Главная » Статьи » Военные суда. |
29 мая 1942 года около 9:25 часов утра, в девяти милях восточнее Воронцовского маяка Одесского порта при подходе к внешнему рейду подводной лодкой «А-3» из состава ЧФ был запеленгован и атакован конвой судов противника в составе двух транспортных судов и семи сторожевых катеров. Основной удар пришелся по румынскому транспорту «Сулина» (3496 брт.). До конца маневр лодки не известен, но существует предположение, что лодка проникла в середину каравана, безусловно,- опасный ход при глубине всего в двадцать с небольшим метров, после чего атаковала «Сулину» в правый борт двумя торпедами с расстояние в 3,5 кабельтовых и ушла в открытое море. Обе торпеды достигли своей цели, и спустя 30 минут после непродолжительной борьбы за живучесть судно затонуло на глубине Как все начиналось. Все рассказы, которые я слышал о «Сулине», до того как попал на нее первый раз, как-то отдавали холодком. Сами посудите: температура почти круглый год около Спустя полгода мы все-таки попали на нашу «Цель». Должен вам сказать, впечатление грандиозное. Да, темно, мрачно, холодно, но само судно просто завораживает. Осмотреть его в то погружение нормально не удалось. Очень плохая видимость, да и как осмотреть за один дайв 120-метровую махину. По-настоящему, она открылась нам лишь в сентябре 2001 года. Покорение «Сулины». Из письма Влада Тобака к нам в клуб: «… такого не бывает! Видимость метров семь, вода 18 градусов!!! Я за все предыдущие погружения не видел столько, сколько за последние два дня. Приезжайте, да и бот мы малость переделали, теперь там гальюн и камбуз есть…». Ну, раз есть камбуз, то надо ехать. На следующий день прыгаем по автомобилям и под предводительством нашего бессменного командора Макса отправляемся в путь. Где-то с полдороги звоню Владу и спрашиваю, как погода. Ответ: «И что я Вам могу сказать, мы Вам и так всегда рады, но море опять раздувает…». Барометр настроения нашей четверки начинает сползать вниз. К семи утра мы уже находимся в яхт-клубе Одесского морвокзала. Море просто зеркало!!! Ни ветринки. Это судьба!!! Выходим в море, бот под названием «Калипсо» действительно знатный. Переделанный из спасательного мотобота на 80 человек в симпатичное дайверское судно, которое спокойно берет десяток шумных дайверов при двух членах экипажа и при этом всем просторно. Через час отшвартовываемся к бую, закрепленному на форштевне «Сулины». Уходим двумя парами. Моим «бадди» (прим. наборщика - напарником) идет очаровательная барышня, для нее это первый «wreck», она держится бойко, а я, помня атмосферу на «Сулине», слегка нервничаю. Падаем вдоль троса. Практически сразу успокаиваюсь. Видимость потрясающая. С форштевня просматривается весь полубак с большим якорным брашпилем и часть грузовой палубы. Судно лежит с креном на левый борт, градусов эдак 40. Крышки трюмных люков отсутствуют, очевидно, их выдавило воздухом при погружении, т.к. основная часть воды в трюмы поступила именно из пробоин, как выяснится позже, все трюмы соединены между собой, и, зайдя в носу, можно пройти до самого кормового. Проходим над первым трюмом. Под нами огромная темная воронка, которая просто «затягивает». Нет, трюмы будем обследовать позже. Как только подходим к большой тельферной балке, между первым и вторым трюмом, вырисовывается надстройка с большими прямоугольными иллюминаторами ходового мостика. Двигаемся поближе к левому борту. Тиковая палуба просто в идеальном состоянии. Вдруг возникает дилемма, либо идти по левому шкафуту дальше в корму, или же пойти сразу в рубку через разбитый иллюминатор. Решаем, что не подобает уважающим себя людям лазить в окно, а надо найти дверь. Дверь действительно находится там, где ей и положено быть на таких судах, к ней со шкафута ведет весьма разбитый трап, но это не серьезная преграда. И вот она - ходовая рубка – мозг корабля. К сожалению, здесь хорошо поработали после войны водолазы АСПТРа Одесского порта, и никаких навигационных приборов не осталось вообще. Напротив входа, через который мы попали, зеркально имеется точно такая же дверь с левого борта. Высота рубки от палубы до подволока около Если же двигаться по левому шкафуту, не заходить сразу на мостик, а пройти еще буквально несколько метров, то можно обнаружить открытую дверь в тамбур, через который, пройдя Я с затаенным дыханием выглядываю за борт кормового среза. Вот оно! Мы видим то, что очень хотели увидеть: Вверху полукругом S U L I N A. Посередине герб. Ниже герба расположено название порта приписки K O N S T A N S A. Мы рассматриваем герб: он насыщен всякими геральдическими знаками. Чищу от налета голову орла. Сергей тоже приложил руки к «реликвии», удаляя налет с поверхности герба… Также ребята обнаружили на юте небольшую надстройки, из которой вниз уходит трап. Скорее всего, здесь располагалась кубрики экипажа, но проникнуть вниз не удалось из-за того, что проход практически полностью засыпан илом. Там же, ближе к корме, обследуя кормовые трюмы, ребятами из клуба «Флиппер» был найден самый страшный груз – ящики с боеприпасами, основную долю которых составляли немецкие 18-мм разрывные снаряды. Несмотря на то, что выглядят они идеально, подъем их весьма опасен. На трех из четырех поднятых снарядов через неделю вздулись разрывные капсули. Еще одной достопримечательностью военной эпохи можно считать зенитное орудие, правда, время его не очень пощадило. Увидели ли мы «Сулину»? Конечно, нет. Есть еще много мест на этом транспорта, куда не добрался ни один человек. Одно из таких мест, которое нам не удалось посетить, это форпик- хозяйство боцмана и его команды. На вскрытие люка ушло примерно 20 мин. Ни с чем не сравнить чувство первооткрывателя, когда ты первый раз заходишь в отсек, а котором с 42-го года никого не было, а там… Надо признать, это была самая странная находка за все три погружения – аккуратно рядами сложенные большие деревянные, черные шезлонги, почти полностью засыпанные илом. Когда мы возвращались в порт, у всех были смешанные чувства: это и восторг от увиденного, и грусть, что приходится уходить, так и не увидев всего. А ведь рядом еще лежат «Патагония», «Аджария», «Брянск»… P.S. Хочется сказать огромное спасибо дайв-центру «Флиппер» и экипажу бота «Калипсо» за мастерское обеспечение спусков, вкусную еду и совершенно Черный морской Одесский юмор. Автор: Фил Гисборн Набор (со страниц журнала "Октопус"): Михайлов Андрей, Федоров Павел | |
Просмотров: 1955 | | |
Всего комментариев: 0 | |