• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Военные суда.

Лодки идут вокруг Земли
Это случилось в эпоху великих свершений и грандиозных прорывов во всех сферах человеческого бытия. Быстрее, выше, сильнее! На земле, под водой и в воздухе.16 февраля 1960 года причал военно-морской базы Нью-Лондон (шт. Коннектикут) покинула атомная подлодка «Тритон». Корабль вышел в море с фантастической миссией – повторить маршрут великого Магеллана, оставаясь на протяжении всего похода в подводном положении. Пройдя невидимой тенью сквозь моря и океаны планеты и обогнув Земной шар без единого всплытия или захода в порт, «Тритон» должен был стать прямым доказательством технического превосходства атомного подводного флота ВМС США.За громкой пропагандой скрывался небольшой секрет.

Широкой общественности невдомек, что «Тритон» - единственная американская субмарина, способная совершить подводный кругосветный «круиз». Все остальные подлодки первого поколения – «Скейт», «Наутилус», «Сивулф» слишком медлительны и слабы для участия в кругосветных операциях.



Подводный корабль USS Triton (SSN-586) был специально разработан для продолжительных океанских походов. Самая крупная, быстроходная и дорогая субмарина в мире ($109 млн., включая ядерное топливо), предназначенная для выполнения функций радиолокационного дозора и управления боевыми группами морской авиации. В послевоенные годы дальнее радиолокационное обнаружение на американском флоте обеспечивали специально подготовленные эсминцы, однако, как показала практика Второй мировой, такое решение означало высокий риск для экипажей надводных кораблей. Подводная лодка была лишена этого недостатка – при обнаружении противником «Тритон» ловко нырял под воду и исчезал в морской пучине. Специальные возможности требовали специальных навыков, отсюда – солидные размеры*, двухреакторная компоновка и высокая скорость подводного хода (27+ узлов). А также шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм - в случае опасности тритон превращался в злобного ядовитого ящера.



…Тем временем «Тритон» смело шел в середину Атлантики, сотрясаясь всем корпусом на крутой океанской волне. 24 февраля лодка прибыла к скалам Петра и Павла, откуда должно было начаться её историческое плавание. Последний раз провентилировав отсеки и вышвырнув за борт скопившийся бытовой мусор, субмарина зарылась в пронзительно синие волны в экваториальной части Атлантического океана.Спустившись в Южное полушарие, «Тритон» обогнул мыс Горн и устремился на запад, пересекая наискось необъятный Тихий океан. Пройдя тесными проливами между островами Филиппин и Индонезии, лодка выбралась на просторы Индийского океана, далее, обогнула Африку вокруг мыса Доброй Надежды и вернулась в контрольную точку маршрута к скалам Петра и Павла спустя 60 дней и 21 час после начала экспедиции. За кормой «Тритона» остались 23 723 морские мили (49500 км – больше длины земного экватора).



Мыс Горн. Фотография сделана через перископ "Тритона"


Официальная история свидетельствует, что «чистого» рекорда не получилось – субмарине пришлось единожды подняться на поверхность у побережья Уругвая. В ходе короткого рандеву с американским крейсером «Мэкон», на борт крейсера был переправлен один заболевший моряк из экипажа подлодки. Кроме того, злые языки твердят, что «Тритон» многократно нарушил условия «марафона», зайдя в базу на острове Гуам для устранения возникших на борту неисправностей. Конечно, никаких официальных подтверждений этого события нет и все это не более чем гнусная клевета…За время похода (получившего название Операция «Сэндбласт») помимо чисто пропагандистских задач, американские моряки проводили многочисленные исследования в интересах ВМС США. Была отработана методика скрытного обследования побережья (экипаж провел съемку британских Фолклендских островов и собственной ВМБ Гуам), проведены учения по борьбе за живучесть лодки (в ходе одной из них отрабатывалась ситуация с падением мощности обоих реакторов – было ли это запланированной тренировкой или следствием настоящей аварии, вопрос так и остался без ответа). Кроме того, с помощью мощного гидролокатора «Тритона» велась непрерывное сканирование рельефа океанского дна на всем маршруте следования американской подлодки.Поход сопровождался крупными техническими неполадками, всякий раз ставившими под угрозу судьбу экспедиции. В отсеках не раз возникали течи и задымления, срабатывала аварийная сигнализация реактора. 12 марта 1960 года на лодке «накрылся» основной эхолот, а в последний день пути вышла из строя вся гидросистема управления кормовыми рулями – «Тритон» вернулся на базу на резервом управлении.Стоит заметить, что вокруг экспедиции «Тритона» начисто отсутствовала какая-либо секретность. Во время похода на борту лодки находилось два десятка гражданских лиц, включая фоторепортера журнала National Geographic. Янки превратили стратегический кругосветный рейд в яркое пиар-шоу и постарались по максимуму «раскрутить» достижение ВМС США, подняв пресловутый «престиж нации».



Боевой информационный центр на борту АПЛ "Тритон".


Что касается самого «рекордсмена», «Тритон» никогда не использовался по своему прямому назначению – в качестве командного центра для слежения за обстановкой в воздухе. С начала 1960-х годов функции дальнего радиолокационного обнаружения взяли на себя специализированные самолеты ДРЛО, и уникальная, единственная в своем классе, субмарина была переквалифицирована в многоцелевую лодку с торпедным оружием.Всего USS Triton прослужил под звездно-полосатым флагом 27 лет и был исключен из списков ВМС США в 1986 году. Некогда грозный подводный киллер был окончательно разрезан на металл к ноябрю 2009 года.



Маршрут "Тритона"



Пафосный выход в кругосветное плавание



Прожорливые янки забивают трюма "Тритона" мешками с картофелем.
Всего за время "кругосветки", две сотни человек из экипажа подлодки "уничтожили" 35 тонн съестных припасов

Несмотря на всевозможные дискуссии вокруг «белых пятен» в истории кругосветного плавания «Тритона», и звучащие порой обвинения о нарушениях условий «заплыва», кругосветная подводная экспедиция 1960-го года стала очередным доказательством уникальных возможностей атомных субмарин. Поход «Тритона» оказал мощное влияние на эскалацию «гонки вооружений» и способствовал быстрому развитию атомного подводного флота по обе стороны Атлантического океана. Немало заволновались в Генштабе ВМФ СССР – подводный марш-бросок «Тритона» был расценен, как прямой вызов со стороны США.А, как известно, советские моряки привыкли отвечать на вызов еще более жестким ответом…

Гонка на выживание

Весной 1960 года американцы показали, кто есть хозяин в Мировом океане. Через год русский парень Юра Гагарин покажет зарвавшимся янки, кто есть хозяин в Космосе.Но рекорд АПЛ «Тритон» оставался по-прежнему непобитым. Откровенно говоря, перед ВМФ СССР не стояло задач по проведению кругосветных походов атомных подлодок. У советских моряков не было ни сил, ни средств для проведения масштабных пиар-акций, подобных походу «Тритона» – снимать с боевого дежурства атомоходы ради «погони за рекордами» было непозволительной роскошью. Мировой океан бороздил гигантский флот «вероятного противника» из тысячи боевых кораблей – ВМФ СССР хватало адреналина в погонях за неуловимыми американскими АУГ и ракетоносцами типа «Джордж Вашингтон». Вместо позирования в журнале National Geographic, наши моряки были заняты обеспечением доставки баллистических ракет на Кубу и выставлением противолодочных заслонов на пути четырех десятков «убийц городов», грозящих обрушить на советские города термоядерный ливень из 656 ракет «Поларис».И все-таки, через несколько лет морякам-североморцам представился удобный случай, чтоб поквитаться с американскими мореманами. В 1966 году возникла необходимость перевода атомных подлодок К-133 и К-116 с Северного флота на Тихий океан. А раз так – остается лишь утвердить маршрут, подобрать экипажи, погрузить расходку и продовольствие и… Полный вперед, в дальний поход!К этому времени у советских моряков-подводников был накоплен солидный опыт длительных походов в удаленные районы Мирового океана – еще в 1962 году подлодка К-21 совершила 50-суточный боевой поход на полную автономность, пройдя 10124 морские мили (из них 8648 миль в подводном положении). Для более удобного восприятия – это эквивалентно расстоянию от Санкт-Петербурга до Антарктиды.




Атомная подводная лодка проекта 627(А), аналогичная К-133

Ситуация с переводом К-133 и К-116 с Севера на Дальний восток была достаточно очевидной. К-133 относилась к первенцам советского подводного кораблестроения, лодка проекта 627(А) – ровесник американских «Скейтов» и «Тритонов». Но в отличие от американских лодок первого поколения, что являлись во многом экспериментальными конструкциями для отработки новых технологий. В то же время первые советские АПЛ являлись полноценными боевыми кораблями – вооруженные до зубов, с широким диапазоном рабочих глубин и высокой скоростью подводного хода. Благодаря оптимизированного для подводного плавания «каплевидного» корпуса наши 627(А) не уступали в скорости даже легендарному «Тритону». Что касается надежности, с этим было одинаково плохо по обеим сторонам океана. Механизмы, компоновка и реакторы АПЛ первого поколения не отличались совершенством и безопасностью.Но если «Тритон» смог, значит … дорогу осилит идущий!Со второй лодкой ситуация была аналогична. К-116 – атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами. Принадлежит к проекту 675, относится к первому поколению советских АПЛ. Подводный корабль достаточно быстр и автономен для кругосветных походов. Помимо торпедного оружия, К-116 несет в своем чреве восемь противокорабельных ракет комплекса П-6. В отличие экспериментального «Тритона», который хотя и являлся мощной лодкой, но существовал в единственном экземпляре, К-116 – полностью серийная конструкция, один из 29 построенных атомоходов проекта 675.



Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 675, аналогичная К-116

В ледяную стужу, 2 февраля 1966 года, многоцелевая АПЛ К-133 и ПЛАРК К-116 покинули базу в Западной Лице и взяли курс в открытое море. Так начался беспримерный групповой поход атомоходов ВМФ СССР на другой конец Земли. Выбравшись на просторы Атлантики, лодки полным ходом пересекли океан с Севера на Юг. Словно две тени, стальные «щуки» прошли проливом Дрейка и поднялись вдоль западного побережья Южной Америки, затем, следуя одна за другой, субмарины пересекли с Востока на Запад огромное пространство Тихого океана.

 26 марта, спустя полтора месяца после выхода из Западной Лицы, обе лодки благополучно отшвартовались у причала в бухте Крашенинникова на Камчатке. За 52 ходовых дня атомоходы прошли 21 000 миль (дистанция, практически равная знаменитому маршруту «Тритона»). Перед североморцами стояла исключительная по своей сложности задача – пересечь по диагонали два великих океана, ни разу не всплывая на поверхность. При этом не отстать, ни оторваться, не потерять друг друга из виду. И, главное, остаться незамеченными для противолодочных сил других государств. Маршрут пролегал по малоизученным гидрографами участкам океана, в непривычных для нас южных широтах, через пролив Дрейка, что славится своими яростными штормами и сложной навигационной обстановкой. Весь поход проходил при максимальном соблюдении мер по обеспечению скрытности - в результате, ни один противолодочный корабль или глубоководная станция слежения НАТО не засекли отряд советских субмарин – появление новых атомоходов в бухте Крашенинникова стала подлинным сюрпризом для иностранных военно-морских разведок.




Моряки из экипажа атомной подводной лодки К-133 в течение всей экспедиции вели рукописный журнал «Летопись похода, или 25000 миль под водой». Здесь собраны стихи, очерки, рисунки подводников – лучшие шедевры, созданные талантом корабельных поэтов, художников и писателей во время легендарного похода. В настоящий момент раритетный журнал хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Послесловие.

 К моменту исключения атомной подводной лодки К-133 из состава ВМФ в 1989 году, подводный корабль прошел 168 тысяч миль за 21926 ходовых часов.Судьба К-116 оказалась гораздо трагичнее – вспыхнувшая на борту радиационная авария заставила вывести лодку в резерв еще в 1982 году. Больше в море она не выходила. Всего, за двадцать лет эксплуатации, К-116 успела пройти 136 тысяч морских миль за 19965 ходовых часов.

* Все в мире относительно. С точки зрения наших дней, размеры «Тритона» соответствуют скромной многоцелевой лодке, а в сравнении с огромной «Акулой» американский «Тритон» кажется лилипутом (7 против 50 тысяч тонн подводного водоизмещения)

источник.
Категория: Военные суда. | Добавил: Majestic (05.08.2013) | Автор: Олег Капцов
Просмотров: 1725 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]