• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » История освоения полюсов

Как все начиналось
Они были первыми.

Если посмотреть на карту Северного Ледовитого океана, то отчетливо видно, что наиболее коротким путем с запада на восток будет не прибрежный вариант трассы, а путь, проложенный через центральную часть Арктического бассейна. И поэтому вполне естественно, что еще на заре полярного мореплавания предпринимались неоднократные попытки проложить путь на восток через центральную часть Северного Ледовитого океана, или, как мы сейчас говорим, пройти высокоширотным вариантом трассы Северного морского пути.



Первым плавал в высоких широтах английский мореплаватель Генри Гудзон. В 1607 году он пытался проникнуть в центральную часть Северного Ледовитого океана на судне «Добрая Надежда» с командой в 12 человек. Лондонская торговая «Московская компания» предложила ему пройти через Северный полюс в Тихий океан и далее до Японии. Гудзон, встретив льды у восточного берега Гренландии, смог дойти до 73°. Оттуда он повернул к Шпицбергену и вновь стал пробиваться на север, пока его не остановили непроходимые льды. Достигнув рекордной широты 80°23', он вынужден был повернуть назад. Затем Гудзон предпринял несколько попыток отыскать Северо-Восточный и Северо-Западный проходы. В 1610 году после зимовки на берегу залива, который теперь называется Гудзоновым, он трагически погиб, когда взбунтовавшаяся команда высадила его вместе с сыном и пятью матросами в шлюпку и бросила на произвол судьбы.

В первой половине XVII века в Гренландском море процветал китобойный промысел. В литературе того времени встречаются указания о том, что некоторым капитанам-китобоям удавалось проникать далеко на север, а до 81° З0' с. ш. они плавали постоянно. Так, некий Далли якобы дошел до 83-й параллели, Виллему Виллемсону удалось подняться на север от Шпицбергена на 180 миль. Капитан Торис Карол утверждал, что он тоже был на 83° с. ш.
Михаил Васильевич Ломоносов был инициатором первой попытки плавания русских судов через Северный полюс в Тихий океан. При этом он научно обосновал возможность морского пути через высокие широты Северного Ледовитого океана. 14 мая 1764 года правительством был издан указ, в котором предполагалось «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее». Экспедиции предписывалось идти из Архангельска к западным берегам Шпицбергена, затем к Гренландии и далее на восток через Арктический бассейн к Берингову проливу. Начальником этой экспедиции, состоявшей из трех судов, был назначен В. Я. Чичагов. 9 мая 1765 года суда вышли из Кольского залива, благополучно дошли до Кломбая на Шпицбергене и, встретив там лед, направились на запад. Лавируя между льдами, Чичагов сумел подняться только до 80°26'. Далее пройти не удалось, и ввиду приближения осени он вынужден был возвратиться в Архангельск.
Вторичная попытка Чичагова проникнуть в высокие широты также была неудачной. Снова выйдя из Колы 19 мая 1766 года к Шпицбергену, корабли экспедиции смогли пробиться к северу только до широты 80°30' (на 7 миль севернее, чем Г. Гудзон в 1607 году). Тяжелые непроходимые льды заставили моряков повернуть обратно, и 10 сентября Чичагов прибыл в Архангельск.



Архипелаг Шпицберген с самолета

Несмотря на то что экспедиция Чичагова не нашла проход из Ледовитого океана в Тихий, эта первая попытка русских моряков проникнуть на кораблях в центральные районы Арктики заняла достойное место в истории полярных путешествий. Экспедиция собрала ценные сведения о природе Гренландского моря и подтвердила высказанное Ломоносовым предположение о дрейфе льда в Северном Ледовитом океане с востока на запад. Основное значение первой русской научной высокоширотной экспедиции заключается в том, что ее опыт облегчил последующие попытки проникновения к центру Арктики.

После экспедиции Чичагова неоднократно снаряжались экспедиции в высокие широты. Так, в 1773 году английская экспедиция на судах «Рес-Хорс» и «Каркас» под командованием Джона Фипса попыталась проникнуть как можно дальше в центральную часть Северного Ледовитого океана, а если удастся, то и пройти через Северный полюс в Индию. Фипсу удалось достичь рекордной для того времени широты 80°48' к северо-западу от Шпицбергена. Позже, в 1806 году, капитан Вильям Скоресби-старший на китобойном судне «Резолюшен» смог дойти до точки 81° 30' с. ш. 19°00' в. д., лежащей к северу от Шпицбергена. В 1818 году еще одна английская экспедиция на судах «Трент» и «Доротея» Давида Бечана и Джона Франклина, снискавшего впоследствии славу исследователя Северо-Западного прохода, безуспешно пыталась достичь Северного полюса и пройти через центральную часть Северного Ледовитого океана в Тихий. Непроходимые льды остановили англичан на широте 80°34'.

В 50-х годах XIX века, основываясь на результатах неудачных попыток американских экспедиций достичь на кораблях района Северного полюса со стороны пролива Смита, что северо-западнее Гренландии, немецкий ученый Август Петерман высказал предположение, что путь к полюсу по «открытому морю» лежит севернее Гренландского моря, между Шпицбергеном и Гренландией. В развитие этой идеи была организована экспедиция капитана Карла Кольдевея, который на судне «Германия» в 1868 году попытался этим путем проникнуть в район полюса, однако смог дойти лишь до 81°04' с. ш. 15°17' в. д. Через год на специально построенном для экспедиции винтовом пароходе «Германия» и старом парусном судне «Ганза» Кольдевей отправился на север вдоль берегов Гренландии. Исход этого плавания был также неудачным. Одно из судов, «Ганза», было раздавлено льдами в 10 километрах от гренландского берега, в точке 70°52' с. ш. 21°00' з. д., а «Германия», перезимовав у восточного берега Гренландии, с наступлением лета 1870 года далее на север не пошла и возвратилась на родину.
В 1871 году американская экспедиция Чарлза Холла на пароходе «Полярис» направилась к Северному полюсу через пролив Смита. Этому судну удалось выйти в море Линкольна и продвинуться до широты 82°11', которой еще не достигало ни одно судно. Далее Холл не пошел и повернул назад. Во время зимовки скончался начальник экспедиции. Неимоверно тяжелые испытания выпали на долю участников этой экспедиции, прежде чем они добрались до родной земли.



Северное сияние


Во второй половине прошлого столетия несколько раз пытались достичь высоких широт шведские экспедиции. В 1868 году Адольф Эрик Норденшельд на судне «София» отправился к Северному полюсу. Трижды пытался он пробиться за 80-ю параллель, но безуспешно. В 1872 году Норденшельд снова повторил свою попытку, имея в распоряжении пароход «Польхем» и паровое судно «Гладан». С ними шли еще два парохода с грузом базы экспедиции, которую планировалось организовать на острове Парри. К этому острову шведам подойти не удалось, и все четыре судна зазимовали у северного побережья Шпицбергена. На следующий год шведы даже не пытались пройти далее к северу.

Одной из крупнейших арктических экспедиций XIX века была английская полярная экспедиция капитана Джорджа Нэрса на двух судах — «Алерт» и «Дисковери», прекрасно снаряженных и снабженных трехгодовым запасом всего необходимого. Задачей этой экспедиции было проникнуть как можно дальше на север, а при возможности дойти до полюса и выполнить ряд научных наблюдений с целью познания природы Арктики. 29 мая 1875 года суда вышли из Плимута и в начале июля достигли западных берегов Гренландии. Пройдя пролив Смита, Нэрс оставил «Дисковери» на зимовку у побережья Земли Гранта, а сам на «Алерте» пошел на север морем Линкольна. Нэрс достиг широты 82°24', до которой еще не доходило ни одно судно. Затем «Алерт» был поставлен на зимовку у северного побережья Земли Элсмир. На следующий год этой экспедицией был предпринят большой санный поход на север под руководством Роберта Клеменса Маркхэма, которому с большим трудом удалось пройти только до 83°20' с. ш. Потеряв часть людей, испытав много лишений, экспедиция Нэрса в сентябре 1876 года возвратилась в Англию. Неудачи этого похода привели Нэрса к поспешному заключению: «Северный полюс недосягаем!»
Прежде чем описать знаменательную экспедицию XIX века к Северному полюсу — поход замечательного полярного исследователя Фритьофа Нансена на «Фраме», следует вспомнить еще одну трагическую полярную одиссею, косвенно связанную с походом славного сына Норвегии.

Совсем иным путем — не через Гренландское море или пролив Смита, а со стороны Берингова пролива — попыталась проникнуть к Северному полюсу американская экспедиция лейтенанта Джорджа Де Лонга на паровой яхте «Жаннетта». Он предполагал воспользоваться течением, которое несет воды и льды из Берингова пролива на север, и проникнуть на судне как можно дальше в высокие широты, чтобы оттуда попытаться дойти до полюса на собаках. 8 июля 1879 года «Жаннетта» вышла из Сан-Франииско в направлении Берингова пролива. 5 сентября в Чукотском море, северо-восточнее острова Геральда, судно было затерто льдами, и ему уже никогда не суждено было освободиться из ледяного плена. Две зимовки провел Де Лонг на корабле, дрейфующем в генеральном северо-западном направлении.



Гренландское море

12 июня 1881 года в районе группы островов, открытых этой экспедицией и впоследствии названных островами Де-Лонга, в точке с координатами 77°15' с. ш. 154°59' в. д. «Жаннетта» была раздавлена льдами. 32 участника экспедиции после гибели судна высадились на лед и около трех месяцев добирались до устья Лены, сначала пешком по льдам, а затем в шлюпках.
Спастись удалось немногим. Экипаж одной из трех шлюпок пропал без вести в море Лаптевых во время одного из осенних штормов. Шлюпка Де Лонга достигла берега в северной части дельты Лены, откуда он повел своих спутников пешком на юг. Им, за исключением двух отправленных вперед матросов, не удалось дойти до жилых мест. В конце октября спутники Де Лонга и он сам погибли от голода и холода на своей последней стоянке на небольшом островке Боран-Бельской, в устье Лены, в 100 километрах от места высадки. Партия инженера Д. Мелвилла достигла на своей шлюпке дельты Лены 16 сентября, в районе Быковской протоки. Уже на третий день обессиленные путники встретили местных промышленников, которые оказали им помощь, накормили, обогрели и помогли добраться вначале до Булуна на Лене, а затем до Якутска. Мелвилл же сразу направился на поиски Де Лонга. В середине ноября он нашел место высадки Де Лонга, а весной следующего года обнаружил последний лагерь своего начальника и останки погибших..

Источник: Из личной книги Администрации сайта. "Атомоход идет к полюсу." Гидрометеоиздат. Ленинград. СССР. Аторы: В.А Спичкин и В.А Шамонтьев.

Продолжение в следующей статье.
Категория: История освоения полюсов | Добавил: Majestic (09.01.2012)
Просмотров: 1759 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]