Главная » Статьи » Военные суда. |
Броненосная лодка "Русалка"
В январе 1894 года состоялся военно-морской суд по делу о гибели броненосца «Русалка». В ходе судебного разбирательства были сделаны предположения о причинах гибели корабля, а также выдвинуты обвинения против командира учебно-артиллерийского отряда контр-адмирала П. С. Бурачека и командира канонерской лодки «Туча» капитана 2 ранга Н. М. Лушкова. Приговор суда, объявленный 14 февраля 1894 года, и утверждённый 28 февраля императором Александром III, гласил: «Контр-адмиралу Павлу Степановичу Бурачеку, 56 лет от роду, за недостаточную осторожность в выборе погоды для отправления броненосца «Русалка» и лодки «Туча» в море, противозаконное бездействие власти и слабый надзор за подчинёнными объявить выговор в приказе, а командира лодки «Туча», капитана 2 ранга Николая Михайловича Лушкова, 39 лет от роду, за неисполнение приказаний начальника по небрежности и за противозаконное бездействие власти отрешить от должности...» Выдвинутые в ходе следствия версии о причинах гибели броненосца сводились к следующим: корабль мог быть залит волнами после потери управляемости или же получил пробоину при ударе о подводные камни. Предположения о гибели из-за плохого технического состояния корабля, взрыве котлов или взрыве в помещении с боезапасом, были отклонены как несостоятельные. Суд в своём решении закрепил эти предположения. Писатель К. Г. Паустовский, общавшийся с водолазами Экспедиции подводных работ особого назначения, участвовавшими в поисках затонувшего броненосца, на страницах книги «Чёрное море» (рассказ «Горох в трюме»), выдвинул свою версию катастрофы: «Осенью над Финским заливом часто проходят короткие бури. Начинаются они в полдень и бушуют до вечера. „Русалке" надо было выйти на рассвете, чтобы проскочить в Гельсингфорс до полудня. Но адмирал приказал выходить в девять часов утра, и броненосец не посмел ослушаться. Поиски «Русалки» и команды начались 10 сентября 1893 года в районе
Эрансгрундского плавучего маяка, как предполагаемого места гибели
корабля. Поиски, в которых участвовали 15 судов, продолжались 37 дней
(до 16 октября) и были приостановлены в связи с наступившими заморозками
и зимними штормами. В ходе поисков были обнаружены различные предметы и
детали надстройки «Русалки». Ни один из офицеров и матросов спасён не
был, место гибели броненосца обнаружить не удалось.
В июне — августе 1894 года
предпринимались попытки поиска затонувшего броненосца «Русалка» с
использованием водолазов, тралов и буксируемого самоходным судном
воздушного шара с наблюдателями, однако положительного результата они не
дали, и 15 августа 1894 года поиски были официально прекращены.
В 1932 году водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения
(ЭПРОН), ведшие поиски затонувшей в 1931 году подводной лодки № 9,
сообщили об обнаружении лежащего на дне корпуса неизвестного корабля. О
том, что этот корабль является «Русалкой», сообщалось в статье
Л. В. Ларионова «Гибель "Русалки" и её поиски» и в воспоминаниях бывшего руководителя ЭПРОН Н. П. Чикера.
И. Гольдман, изучивший архивное дело экспедиции по поиску подводной
лодки № 9, хранившееся в Центральном Государственном архиве
Военно-Морского Флота СССР, не обнаружил в нём сообщений об обнаружении
броненосца «Русалка» в 1932 году.
По обычной в царском флоте небрежности „Русалка" забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки. В десять часов утра сорвался шторм силой в девять баллов. "Русалку" начало заливать. Когда начался шторм, вся команда спряталась внутри броненосца. Огромные волны били в корму корабля и перелетали через низкую палубу, ломая надстройки. Они вливались в открытые люки и горловины. О том, чтобы выйти на палубу, нечего было и думать — она вся скрылась под бушующими волнами. Оставшиеся на верхнем мостике командир и штурвальные были крепко привязаны канатами к поручням. Волны усиливались. Они начали перехлестывать через мостик. Вода попадала в трубы. В закупоренном броненосце, наполнявшемся водой, не хватало воздуха. Тяга в трубах упала, и машина начала сдавать. Это привело к тому, что волны обгоняли корабль и разрушали всё, что находилось на палубе. Броненосец всё больше и больше набирал воду. Наконец водой залило топки, и машина встала. Тогда „Русалку" повернуло бортом к волне, опрокинуло, и броненосец пошёл ко дну. Ни один человек не выплыл, потому что люди были или привязаны к поручням, или закупорены в стальной коробке броненосца." В июле 2003 года эстонское исследовательское судно «Маре» (капитан Велло Мясс) обнаружило на дне Финского залива затонувший корабль, после спуска водолазов опознанное как броненосец «Русалка». Корабль обнаружен южнее района поиска в 1893—1894 годах и места, указанного в статье Ларионова. Броненосец не лежит на грунте, а стоит вертикально на глубине 74 метров, кормой вверх, наполовину погружённый в ил, в 25 километрах южнее Хельсинки. Эстонскими кинодокументалистами снят фильм «Тайна "Русалки"». Башенная броненосная лодка "Русалка" 1865 - 1893 Заложена 14 января 1865 года на заводе Митчелла в Санкт-Петербурге. Спущена 31 августа 1867 года. Вступила в строй в 1868 году. Погибла со всем экипажем 7 сентября 1893 года во время шторма на переходе из Ревеля в Гельсингфорс. Обнаружена водолазами ЭПРОН в 1932 году на глубине 74 метра. Водоизмещение 1871 т. Размерения 62.9х12.8х3.35 м Воружение первоначальное 2 - 229 мм обр 1867 года в носовой башне и 2 - 381 мм гладкоствольные пушки в кормовой башне, с 1892 года 4 - 229 мм, 2 - 87мм, 5 - 37 мм Бронирование - борт 83-114 мм, башни - 114 мм Механизмы 1 паровая машина, 2 котла, 876 л.с. 1 винт Скорость 9 узлов. Экипаж 172 человека источники: 1. http://www.tuuker.ee/eng/varia 2 ссылка 3.http://navsource.narod.ru/photos/04/015/index.html | |
Просмотров: 3712 | |
Всего комментариев: 0 | |