (83 км/ч). Немногим отставали от неё и миниатюрные лодкиистребители проекта «Лира» со скоростью 41 узел. Ни один противолодочный корабль не мог бы преследовать их. Но шум винтов этих кораблей не только оглушал гидроакустиков вероятного противника, но оказался невыносимым и для экипажа самих лодок. В дальнейшем оптимальной для АПЛ была признана скорость 25-35 узлов.





Многоцелевые АПЛ скорее следует классифицировать как ракетные мониторы. Ибо если надводные корабли обнаруживают противника на большом расстоянии с помощью радаров и палубных вертолётов, то подводная лодка даже обычными торпедами «стреляет дальше, чем видит». Ракеты, дальность действия которых достигает сотен километров, субмарина способна выпускать только по неподвижным целям, положение которых ей известно заранее.
Корректировать стрельбу АПЛ с воздуха и из космоса — сложно. Даже сверхдлинные радиоволны проникают в воду только на глубину 20 метров. И принимать эти передачи подводная лодка может, лишь заблаговременно подняв буй с антенной.



На глубине.

Лодка К-278 «Комсомолец» известна более всего своей трагической гибелью в результате пожара. Но ей также принадлежит и рекорд глубины погружения — 1250 метров. На такой глубине «Комсомолец» был неуязвим для противолодочных орудий противника, но сам сохранял способность использовать торпедное вооружение. В настоящее время российские АПЛ погружаются на 400-600 метров, иностранные — на 250-400.






Перспективы.

АПЛ достигли расцвета в 70-х годах прошлого века. С тех пор усовершенствования не носили принципиального характера. Снижалась шумность, улучшалось оборудование, принимались на вооружение новые ракеты и торпеды. Субмарины последних поколений подчас уступают прежним в отношении скорости и глубины погружения. Даже самая смелая задумка — оснащение подводных лодок беспилотными летательными аппаратами вместо ракет — смотрится неубедительно. Ангар с гидросамолётом на подлодку впервые установили 90 лет назад.

Значит, что-то упущено. Хотя, может быть, и нет. Недаром о российской глубоководной станции «Лошарик» неизвестно ничего, кроме её названия и глубины погружения, якобы исчисляемой километрами. Но что искать в бездне, откуда даже невозможен пуск торпед?

Обнаружить (и то — чисто теоретически) малошумную цель современные средства позволяют до глубины 2,5 километра. Но уже на двух километрах её не достать даже ядерной глубинной бомбой. Кроме того, выдаёт подводную лодку шум винтов. Если она лежит на дне, засечь её практически невозможно.


400-тонная кроха.

Самая маленькая из атомных подводных лодок — американская 400-тонная NR-1. Имея возможность погружаться на глубину 900 метров, она служит преимущественно для исследований и поиска затонувших объектов. Отсутствие вооружения и скорость всего 3,5 узла делают её самой мирной из атомарин.




Со дна моря «Лошарик» может наблюдать, передавая сведения с помощью вытянутой к поверхности антенны. Эффективный поиск целей в радиусе 300 километров требует гидроакустической решётки площадью 0,2 гектара. Движущаяся субмарина не может развернуть «тарелку» такого размера, но «Лошарик» — донная станция.






Источник: http://www.mirf.ru/Articles/art4191.htm
Категория: История мирового судостроения | Добавил: Majestic (23.04.2013) | Автор: Игорь Край
Просмотров: 1813 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]