Главная » Статьи » Экспедиции. |
В Черном море на глубинах более В мае 2006 года состоялась украино-американская экспедиция по поиску и идентификации подводных объектов и затонувших кораблей, находящихся в территориальных водах Украины. Экспедиция была организована Департаментом охраны подводного наследия Украины и Институтом океанографии и подводной археологии штата Род-Айленд (США). Руководители проекта - Сергей Воронов (Украина) и Роберт Баллард (США). Роберт Баллард прославился эффектными подводными открытиями: нашел пароход «Титаник» в 1985 году, линкор «Бисмарк», уникальные экосистемы подводных вулканов на дне океана. Американская сторона предоставила научно-исследовательский
корабль «Endeavor» -
носитель глубоководных роботов, способных погружаться на глубины до Экспедиция состояла из нескольких этапов. Проект начался с
работ групп украинских дайверов, обследовавших и паспортизовавших погибшие
корабли, которые представляют большой интерес как исторические памятники и
объекты для развития глубоководного дайвинга. В это же время американская
группа ученых с делегацией украинских коллег на борту, начала исследования
глубоководных зон Черного моря между Турцией и Крымским полуостровом.
Исследования проводились с использованием уникального гидролокатора бокового
обзора с ультразвуковым сканированием, который позволяет получать почти
фотографическое изображение подводного объекта с глубины На следующем этапе экспедиция начала проводить спуски к найденным кораблям. Во время погружения видеосигнал от подводных роботов в онлайн-режиме передавался на украинский «Наутилус» и в штаб американской экспедиции в штате Род-Айленд. Ученые на основании архивных данных проводили идентификацию найденных объектов. Параллельно тестировалась новая поисково-навигационная украино-американская система «Навионика-Lowramce» и проводились плановые работы по экологии и биологии Черного моря. Во время очередного погружения робота был обнаружен идеально сохранившийся огромный корабль, лежащий к верху килем и ушедший всеми надстройками и частью корпуса в мощные слои ила на глубине более ста метров. Поскольку видеосъемка была ограничена временем, корабль не был идентифицирован. Только последующий анализ записи позволил обнаружить на корпусе судна боковые и носовые торпедные аппараты и наличие бронепалубы. Работа с архивом и связь с немецкими коллегами позволяют предположить, что был обнаружен один из линкоров Черноморского флота, пропавший без вести во время оккупации Севастополя германскими войсками в 1918 году. Предположительно, линейный корабль погиб во время шторма при буксировке из Севастополя. На следующий день были найдены останки византийского судна с сохранившимся грузом. Сотни терракотовых амфор наполовину скрыты в иле. Еще через несколько часов подводные роботы нашли пропавший без вести в 1941 году эсминец «Дзержинский», погибший, вероятно, от подрыва на мине. Вместе с кораблем погибли почти 300 членов экипажа. В конце экспедиции роботами была проведена съемка теплохода
«Ленин», кораблекрушение которого является одним из крупнейших в мире и
превосходит по числу погибших знаменитый «Титаник». Корабль находится на
глубине Поскольку экспедиция этого года была всего лишь разведкой, целью дальнейших работ будет поиск полностью сохранившихся в сероводородном слое античных и парусных деревянных судов, мест гибели немецких транспортов, советского теплохода «Армения». Автор: Олег Сирык Набор со страниц журнала "Нептун": Федоров Павел, Михайлов Андрей | |
Просмотров: 2347 | | |
Всего комментариев: 0 | |