• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Глубоководные исследования в Черном море.

В Черном море на глубинах более 150 метров воды исключительно бедны кислородом, насыщены сероводородом и практически лишены жизни, что является уникальным консервантом и «капсулой времени» для кораблей, лежащих на его дне со времен античности до наших дней. Это – подлинная сокровищница для известных подводных исследователей со всего мира.

В мае 2006 года состоялась украино-американская экспедиция по поиску и идентификации подводных объектов и затонувших кораблей, находящихся в территориальных водах Украины. Экспедиция была организована Департаментом охраны подводного наследия Украины и Институтом океанографии и подводной археологии штата Род-Айленд (США). Руководители проекта - Сергей Воронов (Украина) и Роберт Баллард (США). Роберт Баллард прославился эффектными подводными открытиями: нашел пароход «Титаник» в 1985 году, линкор «Бисмарк», уникальные экосистемы подводных вулканов на дне океана.

Американская сторона предоставила научно-исследовательский корабль «Endeavor» - носитель глубоководных роботов, способных погружаться на глубины до 4000 метров, с украинской стороны участвовали несколько украинских кораблей во главе с «Наутилус-1».

Экспедиция состояла из нескольких этапов. Проект начался с работ групп украинских дайверов, обследовавших и паспортизовавших погибшие корабли, которые представляют большой интерес как исторические памятники и объекты для развития глубоководного дайвинга. В это же время американская группа ученых с делегацией украинских коллег на борту, начала исследования глубоководных зон Черного моря между Турцией и Крымским полуостровом. Исследования проводились с использованием уникального гидролокатора бокового обзора с ультразвуковым сканированием, который позволяет получать почти фотографическое изображение подводного объекта с глубины 2000 метров. Было обнаружено 278 подводных объектов.

На следующем этапе экспедиция начала проводить спуски к найденным кораблям. Во время погружения видеосигнал от подводных роботов в онлайн-режиме передавался на украинский «Наутилус» и в штаб американской экспедиции в штате Род-Айленд. Ученые на основании архивных данных проводили идентификацию найденных объектов. Параллельно тестировалась новая поисково-навигационная украино-американская система «Навионика-Lowramce» и проводились плановые работы по экологии и биологии Черного моря.

Во время очередного погружения робота был обнаружен идеально сохранившийся огромный корабль, лежащий к верху килем и ушедший всеми надстройками и частью корпуса в мощные слои ила на глубине более ста метров. Поскольку видеосъемка была ограничена временем, корабль не был идентифицирован. Только последующий анализ записи позволил обнаружить на корпусе судна боковые и носовые торпедные аппараты и наличие бронепалубы. Работа с архивом и связь с немецкими коллегами позволяют предположить, что был обнаружен один из линкоров Черноморского флота, пропавший без вести во время оккупации Севастополя германскими войсками в 1918 году. Предположительно, линейный корабль погиб во время шторма при буксировке из Севастополя. На следующий день были найдены останки византийского судна с сохранившимся грузом. Сотни терракотовых амфор наполовину скрыты в иле. Еще через несколько часов подводные роботы нашли пропавший без вести в 1941 году эсминец «Дзержинский», погибший, вероятно, от подрыва на мине. Вместе с кораблем погибли почти 300 членов экипажа.

В конце экспедиции роботами была проведена съемка теплохода «Ленин», кораблекрушение которого является одним из крупнейших в мире и превосходит по числу погибших знаменитый «Титаник». Корабль находится на глубине 90 метров и уже подвергся начальному разграблению «черными» подводными археологами. В дальнейшем на основе снятого материала будет снят фильм об этой трагедии и предприняты меры по защите корабля.

Поскольку экспедиция этого года была всего лишь разведкой, целью дальнейших работ будет поиск полностью сохранившихся в сероводородном слое античных и парусных деревянных судов, мест гибели немецких транспортов, советского теплохода «Армения».

Автор: Олег Сирык

Набор со страниц журнала "Нептун": Федоров Павел, Михайлов Андрей

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (06.01.2010) | Автор: Олег Сирык.
Просмотров: 2347 | Теги: океанология, Экспедиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]