• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Другие суда.

История парохода "Казань".

Колесный пароход «Казань» был построен в 1958 году на заводе Обуда (Венгрия) и относился к речным судам, так называемого, 737-го проекта. Последние «колесники» Советского Союза (для нашей страны они, собственно, и конструировались за рубежом) принадлежали к грузопассажирскому типу плавсредств: в их каютах с определенным комфортом могло разместиться около 250 человек, а небольшие (но довольно вместительные!) трюмы были рассчитаны на тонны дополнительного груза.

Проектная документация пароходов 737-го (в том числе и модификации «А») проекта предусматривала наличие на судах 2 ресторанов, 2 салонов и нескольких общих помещений. Каюты (со значительным «разбросом» спальных мест) снабжались умывальниками, столиками и довольно неплохими койками.

Силовая установка подобных судов состояла из наклонной паровой машины двойного расширения, приводившей в движении большие гребные колеса.

Стоит привести ряд пространственных параметров, относящихся к этим однотипным плавсредствам (справочные данные по 737-му проекту):

Длина (расчетная):  69,6 м.

Ширина (расчетная): 8,6 м.

Высота от киля: 10,8 м.

Описываемую нами «Казань» вряд ли можно назвать неповторимой, если рассматривать сложный и сильно дифференцированный комплекс речных судов. Однако мы пойдем по несколько иному пути и попытаемся найти в «жизни» этого парохода свои яркие, оригинальные черты, присущие только ему.

 

 

Как говорилось ранее, пароход «Казань» был спущен на воду в 1958 году и, по завершении отделочных работ, приступил к выполнению своих «обязанностей» на линии Уфа-Москва.

К большому сожалению, в настоящее время только десяток выложенных на просторах российского интернета фотографий могут «рассказать» о работе этого судна на одной из самых оживленных «водных артерий» Европейской части России. Сохранились снимки плаваний и стоянок: 2 минуты поиска – и «Казань» вновь оживает на экранах Вашего компьютера вместе с канувшим в Лету однотипным пароходом «Киев».

Невидимые ножницы вырезают интересные моменты существования описываемого нами парохода в 1970-е-1980-е годы и переносят нас в теплый июнь (если быть точнее- 11 число) 1998 года…

Стоял ясный, безоблачный день… Поверхность воды, колыхаемая легким ветерком, играла миллиардами алмазов, а воздух вблизи отделанной плитами береговой линии Москвы-реки был наполнен живительной влагой. «Казань», пришвартованная  у одного из искусственных островов, ждала скорого перехода в Братеево. Казалось, что все шло своим чередом, однако вечером того же дня рыбаки и многочисленные прохожие стали замечать подозрительный дым, струившийся из иллюминаторов колесного парохода, «отдыхавшего» на самой середине Кожуховского затона.

Через некоторое время к месту происшествия прибыли первые пожарные расчеты. Надежду на скорую локализацию огня давало отсутствие открытого горения, поэтому брандмейстеры, не теряя ни минуты, бросились вглубь лесопарка с целью установления серьезности сложившейся ситуации. В это же время из южного порта на помощь наземным службам вышло 2 катера с устройствами дистанционного пожаротушения.

В половине двенадцатого вечера послышался сильный гул, и корпус «Казани» изверг сноп ослепительных искр. Языки пламени заплясали в ресторанах и на палубах некогда прекрасного судна. Огонь заблестел в окнах расположенных неподалеку зданий, и многим показалось, что наступил конец света. Едкий, удушливый дым парализовал движение на дамбе…

Мощные насосы пожарных катеров (к тому времени уже находившихся у полыхавшего парохода) перекачивали тонны речной воды, в то время как специализированные брандспойты направляли толстые струи в «эпицентр» возгорания.

Запрошенный координационным штабом спасателей вертолет (оснащенный емкостью для тушения лесных пожаров) оказался бессилен по ряду не зависевших от брандмейстеров причин, поэтому он, так и не приступив к своим прямым «обязанностям», отправился на базу.

В полночь насквозь прогоревшие опоры надстройки не выдержали, и верхняя палуба, сложившись под невероятным углом, обрушилась на нижерасположенные помещения.

В 1:00, по московскому времени, пожарные сообщили о ликвидации возгорания, однако искореженный и покоробленный корпус парохода продолжал дымиться весь последующий день.

 

 

С момента описанных мной событий прошло более 10 лет. «Казань» за это время не раз меняла свой внешний вид, превратившись в небольшой, поросший кустарником, островок ржавого металла. Сборщики лома, не имеющие представления об исторической составляющей этих остатков, отрезают от корпуса многострадального судна все новые и новые части, а время, находящееся в вечной борьбе с металлом, окрашивает борта парохода в коричневый цвет.

Я не понимаю: к чему сидеть дома и с завистью смотреть «заморские» передачи об исследованиях брошенных и затонувших кораблей? Вставайте с дивана и отправляйтесь на осмотр достопримечательностей своего родного города! И пусть «Казань» станет отправной точкой вашей неповторимой (пусть пока еще научно не обоснованной) исследовательской деятельности!

Автор: Федоров Павел

Набор: Михайлов Андрей

Фото: http://photo.infoflot.ru

Категория: Другие суда. | Добавил: Britannic (28.09.2009)
Просмотров: 4563 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]