• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Катастрофы на воде.

Еще одна загадка Черного моря.

Немало кораблей и судов, погибших в разное время, покоятся на дне Черного моря. Есть среди них и затонувшие во время эвакуации Русской армии и Черноморского флота из Крыма в ноябре 1920 года. Причем точно установить время и место гибели некоторых из них не представлялось возможным из-за отсутствия архивных документов. До последнего времени к таким судам относилась и наливная шхуна (паровая шаланда) «Кара-Кермен».

Она была обнаружена в Феодосийском заливе в районе Черноморской набережной (250-300 м от берега), на второй каменной гряде, ширина которой составляет около 20-30 м. По разным оценкам глубина погружения затопленного судна составляет от 5 до 9 м. В справочнике А. В. Елкина и С. Ю. Курносова  «Атлас. Затонувшие суда Черного и Азовского морей», выпущенном в 2004 г., приводятся координаты расположения на дне наливной шхуны: 45°03.282'N 35°23.539'E

Носовая часть «Кара-Кермен» полностью разрушена. Достаточно хорошо сохранилась корма, на которой можно прочитать название судна и порта приписка- Николаев. Также сохранился паровой котел, части паровой машины. В настоящее время шхуна является одним из объектов, активно посещаемых феодосийскими дайверами

Долгое время история данного подводного объекта оставалась загадкой. В упомянутом атласе А. В. Елкина и С. Ю. Курносова она обозначена, как неизвестное судно. И лишь изучение старых справочников и документов (в том числе – эмигрантских), позволяет хотя бы приблизительно понять, каким образом на дне в районе Феодосии оказалась наливная баржа, приписанная к Николаеву.

В справочнике «Русский торговый флот. Список судов к 1 сентября 1904 г.», изданном в Санкт-Петербурге в 1905 г. среди плавучих средств Главного Управления торгового мореплавания и портов, приписанных к Николаевскому порту, упоминаются пять однотипных паровых шаланд: «Кара-Кермен», «Алектор», «Гипанис», «Истриан», «Узу-Кале». Там же приводятся их основные данные.

Главный материал: сталь.

Год постройки: 1900 г.

Место постройки: Будапешт, завод Шенихена.

Длина: 46,02 м.

Ширина: 8,99 м.

Глубина: 3,5 м.

Паровая машина: 330 и. л. с.

Все пять находились в заведовании Строительной службы Николаевского порта.

По венгерским данным, почерпнутым из сети Интернет, «Кара-Кермен» имела построечный номер 865 и с 1916 г. была приписана к Феодосийскому порту.

Скорее всего, в этот период (между 1905 и 1917 гг.) «Кара-Кермен» была переоборудована из паровой шаланды в наливную шхуну. Во всяком случае, именно в этом качестве она упоминается в документах, относящихся к периоду Гражданской войны. В этот период она находилась в составе Белого Черноморского флота, и скорее всего, использовалась по своему прямому назначению - перевозила жидкое топливо. Мы не будем подробно останавливаться на истории Черноморского флота этого периода, но скажем несколько слов об эвакуации Черноморского флота из портов Крыма, которая произошла в ноябре 1920 г.

Осенью 1920 г. положение частей Русской армии, сражавшейся в Крыму с большевиками, стало критическим, и ее командующему генерал-лейтенанту барону П. Н. Врангелю стало ясно, что эвакуация войск и гражданских беженцев неизбежна. Основная тяжесть организации и проведения эвакуации легла на плечи командующего флотом контр-адмирала М. А. Кедрова и его офицеров. При этом ими был учтен печальный опыт эвакуации Новороссийска в марте 1920 г., прошедший крайне беспорядочно. На произвол судьбы было брошено множество людей. В городе осталось огромное количество орудий, пулеметов, винтовок, боеприпасов и лошадей.

В Крыму некоторую помощь оказали иностранные (прежде всего - французские) корабли и суда. При этом обнаружилась масса трудностей, изначально казавшихся непреодолимыми. Во-первых, число желающих эвакуироваться превысило все предположения (несмотря на то, что планы эвакуации разрабатывались заранее), поскольку во власти красных не хотели оставаться и многие гражданские лица. Во-вторых, состояние флота и количество кораблей и судов оставляло желать много лучшего. Кроме того, существовал огромный недостаток опытных офицеров и матросов, а команды многих кораблей и судов были ненадежны.

Однако благодаря усилиям Кедрова эвакуация была проведена успешно. Покинуть Россию смогли все желающие. Из Севастополя на более чем 80 русских и иностранных судах удалось эвакуировать около 65 000 человек. Из Евпатории эвакуировались 7 600 человек на 6 судах; из Ялты- около 13 000 человек на 12 судах; из Феодосии- около 30 000 человек на 7 судах; из Керчи- 32 300 человек на 29 судах (в это число входят и те части, которым полагалось погрузиться на корабли в Феодосии, но из-за нехватки места пришлось перебазироваться в Керчь). Всего удалось спасти (прим. наборщика: по мнению автора статьи) около 150 000 человек.

3 (16) ноября 1920 года корабли и суда Черноморского флота, вышедшие из портов Крыма, сосредоточились на Константинопольском рейде. Вскоре приказом командующего флотом Черноморский флот был переименован в Русскую эскадру. Однако некоторые корабли и суда во время эвакуации погибли. Среди них была и наливная шхуна «Кара-Кермен».

По данным подробнейшего отчета, составленного капитаном 1-го ранга Н. Р. Гутаном в эмиграции и озаглавленного «Краткий очерк действий флота при эвакуации из Крыма в ноябре 1920 г.», 26 ноября 1920 г. наливная шхуна «Кара-Кермен» находилась в Керчи. В этот же день командующий Черноморским флотом приказал разгрузить ее и выслать в Севастополь. Связано это было с недостатком в главной базе Черноморского флота жидкого топлива. Скорее всего, загрузиться им она должна была в Феодосии. Через день из штаба Черноморского флота начальнику отряда кораблей и судов в Керчи была послана телеграмма, в которой говорилось: «Нефти больше не имею. Срочно вышлите «Кара-Кермен»». Судя по всему, после этого шхуна вышла в море. Во всяком случае, в документах она больше не упоминается. Можно, впрочем, предположить, что «Кара-Кермен» вышла в море вместе с остальными кораблями и судами, покинувшими Керчь 5 ноября и попавшими в шторм в ночь с 6-го на 7-е (именно тогда пропал без вести эсминец «Живой», на борту которого находилось около 250 человек) Однако в этом случае довольно странным кажется место обнаружения наливной шхуны, а затонула она в глубине Феодосийского залива.

Одним словом, концовка нашего небольшого повествования будет традиционной: возможно новые архивные материалы позволят окончательно разгадать загадку данного затонувшего объекта. Сейчас же с уверенностью можно сказать одно- на дне Черного моря вблизи Феодосии покоится не «неизвестное судно», а свидетель трагических лет Гражданской войны.

Автор выражает благодарность В. Левицкому (Николаев) и А. Черноволову (Феодосия) за помощь в работе и предоставленные материалы.

Источники и литература:

  1. Гутан Н. Р. Краткий очерк действий флота при эвакуации Крыма и пребывание его на чужбине// Морские записи. Нью-Йорк. 1956. № 2- 3 с. 59-73
  2. Елкин А. В., Курносов С. Ю. Атлас. Затонувшие суда Черного и Азовского морей. Тольятти, 2004.
  3. Русский торговый флот. Список судов к 1 сентября 1904 г. СПб., 1905.
  4. Hungarian Shipregister

Автор: Н. Кузнецов (Москва).
Фотография: В. Дядченко
Набор со страниц журнала "Доброволецъ": Михайлов Андрей, Федоров Павел.


Внимание: политическая позиция администрации сайта и наборщиков может не совпадать с предпочтениями авторов статьи! Материал приводится лишь как часть теоретической подготовки ныряльщиков перед погружением на затонувшие суда.
Категория: Катастрофы на воде. | Добавил: Britannic (02.01.2010) | Автор: Н. Кузнецов
Просмотров: 5679 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]