• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Поиски древних кораблей.

У Севастополя, на небольшом мысу между Карантинной и Песочной бухтами, когда-то находился древний город Херсонес. Он был основан греками около 422 г. до н. э. и просуществовал почти 2000 лет. Херсонес являлся крупным центром с торговым портом и военной гаванью, которая в период римского господства в Северном Причерноморье стала стоянкой римского военного флота.

Морское дно у берегов Херсонеса давно привлекало внимание историков и археологов, считавших этот район весьма благоприятным для поиска древних кораблей. Однако долгое время выявить места кораблекрушений не удавалось.

Первые обнадеживающие результаты были получены в ходе археологической экспедиции Харьковского государственного университета в Круглой бухте.

В 1964 г. нашей экспедицией, в составе которой работал отряд спортсменов-подводников (старший отряда В. С. Войценя), удалось обнаружить ряд сооружений под водой и найти несколько находок, указывающих на большие возможности для подводных археологических исследований в этом районе.

В Карантинной бухте обнаружили оборонительную башню, в основании которой в качестве строительных деталей были положены 12 мраморных и известняковых колонн. Рядом находились деревянные сооружения. В 15 м от первой башни найдены остатки другой башни, сложенной из хорошо отесанных каменных блоков. Как выяснилось, эти башни относились к оборонительной системе средневекового Херсонеса.

Со дна Круглой бухты аквалангисты подняли фазосскую амфору, пролежавшую там свыше 2200 лет, три гераклийских амфоры с клеймами гончаров примерно того же времени, амфору 2-3 веков н. э. и красно-лаковое блюдо 3-4 веков н. э.  Кроме целых сосудов, в этом же месте найдено большое количество крупных античных и средневековых амфор, кувшинов, черепиц и кирпичей. Эти находки указывают, что в круглую бухту на протяжении многих лет заходили античные и средневековые корабли, груженные вином, посудой и строительными материалами. При  этом нередко во время сильных штормов они разбивались о камни, находившиеся почти в центре бухты.

Решено было начать поиски древних кораблей.

Всю зиму и весну подводники экспедиции тщательно готовились к предстоящим археологическим поискам под водой. Готовили боксы для киносъемки, снаряжение, делали глубиномеры, специальные лопатки для расчистки водорослей и различные приспособления для подводной съемки.

Поиски продолжались в течение двух месяцев – июля и августа 1965 г. Радужные надежды на новые находки в Круглой бухте не оправдались. Сильные зимние штормы совершенно изменили дно бухты. Места, где прежде встречались амфоры и другие предметы, оказались занесенными толстым слоем песка. Поэтому при отсутствии специальных технических средств самые тщательные поиски почти не дали результатов. Поиски перенесли в Песочную бухту.

Внимание к этой на первой взгляд бесперспективной, с точки зрения археологии, бухте было вызвано сообщением исследователя З. Арказа о том, что в Песочной бухте находилась древняя пристань. Поиски ее у восточного берега бухты результатов не дали, если не считать находки двух огромных каменных блоков неподалеку от берега. Имели ли эти блоки отношение к пристани или нет, сказать трудно. Но эти поиски совершенно неожиданно привели к открытию места гибели античного корабля.

16 июля 1965 г. на дне Песочной бухты были обнаружены в огромном количестве обломки однотипных амфор, которые прослеживались на ограниченной площади дна примерно в 30 м от берега.

Начались погружения. Много часов провели под водой аквалангисты, прежде чем удалось определить границы участка, на котором встречались обломки амфор, изучить его. Погружения велись как с берега, так и со шлюпки. С помощью компаса К-11 сняли план участка дна бухты, где встречались обломки амфор, а затем привязали его к базовой линии, разбитой на берегу. В свою очередь, тридцатитрехметровая  базовая линия была привязана к башням западной оборонительной стены Херсонеса.

Подъем обломков амфор на поверхность занял несколько дней. Ежедневно, в течение нескольких часов, аквалангисты на дне собирали обломки амфор в кучи, а затем выставляли буй. К бую подходила шлюпка. С нее в воду опускали деревянный ящик, в который нагружались части амфор. Всего на поверхность было поднято свыше 1200 крупных обломков амфор.

Поднятые на поверхность части амфор были сильно деформированы, потеряли свой первоначальный цвет. Ручки амфор оказались двуствольными с очень резким перегибом в верхней части.

Амфоры с такими ручками изготавливались на острове Косе, расположенном в Эгейском море у юго-западного берега Малой Азии. Кос был одним из центров массового экспорта вина. Косское вино пользовалось широкой известностью на рынках Греции, а начиная с 4 века до н. э. стало ввозиться в города Северного Причерноморья. Но в первом веке до н. э. где-то на южном берегу Черного моря появляется еще один город, к котором изготавливались амфоры с двуствольными ручками. Эти амфоры наряду с косскими завозились в города и поселения Северного Причерноморья. К какому же из этих центров принадлежали амфоры со дна Песочной бухты? От правильного решения этого вопроса зависело установление времени гибели корабля и его маршрута.

Начали тщательно изучать обломки амфор, обращая внимание на мельчайшие детали. Затем сделали попытку подобрать обломки сосудов. Частично это удалось. Среди тысяч обломков выявили фрагменты 72 амфор с двуствольными ручками. Когда реконструировали амфоры, то выяснилось, что это сосуды очень изящной формы высотой 0.8 – 0.82 м с узким горлом. Нижняя часть амфор коническая с острой желудевидной ножкой. Стало ясно, что перед нами южнопонтийские амфоры, то есть амфоры с южного берега Черного моря, которые датируются 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.

Итак, в результате изучения амфор, обнаруженных на дне Песочной бухты, нам удалось обнаружить место гибели античного корабля, шедшего к берегам Херсонеса с грузом вина или оливкового масла и затонувшего, очевидно, во время сильного шторма.

Но оставался невыясненным очень важный вопрос, сохранились ли останки корабля? Небольшая глубина в месте гибели корабля подсказывала обратное. Решить этот вопрос могли только раскопки на месте кораблекрушения.

В июле 1966 г. вновь начались исследования, в которых принимали участие опытные подводники.

Поиски под водой начали с уточнения плана места кораблекрушения в Песочной бухте. Для этого на дне вбили специальные алюминиевые колья, к которым привязали капроновый шнур. Получилась сетка с двухметровыми квадратами, очень облегчавшая съемку детального плана. В качестве планшета использовали алюминиевую дощечку. На ней карандашом наносили обстановку на дне, отдельные крупные камни и скопления керамики. На поверхности эти зарисовки переносились на миллиметровку.

В ходе съемки плана оказалось, что границы участка, на котором встречались обломки амфор, значительно шире, чем предполагалось прежде. Участок имел 20 м в длину и 13 м в ширину.

После съемки плана на месте кораблекрушения были заложены три шурфа площадью 1 * 1 м. Они должны были выяснить глубину залегания обломков амфор и толщину отложений донного песка в месте гибели корабля, т. е. ответить на вопрос – сохранились ли останки корабля на дне Песочной бухты?

Закладка шурфов при отсутствии специальной техники – дело трудоемкое. В течение дня по 6-8 час. подводники находились под водой. Орудиями труда служили лопаты с загнутыми краями и ведра.

Шурфовка показала, что обломки амфор на месте гибели корабля в наибольшем количестве встречаются до глубины 4 м, ниже их меньше и на глубине 7 м они совсем исчезают. Толщина донного песка не превышает 1,3 м. Ниже находится предскальный илистый песок. Совершенно очевидно, что при такой незначительной толщине отложений донного песка нет никаких шансов на то, что в песке могут находиться останки корабля.

В результате двухлетних поисков было замечено, что наибольшее скопление обломков амфор (а их обнаружено несколько тысяч) находится среди камней. На песчаных участках дна обломки амфор встречаются реже. Все это указывает на большую разрушительную работу волн, которые сначала разбивают, а потом постепенно уносят все, что оказывается на дне.

Итак, найти останки античного корабля пока не удалось, его успели до нас унести волны Черного моря.

На мы знали, что где-то на дне в Карантинной бухте имеется целое кладбище древних кораблей. Сюда в далекие времени заходили корабли наших предков из различных городов Причерноморья и Средиземноморья, груженные вином, оливковым маслом, нефтью, металлами, глиняной посудой и многими другими товарами. Отсюда они уходили груженные зерном, солью, соленой рыбой и др. И, наверное, многие из них разбивались о камни.

Наша экспедиция в Карантинной бухте обнаружила огромные скопления обломков античных и средневековых амфор, пифосов (глиняных бочек), кувшинов, остатков груза. В ходе исследований со дна были подняты амфора 2-3 веков н. э. и четыре амфоры 4 века н. э. В таких амфорах обычно перевозили вино, но известны случаи, когда их наполняли нефтью. В 1939 г. во время раскопок Тири-таки (Керченский полуостров) была найдена амфора, в которой сохранилось 2,5 л нефти и 0,5 кг твердого осадка.

В заключение хочется отметить, что для более успешного исследования дна необходима специальная техника. И в этом отношении следует вести большую работу.

Автор: В. Кадеев, кандидат исторических наук

Набор (со страниц журнала "Спортсмен-Подводник"): А. Михайлов, П. Федоров

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (08.01.2010) | Автор: В. Кадеев
Просмотров: 3468 | Теги: Экспедиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]