• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » История мирового судостроения

История западного судостроения. Верфи Potrero Point.
Пирс № 70. у восточной береговой линии Сан-Франциско, где расположены верфи Potrero Point, был важным центром судостроения и всей тяжелой индустрии США на протяжении целого века.



Завод Union Iron Works, Начало 1900-х гг. Военные корабли на заливе. Источник: San Francisco Maritime Museum Library


Прежде чем Potrero Point пережил первый индустриальный скачок своего развития и последующий строительный бум, на этой земле располагалось пастбище скота для Миссии Долорес, а позднее часть земель принадлежало обширному ранчо ДеГаро (DeHaro). После завоевания Калифорнии Соединенными Штатами, во время войны с Мексикой, земельные споры затягиваются, но в конечном итоге семья ДеГаро теряет право на владение землей.
Район быстро начал притягивать промышленное производство из за дешевой земли, глубоководных берегов и изоляции от густонаселенного Сан-Франциско. Всего за несколько десятилетий живописный калифорнийский мыс становится крупным индустриальным районом, играющим значительную роль в экономике страны. Не нем располагались крупные заводы и фабрики, постоянно требовалась рабочая сила, а начавшийся рост продолжался долгие годы.


Ранее судостроение.

Корабли строились по всей площади Potrero Point а также поблизости Mission Bay. Работа проводилась быстрыми темпами и напоминала настоящую корабельную золотую лихорадку.








Приблизительно 1870 г. Фото: Eadweard Muybridge/Bancroft Library



Верфь норвежского иммигранта Джона Дж. Норта была одной из первых, построенных на Potrero Point. Он приехал в Калифорнию в 1850 г и изначально работал на золотых приисках, затем занялся строительством различных судов, включая речные пароходы и морские шхуны. Норт пользовался отличной репутацией за честность, добросовестность и качество проводимой им работы на протяжении более 20 лет. К сожалению, не сохранилось фотографий данной верфи и мы не можем опубликовать ее.


Джон Дж. Норт \ John G. North


Со временем выпускались суда все больших размеров, выполнялись также и ремонтные работы любой сложности. Примечательно, что строение компании Kneass&Sons до сих пор стоит на севере Пирса№70.


Возникновение производства и другой индустрии. (1850-1870 гг).

В начале 1850 г. сразу несколько компаний начинают производство пороха; население стремительно растет и состоит главным образом из простых рабочих. На юге располагается Tubbs Gordage Company, занимающаяся изготовлением канатов и тросов длиной в десятки метров. Эта фирма была организована двумя предприимчивыми братьями, которые справедливо решили что столь быстро растущему судостроению понадобятся их изделия. Основную группу мастеров составили рабочие из Новой Англии, а сырье и необходимые материалы импортировались с Филлипин, таким образом, затраты на все производство были минимальными. Успех не замедлил долго себя ждать и Tubbs Company стала крупным производственным концерном.





Рабочие компании Tubbs.


Баннер Pacific Rolling Mills.


Многие другие компании, занимающиеся тяжелой индустрией также располагались на Potrero Point. Pacific Rolling Mills существовала с 1866 до 1900 г, это был первый крупный завод по изготовлению железа, стали, горно-обрабатывающего машин, кораблей а также железно-дорожного  оборудования и локомотивов.




Завод Pacific Rolling Mills.


Union Iron Works.



Завод Union Iron Works, 1880 гг. Иллюстрация: San Francisco Maritime Museum Library

В 1849 г ирландец Петер Донахью основал крупный литейный завод Union Iron and Brass Co, более известный как Union Iron Works. На этом заводе производилось множество различной продукции, используемой в архитектурном строительстве, судостроении, добывающей индустрии. Предприятие реализовывало некоторую продукцию через собственные фирменные магазины. Они располагались там, где сейчас находятся улицы First и Mission street. В 1864 г. Донахью продает завод и на вырученные средства основывает несколько новых предприятий - топливную фирму, местные железнодорожные линии.

Ирвин Скотт - большой игрок.


Irving M. Scott

Union Iron Works переходит в управление Ирвина Скотта - успешного и амбициозного инженера, нанятого Петером Донахью несколькими годами ранее. С его помощью создают новое оборудование для разработки серебряного месторождения в Неваде, начинается очередная волна успеха и завод продолжает процветать. Несмотря на это, И.Скотт понимал, что бум по добыче серебра не продлится вечно. Рано или поздно драгоценные металлы заканчиваются, да и экологии начинают вводить ограничения из за вреда окружающей среде. Скотт объездил почти весь мир для того чтобы научиться передовым технологиям в судостроении. Именно эту отрасль он поставил на первое место и уверенно шел к своей цели. Вернувшись в Сан-Франциско он перемещает производство ближе к берегу - в район Potrero Point на заливе. Земля была получена у Pacific Mills Company в обмен на оборудование для добычи полезных ископаемых. Используя опыт и полученные знания от поездки, И.Скотт создает целый судостроительный комплекс, включающий в себя литейные заводы, средства спуска судов на воду, магазины для продажи нового оборудования и реализации продукции. Проект новой верфи тщательно продумали и спроектировали, на постройку не жалели ни сил ни средств. Игра стоила свеч, а труд хорошо оплачивался. Каждый работник был заинтересован в своем деле. Помимо этого, Union Iron Works было изолировано от других производственных центров на востоке и не нуждалось ни в чьей помощи, поскольку фактически на предприятии могли производить все,что нужно для строительства судов. Широко использовали железо и сталь, только листы брони приходилось завозить с восточного завода. Для контроля работы, Скотт нанял Джеймса Дикки, из семьи местных судостроителей.



Union Iron Works, иллюстрация из американского научного журнала.



Спуск на воду "Араго", 1885 г. Источник: San Francisco Maritime Museum Library

В 1885 г. на заводе построили первый корабль. Судно называлось "Араго", оно стало одним из первых на Западе -  с полностью стальным корпусом и предназначалось для перевозки угля. Найти мастеров на месте, где никогда не строили таких кораблей было непросто. Скотт нанимал рабочих из за границы, особенно из Шотландии. Кроме этого, он создает обучающую программу для молодых, со сроком обучения в 4 года. Юные ученики получали все необходимые знания и умения для будущей работы, но их заработная плата была небольшой, а некоторые были моложе 16 лет, что противоречило правилам приема.



Ученики. 1906 г. Фото: Potrero Hill Archive Project

Много рабочих проживало недалеко от завода, в таких окрестностях как Irish Hill (дословно Ирландский Холм), Scotish Hill (Шотландский холм) или Dogpatch - районе на востоке Potrero Point. Здесь до сих пор сохранились домики рабочих 19 и 20 веков:





А также производственных зданий:







Условия труда были не простыми, 60-ти часовая рабочая неделя считалась нормой. Оплата на Union Iron считалась лучше, чем на большинстве других заводах, однако, ощущалась нехватка квалифицированных рабочих. Начальство всячески поддерживало активность и энтузиазм. И.Скотт был отличным руководителем, талантливым политиком и успешным дельцом. Он использовал свое влияние для того, чтобы убедить других политиков из Вашингтона в способности его новых предприятий строить большие военные корабли. Первый правительственный контракт был вскоре получен и USS Charlston  стал первым военным судном, построенным на верфях И.Скотта. Многие корабли Испано-Американской войны (Admiral Dewey, U.S.S. Olympia и др) строились здесь. С течением времени, Скотт получил еще больше контрактов  для своего завода. "Олимпию" можно увидеть в музее Филадельфии, как один из центральных экспонатов.



USS Olympia - флагманский корабль.

Паром Berkeley - еще одно выжившее судно, которое сохранилось с тех давних времен. Сейчас это важный экспонат в музее Морской Истории Сан-Диего.

 
Паром Berkeley. Построен в 1898 г.



1890-е, спуск военного корабля. Такие события всегда проводились торжественно.

Несмотря на то, что строилось большое количество судов, расцвет Union Iron Works  совпал только с расширением всего американского военного флота. Таким образом, предприятие прошло путь от постройки скромных охранных кораблей для защиты прибрежной зоны, до строительства внушительного военно-морского флота для всей страны. Президент МакКинли - друг Ирвина Скотта, посетил верфь в 1901 г. для участия в церемонии спуска на воду USS Ohio.





Линкор "Огайо", закончен в 1904 г.

Шло строительство судов и для импорта в другие страны. Японскому флоты передали крейсер Chitose.

Добившись столь значительных успехов в судостроении, Union Iron Works не оставила другие значительные отрасли своего дела - продолжалась разработка новых месторождений а также, других направлений не связанных со строительством кораблей.



1880-е: Золотой холм и добывающая машина. Union Iron Works.

Покупка Union Iron Works.

С наступлением 20-века Union Iron Works продали Американской судостроительной корпорации - теневому тресту, уже скупившему ранее несколько крупных компаний ради наживы. Над одним из крупнейших предприятий своего времени нависла угроза. Операция с покупкой завода даже была названа одним обозревателем "одной из самых позорных в деловой истории США". Ситуация ухудшилась после землетрясения 1906 года, которое нанесло значительный ущерб всей верфи. Был почти полностью разрушен новый сухой док, несколько кораблей и множество строений. Bethlehem Steel покупает Union Iron Works за 1 миллион долларов, что ведет к окончательному закату славного предприятия.





Документ о продаже.

Фирмой Bethlehem Steel Corporation руководил Charles M. Schwab - стальной магнат, ставший успешным бизнесменом всего за пару лет. Увлекшись идеей постройки кораблей, он решает извлечь выгоду из верфи любой ценой. Как и многие люди его склада, он любил азартные игры в Монте-Карло, виски и деньги, но несмотря на это Чарльз Шваб был очень трудолюбивым, умным и способным человеком, намерением которого стало доминировать в судостроении на всем западном побережье. В 1908 году им совершена покупка доков Hunters Point, а восемью годами позже еще одной верфи Alomedo, площадью 90 акров. В 1910 г. на всех верфях Potrero Point была начата широкомасштабная модернизация, продлившаяся до I мировой войны.

Первая мировая война.

Для многих страшная война стала проклятьем, несущим голод и смерть, но для Чарльза Шваба это оказалось возможностью роста его компании.  Остро требовалась постройка новых военных кораблей и его верфи стали крупнейшим предприятием на протяжении всей кровопролитной войны. Шваб становится управляющим военно-морского производства.



Рабочие судостроительной верфи. Первая мировая война.  Фото: UIW/Bethlehem

В среднем выпускалось 3-4 крупных миноносца в месяц, не считая маленьких кораблей. Также строили подводные лодки S и R класса. Всего было построено 66 крупных судов и 18 субмарин.



После окончания войны, судостроение продолжалось дальше, но уже не столь быстрыми темпами.



1923 г. Фото: Potrero Hill Archives Project

В 1930 -х началась еще одна крупная модернизация, строились новые доки, причалы, здания. К началу Второй мировой это были одни из самых лучших верфей в стране.

Вторая мировая война.


Более 10 000 мужчин и женщин работало
в несколько смен во время этой войны. Поиск дополнительных рабочих для растущих нужд производства стал еще более трудным. Новички обучались сразу в процессе работы, некоторых обучали практически с нуля. С усилением боевых действий росла и производительность. Например, вспомогательный корабль среднего класса USS Fieberling построили всего за 24 дня, а суда меньших размеров заканчивали и того быстрее. Корабли с тяжелым вооружением требовали больше времени на постройку, но и их удавалось спустить на воду за рекордно короткие сроки.



USS Fieberling.

Помимо постройки новых удавалось ремонтировать суда поврежденные в боях. Более 2500 различных единиц было отремонтировано или переоборудовано.



Случались забастовки рабочих, которые хотели объединения и улучшения условий труда. Компании старались препятствовать или подавлять всяческие волнения. Известна одна крупная забастовка рабочих в 1941 году:



Фото: 1941. San Francisco Public Libary

Послевоенные годы. Закат эпохи.

С началом нового времени, темпы судостроения значительно снижаются. Небольшой рост наблюдался в середине 1950 -х годов. В целом было построено только 17 судов - танкеров, грузовых барж и 4 боевых фрегата для флота США. В 1965 году USS Bradley стал последним из них, знаменуя конец целой эпохи. Несмотря на кризис в индустрии, верфи продолжали строить небольшие баржи и рыбацкие суда на протяжении 70-х годов. Несколько поправило положение производство и укладка огромных стальных тоннелей на дно залива для системы скоростных электропоездов BART. В 1967 г. изготовили 57  таких секций, каждая весом по 800 тонн и длиной почти 100 м.



Тоннели для системы BART. (BART Tube).

Конец 1970-х сопровождался кризисом в судостроении. Верфи старались зарабатывать на всем, что могли сделать, например проводя широкий ремонт старых судов. Новые корабли почти не строились. В 1979 году исполнилось 75 лет с начала судостроительной деятельности на Potrero Point, таким образом это одни из старейших верфей в США. В настоящее время здесь продолжается ремонт кораблей. Сохранилось множество исторических зданий и заводов, которые сохранили и несут отпечаток прошлого в настоящем. Один из магазинов, работающий с 1884 года, был закрыт только в 2004 году - из за решения сейсмологической комиссии



Круизный лайнер на ремонте. Фото: Ralph Wilson

Все верфи и район Potrero Point принадлежит управлению порта Сан-Франциско, которое старается сохранить важный исторический объект, ознаменовавший собой целую эпоху в западном судостроении.




Источник: http://www.pier70sf.org/history/p70_history.html

Перевод: HMHSBritannic.ucoz.ru
Категория: История мирового судостроения | Добавил: Majestic (14.09.2012)
Просмотров: 2308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]