Главная » Статьи » Военные суда. |
Ракетный крейсер "Слава"
В период русско-турецкой войны 1768-1774 годов этот фрегат под командованием лейтенанта А.В Войновича в составе эскадры контр-адмирала А.В Елманова активно действовал на неприятельских морских сообщениях и против приморских крепостей, нес блокадную службу Дарданелл, участвовал в боях и сражениях с силами турецкого флота. Неся крейсерскую службу в заливе Лагос, он в марте 1772 года захватил три торговых судна противника и еще шесть уничтожил. Одновременно десантная партия фрегата овладела на берегу четырехорудийной батареей. 28 октября 1772 года фрегат участвовал в Патрасском сражении отряда капитана 1 ранга М.Т Коняева с дульциниотской турецко-египетской эскадрой, в ходе которого было уничтожено восемь фрегатов и восемь шебек противника. 30 мая 1774 года высаженный "Славой" на остров Хиос десант взорвал четырехпушечную турецкю береговую батарею и склад боеприпасов при ней. Летом 1774 года, перед возвращением эскадры в Россию, этот фрегат, пришедший в негодное к дальнейшему плаванию состояние, был продан на слом. Через четыре года на эллинге адмиралтейства в Архангельске для Балтийского флота был заложен новый фрегат "Слава", спущенный на воду в конце мая 1781 г. Вооруженный 38 орудиями, он имел длину 39,6 м, ширину 11,1 м и осадку 4,4 м. В период войны со Швецией 1788-1790 годов этот фрегат в составе Ревельской эскадры адмирала В.Я. Чичагова участвовал в Гогландском (6 июля 1788 г.), Эландском (15 июня 1789 г.), Ревельском (2 мая 1790 г.) и Выборгском (22 июня 1790 г.) морских сражениях, а во время войны с Францией 1792-1797 годах дважды (в июне-августе 1793 года и в июне 1795 года-октябре 1796 года) выходил за пределы Балтики для совместных действий с английском флотом по блокаде берегов Франции и Голландии. В 1799 году устаревший фрегат был разрушен и превращен в плавучий склад. В XIX веке кораблей с этим именем в военном флоте не было, и лишь в начале XX века появился эскадренный броненосец. Зато сразу четыре "Славы" значились в списках кораблей и судов Красного флота в годы гражданской войны. Одно из этих судов было построено в Сормове в 1903 г. До гражданской войны оно принадлежало акционерному обществу "Русь" и эксплуатировалось на Каспии в качестве танкера, но в мае 1919 года было зафрахтовано английскими интервентами, вооружено 1 152-мм и 1 102-мм орудиями и в качестве вспомогательного крейсера включено в состав их военного флота. В августе 1919 года оно было передано англичанами белогвардейцам, а 18 мая 1920 года захвачено у последних кораблями советской Волжско-Каспийской военной флотилии при проведении Энзелийской операции и в конце месяца зачислено в ее состав. В составе Красного военного флота корабль пробыл недолго. Уже через месяц он был разоружен и сдан водному транспорту. Впоследствии под наименованием "Слава труду" он входил в состав пароходства КАСПАР, но 22 декабря 1932 года в результате взрыва парового котла надломился и затонул в Махачкалинском порту у причала. Поднятый спасателями, танкер так и не был восстановлен и до июля 1947 года использовался в Бакинском порту во вспомогательных целях. Другая "Слава" с сентября 1920 года входила в состав Азовской флотилии. Этот колесный товаропассажирский пароход постройки 1905 года первоначально использовался в качестве портового судна, а в октябре 1920 года был переклассифицирован в плавучую базу дивизиона катеров-истребителей. В июне 1921 года он был возвращен Главоду и в марте 1922 года переименован в "Бердянск". В период Великой Отечественной войны судно в составе Азовского пароходства осуществляло воинские и народно-хозяйственные перевозки, эвакуировало на Кавказ ценное имущество, раненых и мирное население. 12 октября 1941 года из-за невозможности вывода по техническим причинам оно было взорвано экипажем в Таганроге при эвакуации оттуда наших войск. Еще одна "Слава" в качестве канонерской лодки входила состав Днепровской флотилии. Мобилизованный в апреле 1920 года командованием Красной Армии, этот колесный товаропассажирский пароход постройки 1885 года весной 1920 года участвовал в переправах и перевозках прижатых к днепровскому берегу у Нижней и Верхней Олбы войсками буржуазно-помещичьей Польши частей 10-й стрелковой дивизии, а в июле обеспечивал переход через перекаты и мели кораблей Днепровской флотилии из Речицы в Киев. С 6 ноября 1920 года "Слава" стала канлодкой и 3 декабря 1920 года переименована в "Бойкий", однако в конце января 1921 года она была возвращена Наркомату путей сообщения, а в сентябре 1929 года выведена из эксплуатации и разобрана на металл. Наконец, построенный в 1911 году речной буксир "Слава" с сентября 1919 года по январь 1920 года использовался командованием флота Балтийского моря в Петроградском порту. Последний предшественник современного ракетного крейсера - легкий крейсер "Слава" (до 3 августа 1957 года имел наименование "Молотов") водоизмещением 9700 т - был заложен 14 января 1937 года в Николаеве, 19 марта 1939 года спущен на воду и 14 июля 1941 года введен в состав Черноморского флота. Он был вооружен 9 180-мм, 6 100-мм, 6 45-мм и 13 37-мм орудиями, 8 12,7-мм пулеметами, 2 трехтрубными 457-мм торпедными аппаратами и 2 бомбометами, принимал на борт 2 гидросамолета и до 100 якорных мин. В годы Великой Отечественной войны этот корабль под командованием капитана 1 ранга Ю.К. Зиновьеа, с марта 1942 года - капитана 2 ранга М.Ф. Романова и с июля 1943 года - капитана 2 ранга Ф.В. Жирова участвовал в обороне Севастополя, берегов Крыма и Кавказа, обстреливал позиции войск противника в Феодосии и на Керченском полуострове, неоднократно доставлял в Севастополь воинские пополнения и военные грузы, вывозя обратными рейсами мирное население. Нынешний ракетоносец "Слава" водоизмещением 11000 т - восьмой корабль с этим именем. Вступив в строй 30 января 1983 года он за короткий своей службы успел приобрести добрую славу, и отнюдь не случайно 2-3 декабря 1989 года у острова Мальта в Средиземном море он обеспечивал промежуточную неофициальную встречу руководителей Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки. Начало этой встречи планировалось провести прямо на борту стоящего на рейде советского крейсера, и только бушующий у берегов Мальты шторм не позволил доставить участников переговоров катерами к борту "Славы". Фотографии: Дополнительные материалы: http://www.cruiser-moskva.info/- Этот сайт посвящен одному из самых красивых кораблей современности - гвардейскому ракетному крейсеру "Москва", (Слава пр.1164) Черноморского флота Российской Федерации. | |
Просмотров: 4423 | |
Всего комментариев: 0 | |