• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Подводное дело.

В боевой обстановке

В годы Великой Отечественной войны легководолазы выполняли самые разнохарактерные работы – осматривали подводные части кораблей, освобождали винты от намотавшихся тросов, очищали кингстоны от засорения, заделывали пробоины… Ну а если на кораблях, особенно малого тоннажа, не было легководолазного снаряжения или оно было повреждено или не заряжено (во время войны кислород и химпоглотитель являлись дефицитными и часто лимитировали работу легководолазов), моряки изыскивали другие способы подводных погружений.

Часто небольшие работы под водой выполнялись ныряльщиками. Хорошие пловцы и ныряльщики почти всегда были среди личного состава кораблей. Погружаясь под воду без каких-либо водолазных приспособлений, им приходилось работать в холодной воде, часто ночью на ощупь, иногда под обстрелом противника. Случаев работы под водой ныряльщиков во время войны было много.


Подвиг.

При проведении десантной операции в Керченском проливе в 1943 году одному нашему бронекатеру было приказано доставить десантникам, находящимся на Крымском берегу, боеприпасы. На середине пролива он был атакован вражескими кораблями, получил сильные повреждения и начал тонуть. Рулевой бронекатера Виктор Ус сумел подтянуть бронекатер ближе к берегу, где он затонул. Виктор Ус был прекрасным пловцом и ныряльщиком. Отлично зная, что боеприпасы должны быть во что бы то ни стало доставлены десантникам, отважный моряк бросился в холодную воду, поднял один из ящиков и передал его на подоспевший мотобот. Сорок раз, рискуя жизнью, нырял моряк под воду и каждый раз доставал по ящику. Через несколько часов ценный груз был доставлен по назначению.

За проявленную отвагу и геройство Виктору Усу было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Примитивный акваланг.

Были случаи, когда моряки-черноморцы использовали для подводных работ кислородный баллон емкостью 0,7 и 1,3 литра. Такой баллон крепился на груди спускающегося под воду. К боковому отводу баллона прочно крепилась резиновая трубка, другой конец которой брал в рот водолаз. Кислород для дыхания подавался небольшими порциями осторожным поворотом вентиля баллона. Выдох производился через нос. При таком способе отдельные водолазы могли пробыть под водой несколько минут. Этот способ опасен, так как можно было не рассчитать поворот вентиля и повредить струей газа под большим давлением легкие. Но шла война, и о личной безопасности в трудные минуты не думали.

 

Обошлось без водолаза.

Катер доставлял с Малой земли тяжело раненных бойцов. Уже при подходе к месту назначения намотался на гребной винт пеньковый трос. Катер застопорил ход. Дело было на рассвете, и возникла серьезная опасность – в любое время можно было ожидать налета неприятельской авиации. Легководолазов на катере не имелось. Что делать?

Тогда один из раненых офицеров предложил оригинальный способ освобождения винтов от троса – взять у корабельного кока большой кухонный нож и напильником сделать из него пилу.

Вскоре нож, превращенный в пилу, крепко укрепили на шесте и спустили нехитрый инструмент в воду. Один человек направлял шест, а второй пилил трос.

Минут через десять винты были освобождены, и катер своим ходом отправился к месту назначения. Когда в воздухе появились фашистские самолеты, катер уже был в бухте под надежной защитой наших зениток.

 

Матросская смекалка.

Стояла темная осенняя ночь. По волнующемуся морю медленно, переваливаясь с борта на борт, шел сейнер. Район плавания был опасным, и шкипер, пожилой, коренастый моряк, с тревогой вглядывался в темноту.

Внезапно появился фашистский самолет. Враг, заметив судно, сбросил бомбу. Сейнер получил тяжелое повреждение. В подводной части у него образовалась пробоина. Внутрь хлынула вода. Матросы пытались заделать течь изнутри, но это мало помогало. Вода продолжала поступать в трюм, и ее не успевали откачивать помпой. Выход был один - заделать пробоину снаружи. Водолазов на судне не имелось, но выручила матросская смекалка.

Рулевой Афонин вызвался спуститься под воду. Он взял маску от противогаза, присоединил к ней несколько гофрированных трубок и при помощи изоляционной ленты укрепил клапан выдоха. Получилась трубка длиной около метра. Пользуясь таким «подводным аппаратом», Афонин спустился по подкильному концу к пробоине и приступил к работе. Но вскоре он появился на поверхности.

- Не могу больше – трудно дышать, - доложил он.

Надежда на спасение корабля рушилась.

Дело поправил боцман. Он принес небольшой мех для надувания резиновых лодок и сказал:

- Полезай, водолаз, под воду, сейчас запущу «компрессор».

Афонин снова спустился, а боцман принялся усердно нагнетать воздух в трубку. На поверхности воды весело забурлили пузырьки.

-По сигнальному концу Афонина запросили, как он себя чувствует. Он ответил: «Хорошо!»

- Теперь дойдем до базы, - говорили матросы.

Однако минут через десять рулевой снова появился на поверхности.

- Что случилось?

- Руки побил ручником – ничего не видно в темноте.

- Сейчас устроим, - засуетился моторист Лобода, - отдохни, я мигом…

Лобода бросился в моторное отделение и через несколько минут принес переносную электролампу. Чтобы вода не проникала в патрон, он залил его смолой. Но при спуске водолаза лампа лопнула.

- Ну, здесь физика простая, - заметил шкипер, - накалившуюся лампу опустили в холодную воду, вот они и лопнула. Смените лампочку и включите ее, когда она будет под водой.

Работа наладилась. Внутри корабля слышно было, как рулевой заделывает пробоину досками.

К утру сейнер благополучно пришел в свою базу. Шкипер затребовал водолаза для подводного обследования корабля. Тот после осмотра вышел наверх и спросил, кто заделывал течь. Ему указали на Афонина.

- Дай пожать твою руку, - сказал водолаз, - пробоина так хорошо заделана, что не нужно никакого ремонта.

 

Помогли ныряльщики.

В 1943 году катер МО на Черном море получил приказ войти ночью в занятый врагом порт, выполнить боевое задание и вернуться в базу. Первую половину задачи его экипаж решил хорошо. Однако на обратном пути, еще до выхода из бухты, на винты корабля намотался толстый пеньковый трос. Катер потерял ход. Создалась исключительно опасная ситуация – ночь была на исходе, а противник совсем близко. По приказанию командира краснофлотец Лакша надел кислородный легководолазный аппарат, спустился за борт. После нескольких томительных минут Лакша появился на поверхности, попросил острый нож и сообщил, что для работы под водой на ощупь нужна подмога. Три матроса – лучшие ныряльщики катера – поочередно стали погружаться на минуту-полторы и помогать ему. Долго шла такая совместная работа.

Матросам удалось очистить винты от сковывающих их пут.

- Задание выполнено, - радостно доложили они командиру.

Через минуту взревели моторы, и освобожденные винты, разбрасывая в стороны пенистые брызги, дали ход катеру. Он благополучно вернулся на базу.   

Автор: В. Максименко

Набор (со страниц журнала "Спортсмен-Подводник"): А. Михайлов, П. Федоров
Категория: Подводное дело. | Добавил: Britannic (04.11.2012) | Автор: В. Максименко
Просмотров: 1076 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]