Главная » Статьи » Экспедиции. |
С недавних пор на Черном море с подачи «Октопуса» (название известного журнала - прим. наборщика) дайверской публике стал широко известен рэк парохода «Цесаревич Алексей Николаевич». Практически сто лет местонахождение и глубина сохраняли это творение рук человеческих в узнаваемом состоянии, покрытое вековым слоем донных осадков, обросшим мидиями и морской растительностью. Я помню свое первое погружение к «Цесаревичу»; то впечатление, которое он на меня произвел, не забудется еще долго. Это было практически год назад, в октябре, я нырял в паре с Алексеем Мардасовым. Мы были потрясены увиденным и радовались, как дети… На конец октября этого года журнал «Октопус» планировал «плотную» экспедицию по разработке объекта восхвалений». В этот проект имели честь быть приглашенными несколько подводников нашего клуба, включая меня. Поскольку настрой у всех был боевым, мы решили поехать на Тарханкут самостоятельно, чтобы хоть немного удовлетворить жажду движения. Слухи о том, что «Цесаревич» попал под разборку стали
доходить давно, но я не придавал этому значения. Как можно «разграбить» пароход,
который лежит на Мое юбилейное- 10-е погружение на «Цесаревич» началось легким проплывом в сторону буя, поставленным каким-то «добрым» человеком. «Рыбаки» на «Чибисе» немного недооценили возможности своего катера и промахнулись с постановкой на якорь. Зато буй был точно привязан к надстройке рэка синим пропиленовым концом. … И вот мы видим все четче и четче знакомые очертания корпуса, чувствуется некая таинственность и вековое спокойствие. Я в предвкушении новой встречи чувствую легкое возбуждение, а, может, это азот дает о себе знать. Мы направляемся в сторону кормы, но вместо радости от прикосновения к истории я начинаю испытывать чувство горького разочарования от увиденного. Вековой слой донных осадков, как будто метлой, нет - пылесосом, убрали. Кое-где блестит металл; явно дело рук, но вот кого? На надстройке еще не простыл след от телеграфной стойки, а рядом ждет своей очереди вторая несчастная. Меня мучает вопрос - ЗАЧЕМ? Зачем снимать все подряд - чтобы другие не увидели? Как-то я общался с одним «хозяином моря», так он мне говорил: «Вы (имеется в виду экспедиция «Октопуса» в марте) сняли штурвал, который я очищал…». Да его «сняли» на фотопленку, но после себя оставили, как было. Я понимаю, когда поднимают остатки посуды и другой корабельной утвари. Я понимаю, хоть и не приветствую, когда тащат мелкие элементы судна. Но когда ныряют с монтировками, методично поднимают все, что только можно отодрать, - зачем? Заработать денег? Так в лучшем случае это оценят как лом цветного металла: пусть столетний, но лом! Выставят в экспозиции военно-морского или торгового флота - сильно сомневаюсь. Украсят клубный музей, но для этого он должен быть. Скорее всего, все, что поднимут, растащат по «частным коллекциям» или свалят в виде реликвий, до которых не доходят руки, и они превратятся в хлам. Очень здорово- столетний хлам с реального парохода «Цесаревич Алексей Николаевич». Автор: Максим Кривонос. Журнал "Октопус". Фотография: wreck.ru | |
Просмотров: 1070 | |
Всего комментариев: 0 | |