• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Императорская яхта.

Удивительно, но факт – самые интересные находки международной подводной археологической экспедиции «Тарханкут-2008» состоялись накануне Дня археолога – 14 августа 2008 г.

 

Обследуя место крушения линейного 66-пушечного корабля «Св. Александр», разбившегося у мыса Тарханкут в 1786 году, научный руководитель экспедиции Виктор Кобец нашел бронзовый боцманский свисток. А руководитель тульских подводников Дмитрий Чугуев напротив нашего лагеря у села Оленевка в четырех километрах от места крушения обнаружил россыпь пушечных ядер и книппелей. Последняя находка была особенно важной, так как подтверждала сообщения очевидцев крушения о том, что обломки корабля раскидало по бухте на «двадцать верст».

 

Как и в предшествующие годы, целью третьей совместной научной экспедиции было продолжение археологической разведки на месте гибели корабля «Св. Александр», обнаруженном в 2005 году членами подводного клуба «Акванавт» и поискового центра «Искатель» из Тульской области. Благодаря поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств- участников СНГ в этом году стало возможным расширить район поисков и включить в программу экспедиции локализацию еще одного знаменитого кораблекрушения, случившегося почти век спустя.

 

Речь идет об императорской яхте «Ливадия», разбившейся на камнях у мыса Тарханкут в 1878 году. Проектировал и строил яхту, официальная закладка которой состоялась 19 марта 1870 года, известный черноморский кораблестроитель, капитан Корпуса корабельных инженеров Л. Г. Шведе, завершивший работы к лету 1873 года. Судно имело водоизмещение 1964,5 т, длину 266 футов 6 дюймов (81,2 м) и паровую машину мощностью 460 л. с. По комфортабельности, а также отделке царских помещений, выполненных по проекту архитектора Монигетти, «Ливадия» превосходила все яхты царской семьи. Летом 1873 года новая яхта, войдя в состав Черноморского флота, пришла в Севастополь, откуда доставила императрицу с семьей в Ялту. Этот путь ей еще не раз приходилось повторять впоследствии.

 

В марте 1874 года «Ливадия» ушла в практическое плавание. В западной части Средиземного моря яхта успешно выдержала 11-балльный шторм, показав отличные мореходные качества. Следует отметить, что «Ливадия» - единственная из императорских яхт, участвовавшая в боевых действиях русского флота. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов под командованием капитана 1 ранга Ф. Е. Кроуна она крейсировала у румынского и болгарского побережья и 21 августа потопила турецкую двухмачтовую кочерму. Замеченная двумя турецкими броненосными кораблями, яхта выдержала 18-часовую погоню и благополучно ушла под защиту севастопольских батарей.

 

Трехлетняя служба «Ливадии» закончилась трагически. На пути из Севастополя в Одессу она в туманную ночь с 21 на 22 октября 1878 года выскочила на риф у Тарханкутского маяка на западном побережье Крыма. 47 дней, с 22 октября по 7 декабря, «Ливадия» стояла на камнях.

 

После ряда неудачных попыток командования Черноморского флота спасти корабль все ценное, что было возможно, свезли на берег, предоставив корпус морским волнам.


Место последнего пристанища «Ливадии», впрочем, как и корабля «Св. Александр», других судов прошлых веков, ставших жертвой коварных течений, туманов и отмелей мыса Тарханкут, со временем было забыто. Во всяком случае, ни местные старожилы, ни дайверы с многолетним стажем погружения у здешних скал ничего примечательного на этот счет нам сообщить не смогли.

 

Если поиски «Св. Александра» увенчались успехом благодаря многолетней и кропотливой работе по исследованию документов, связанных с его крушением, в Российском государственном архиве военно-морского флота, то в данном случае мы такой возможности не имели. Дело в том, что второй год архив находится в состоянии переезда в новое здание и пользоваться его фондами нет никакой возможности. Оставалось пойти путем изучения «открытых» источников, важнейшим из которых стал Интернет.

 

Вот тут и начались открытия! Несмотря на то, что «Ливадия» была колесным пароходом, корпус ее был деревянным. Многим же подводникам давно известно у Тарханкутского маяка место, именуемое в просторечии «пароходик» - мне первые довелось погрузиться на него в комплекте № 1 еще в 1994 году. Не было секретом и то, что среди покоящихся на 5-метровой глубине остатков гребных колес после штормов иногда попадались медные гвозди. Важным свидетельством в деле поиска стала репродукция с картины знаменитого художника-мариниста Алексея Боголюбова «Последние моменты императорской яхты «Ливадия», выставленной на продажу на лондонском аукционе Sotbis в ноябре 2007 года. На своей картине художник с фотографической точностью изобразил уже известное нам место и гибнущую у скал яхту.

 

В этом году с погодой повезло – за все время экспедиции ни одного шторма! Выходы в море проходили ежедневно, что не замедлило сказаться на результатах. Погружения на «Св. Александр» принесли находку еще одного пистолета, правда, в отличие от прошлогоднего целого «в сборе» этот экземпляр был представлен двумя фрагментами. Поднять удалось деревянную рукоятку (к сожалению, без «яблока») с замком и частью шестигранного ствола. Позже была обнаружена и дульная часть ствола вместе с деревянной ложей, намертво прикипевшая к каменистому дну: поднимать ее не рискнули, ограничившись фотосъемкой. Коллекция вооружения корабля пополнилась центральной частью мушкета с сохранившейся деревянной ложей и замком, а также набором ядер и книппелей калибра от 6 до 18 фунтов. Примечательно, что одно из ядер было найдено вместе с деревянной подставкой, в которой, видимо, и хранилось на палубе корабля. В целом подъемный материал указывал на то, что планомерные раскопки могут дать хороший результат в плане находок, связанных с вооружением и снаряжением военного корабля последней четверти 18 века, а также повседневной жизнью экипажа на борту судна. Обнаруженный среди камней боцманский свисток, служивший для подачи команд на корабле, подтвердил документально зафиксированные свидетельства о том, что команда при оставлении судна не успела забрать даже личные вещи.

 

При первых погружениях на предполагаемое место гибели «Ливадии» были проведены обмеры остатков гребных колес и коленвала парохода. Результаты подтвердили наши первые предположения: расстояние между внутренними сторонами гребных колес равнялось 11 метрам, что с учетом некоторой погрешности вполне соответствовало данным о ширине яхты – 10,9 м.

 

Проведенное затем обследование небольшого участка дна с помощью металлодетектора показало наличие в донном грунте россыпей мелких медных гвоздей, отдельных крепежных элементов и фрагментов медной обшивки подводной части судна. Все это неопровержимо свидетельствовало о том, что корпус судна был деревянным. Среди подъемного материала представляли интерес осколки фарфоровой и фаянсовой посуды, фрагменты мраморных плиток и фигурных карнизов, использовавшихся, возможно, при отделке каминов либо ванных комнат. Так же были найдены остатки планок из твердого дерева, близкого по своей фактуре ореху.

 

В целом, по нашему мнению, все эти факты доказывают, что международной экспедицией в составе Тульского подводного клуба «Нептун», поискового центра «Искатель» и центра подводной археологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко установлено место гибели императорской яхты «Ливадия»- единственного судна царской фамилии, затонувшего на Черном море в результате кораблекрушения.

 

Все наши находки переданы на временное хранение в музей университета, где они пройдут необходимую обработку и консервацию. Участниками экспедиции достигнута предварительная договоренность с руководством Крымского республиканского историко-археологического заповедника «Калос Лимен» в п. Черноморское об организации в одном из залов музея экспозиции, посвященной затонувшим кораблям полуострова Тарханкут. Надеемся, что при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и других заинтересованных организаций такая экспозиция откроется уже в 2009 году.

Подготовил: Олег Золотарев.

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (20.05.2010) | Автор: Олег Золотарев.
Просмотров: 1348 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]