Главная » Статьи » Экспедиции. |
На календаре- 9 августа 2009 года, ранее
летнее утро. Собрав все необходимое снаряжение, наша импровизированная
экспедиционная группа, разместившаяся в одном из частных домов города Анапа,
выдвинулась в направлении мыса Большой Утриш с одной единственной целью:
осмотреть поле обломков, оставшееся от печально известного транспорта
«Фабрициус». В туристических рюкзаках успокаивающе побрякивали подводные
фонари, маски, трубки, ласты - словом все, что могло пригодиться при
обследовании объекта, затонувшего в прибрежной зоне на глубине 3- Я думаю, стоит отвлечься от лирических описаний местности и поговорить о предмете повествования - транспорте «Фабрициус». Этот пароход интересовал меня не столько близостью своего расположения относительно Анапы, сколько историей героической гибели и «жизни» после «смерти». Построенный в 1903 году на верфи Крег (Стоктон) под первоначальным названием «Саида», он имел немалые для грузовых судов тех времен параметры. Длина: Ширина: Осадка в грузу: Силовая установка судна состояла из паровой машины тройного расширения мощностью 1250 лошадиных сил. При грузовместимости 4277 т пароход мог развивать скорость в 9 узлов. 5 лебедок, рассчитанных на грузы массой 1-4 т, обеспечивали быструю и полную загрузку четырех имевшихся на судне трюмов. По архивным данным, в 1932 году «Саида» была приобретена Черноморским пароходством и переименована в «Фабрициус» в честь одного из командиров Красной Армии в годы Гражданской войны. Мирная, «размеренная» жизнь парохода у южных берегов Советского Союза была прервана внезапным вторжением немецких частей, и уже 27 июля 1941 года описываемый нами пароход был зачислен в списке военных судов, которым отводилась транспортная роль. Экипаж «Фабрициуса» с честью выполнял
возложенные на него поручения, поддерживая Советские войска в битве за Одессу и
во время Керченско-Феодосийской десантной операции на море. Капитан военного
транспорта, Михаил Иванович Григор, умело и по-мастерски непринужденно
лавировал между минными полями и фонтанами воды, возникающими при взрыве
сброшенных с самолетов бомб, но трагическая случайность и воля случая, все же
вырвали «Фабрициус» и 5 членов его экипажа из действительности - к сожалению,
навсегда. Дело было так: 2 марта 1942 года транспорт совершал сложный переход
по маршруту «Новороссийск-Камыш-Бурун», приняв на борт солдат, боевую технику,
продовольствие и обозное снаряжение с лошадьми. В районе мыса Большой Утриш, в Архивные данные, говоря о послевоенной судьбе остатков судна, утверждают факт их полной утилизации силами Аварийно-Спасательной Службы ЧФ. Возвращаясь к описаниям выезда на Большой Утриш, можно сказать, что с одной стороны исторические данные ставили жирную точку в обсуждении вопросов о нынешнем состоянии обломков «Фабрициуса», но с другой - мы ехали туда не за тем, чтобы «насладиться» красотами черноморского рэка, а для того, чтобы почувствовать атмосферу страшного марта 1942 года и по крупицам собрать (пусть даже мысленно) те части, что еще лежат на отмели в районе маяка. Приехав на место, мы не стали тратить время на
обыденные туристические прогулки и буквально сразу же окунулись в прохладные
воды Черного моря в поисках артефактов, связанных с интересовавшим нас пароходом.
В В ходе получасового осмотра, помимо названных
фрагментов, в Обследовав небольшой «кусочек» дна у побережья мыса Большой Утриш и найдя некоторые из «говорящих обломков» минувших дней, мы сделали то, что хотели. И сейчас, когда я сижу и читаю присланное мне по электронной почте сообщение от внучки 2-го механика Витмана, погибшего на «Фабрициусе», я понимаю: посещение 2009 года было необходимым и, быть может, даже закономерным этапов нашей жизни. Автор: Федоров Павел Фотограф: Михайлов Андрей Автор выражает
благодарность А. Елкину (Тольятти) за предоставленные координаты места гибели
транспорта «Фабрициус». Ссылки 1. Григор М. И. Море - моя судьба. – Одесса: Маяк, 1987. 2. Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне.- Москва: Воениздат, 1989. | |
Просмотров: 3359 | |
Всего комментариев: 0 | |