• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Разное

Борьба за Ледовитый океан.
Борьба за Ледовитый океан.

            Мы привычно говорим, что Русский Север – это кладовая несметных природных ресурсов. А недавно выяснилось, что, как ни баснословны запасы полезных ископаемых в материковой части Русского Севера, они несравненно более велики на российском северном морском шельфе. Только в России великие реки – Северная Двина, Обь, Енисей и Лена, а также многие менее протяжённые, текут на север и впадают в Ледовитый океан. И десятки тысяч лет речная вода, протекая тысячи километров от истока до устья, вымывала из горных пород полезные ископаемые и несла их в океан, где они откладывались преимущественно на шельфе. Поэтому наш шельф неизмеримо богаче ресурсами, чем морские шельфы других стран.
            А рассказали об этом, раскрыли перед иностранцами секретные сведения о ресурсах нашего шельфа российские чиновники.
            В советское время наши геологи провели большие разведочные работы на шельфе и уже тогда установили, что там таятся баснословные богатства. Результаты их изысканий составляли государственную тайну. Но, когда к власти пришли «демократы» (либералы), им эти данные оказались ненужными. Хорошо хоть то, что они не выбросили все эти материалы на помойку. Но и на обработку данных у них не нашлось денег. Тут-то и пришли «на помощь» американцы – Чубайс и компания пригласили с Запада сотни консультантов, как правило, сотрудников ЦРУ. Они взялись обработать наши совершенно секретные данные, перевели их «в цифру» и, естественно, оставили копию себе. И началось наступление иностранцев на русский шельф.
           При Сталине морские границы СССР определялись просто. Проводились на карте две линии к Северному полюсу – от пограничного столба на Кольском полуострове и от мыса Дежнёва на Чукотке. И вся эта акватория считалась нашей. (Однако один уступ на пограничной линии всё же был: Норвегия в 1920-е годы доказала своё право на владение шпицбергеном тем, что её моряки раньше установили на острове флаг своей страны.) Так же определила границы своей акватории Канада. Но она согласовала это решение с другими странами, заключив соответствующие договоры. Тогда не возникало споров о принадлежности этих безмолвных ледовых пустынь той или иной стране. У СССР отношения со многими странами были сложными, и он своих морских границ ни с кем не согласовывал. А после Второй мировой войны на территорию и акваторию могущественного СССР вряд ли кто посмел бы покуситься. До 80-х годов с таким положением мировое сообщество мирилось. Хотя американцам оно не нравилось: им достался совсем небольшой кусочек северного шельфа, прилегающий к Аляске. А таким развитым странам, как Англия, Франция, Германия и Япония, от северного шельфа не досталось ничего.           

           Принадлежность шельфа той или иной стране доказывалась тем, что он служит прямым продолжением её территории. В Северном Ледовитом океане есть подводные хребты Ломоносова и Менделеева, идущие от материковой части нашей страны, и на этом основании Россия считает шельф своим. Но свои претензии на значительные части этого пространства предъявляют и Норвегия, и Дания. Так, якобы спорной с Норвегией оказалась наша акватория в 155 тысяч квадратных километров, на которой, как сообщалось в прессе, обнаружены колоссальные запасы нефти и газа – во много раз больше, чем на знаменитом штокмановском месторождении. Этих запасов хватило бы Европе на века. Это – предмет спора на Западе.
           А на северо-востоке бывший министр иностранных дел шеварднадзе не без согласия Горбачёва подарил Америке громадную акваторию, также изобилующую рыбой, газом и нефтью. Правда, наша Государственная Дума так и не ратифицировала это соглашение, но американцы, похоже, делиться с нами этим «спорным» пространством не собираются.
           На юго-востоке японцы не признают наше право на владение южно-Курильскими островами, и в этом исключительно обильном рыбой районе систематически задерживают японские рыболовные суда, занимающиеся контрабандной добычей морепродуктов. А вообще, там, а также в Охотском море каких только иностранных судов не встретишь.
           Конвенция ООН по морскому праву ограничивает национальный суверенитет любого государства 200-мильной прибрежной зоной… Значит, пространство возле полюса считается «ничьим», и там может вести и лов рыбы, и добычу полезных ископаемых кто угодно. Там уже можно встретить суда многих стран. А Северный морской путь – кратчайшая линия связи Европы с Азиатско-Тихоокеанским регионом. С учётом ожидаемого глобального потепления значительная часть Ледовитого океана может стать свободной от ледового покрова. Сейчас только Россия в принципе могла бы вести там добычу полезных ископаемых, потому что только она располагает мощным ледокольным флотом. А тогда богатствами этого океана сможет воспользоваться любое государство.
           Страна, желающая расширить свои морские владения, должна доказать, что граница континентального шельфа простирается дальше, чем 200 миль. И недавно наша морская экспедиция, работавшая не один год, проведя сейсмические исследования (с помощью мощных взрывов), экспериментально доказала тождественность горных пород на нашем материке и на дне в той части Северного Ледовитого океана, которую мы объявляли своей. Но это ещё должна признать ООН. Заявка России туда подана, и для дополнительного её обоснования к Северному полюсу была направлена наша экспедиция – атомный ледокол «Россия» и исследовательское судно «Академик Фёдоров». Учёным удалось, спустившись на глубоководном аппарате в полынью между льдами и до самого дна (на четыре с лишним километра), взять пробы грунта со дна на самом полюсе. И они установили прямо на дне российский флаг!




Сейчас на Западе очень популярна идея интернационализации природных ресурсов. Дескать, из того, что Бог сосредоточил львиную долю этих богатств на территории и акватории России, вовсе не следует, что они должны принадлежать только россиянам. Это – общечеловеческое достояние. (Примечательно, что американцы, у которых эта идея особенно распространена, не намереваются делиться с кем-либо своими ресурсами.) НАТО готовится силой навязать миру такое понимание «справедливости». Ну а российская власть должна проявить государственную волю – не только удержать Русский Север, в том числе и шельф, в составе России, но и сделать его базой для рывка нашей страны в постиндустриальное общество. Для этого необходимо восстановить Северный морской путь и ещё многое, что было порушено на Севере в ходе либеральных реформ 90-х годов. Надо также признать, что решение этих задач не по силам только частному капиталу, а экономические инструменты для этого по определению не могут быть рыночными.
          Но сегодня и этого понимания недостаточно. Из того, что на неисчерпаемые кладовые природных ресурсов Севера и морского шельфа России зарятся претенденты на мировое господство, желающие поправить своё положение за наш счёт, надо сделать более серьёзные выводы. И, похоже, они, по крайней мере частично, уже сделаны.
          В июле 2007 года главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Владимир Масорин объявил о принятой обширной программе усиления морской мощи нашей страны. За 20 лет Россия должна возродить океанский военный флот. На Северном и Тихоокеанском флотах будут созданы по три ударные группы. Каждая из них будет включать в себя тяжёлый авианесущий крейсер, силы сопровождения и вспомогательные суда. (В современной России есть только один авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», но и тот не удовлетворяет современным требованиям. Будет создана и палубная авиация для этих крейсеров. На Камчатке будет построена база для размещения ракетоносцев нового поколения (проекта «Юрий Долгорукий»), которые заменят в составе Тихоокеанского флота ракетоносцы постройки 70–80-х годов. Намечается и строительство ракетоносцев нового проекта.
          Эксперты и журналисты задавались вопросом: зачем нам так развивать российский Военно-Морской Флот? Мы ведь не воюем пока против стран, традиционно сильных на море. А теперь стало ясно, что речь идёт о защите нашего шельфа, богатого углеводородами, борьба за обладание которыми, видимо, развернётся в ХХI веке. Вероятно, руководство России считает угрозу нефтяным и газовым закромам России настолько реальной, что на строительство кораблей и баз выделяются такие большие средства. Ведь стоимость постройки одного авианесущего крейсера составляет десяток миллиардов долларов. С учётом судов сопровождения и других звеньев комплекса эта величина может удвоиться. Строить их будут на российских отечественных верфях (что обеспечит тысячи новых рабочих мест), по оригинальным проектам и новейшим технологиям и целиком из отечественных материалов. А это означает, что намеченная программа военно-морского строительства послужит мощным толчком для технологического прорыва в нашей экономике.


Источник материала.
Категория: Разное | Добавил: Majestic (13.07.2010) | Автор: Михаил Антонов
Просмотров: 1594 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]