Главная » Статьи » История освоения полюсов |
К Полюсу...
Через три года после гибели «Жаннетты» у южного берега Гренландии на одной из льдин эскимосами были найдены предметы, принадлежащие экспедиции Де Лонга. В связи с этой находкой норвежский ученый-метеоролог Хенрик Мои сделал предположение о существовании в центральной части Северного Ледовитого океана постоянного течения, несущего льды от берегов Восточной Сибири к проливу между Гренландией и Шпицбергеном. Этим течением и решил воспользоваться норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, вморозив в лед судно севернее Новосибирских островов, чтобы продрейфовать с ним через центральную часть Арктического бассейна к Гренландии. Как истинный ученый, он считал главной целью экспедиции не достижение Северного полюса, а исследования «большой неизвестной части земного шара, окружающей полюс». Судно Нансена «Фрам», что по-норвежски означает «Вперед», было построено специально для дрейфа и имело обводы корпуса, которые в разрезе напоминали кокосовый орех. Это было сделано для того, чтобы льды не могли раздавить судно, а при сжатии выжимали бы его наверх. Нансен тщательно подготовился к экспедиции. Судовые запасы продовольствия и снаряжения были рассчитаны на пять лет. В состав экспедиции Нансен включил 12 своих соотечественников. Капитаном «Фрама» стал Отто Свердруп, с которым Нансен совершил в 1888 году лыжный переход через Гренландию. Руководство научными наблюдениями было поручено лейтенанту С. Скотт-Хансену. В состав экипажа входил еще один офицер — лейтенант Я. Иогансен. 24 июня 1893 года «Фрам» вышел из Христиании. Пройдя Баренцево море, через пролив Югорский Шар Нансен вышел в Карское море, где им был вскоре открыт архипелаг Норденшельда. Не без труда форсировав льды пролива Вилькицкого, «Фрам» вышел в море Лаптевых и направился к Новосибирским остро-вам. В точке с координатами 78°50' с. ш. 133°30' в. д. 22 сентября начался дрейф «Фрама» во льдах. Так было положено начало еще одной попытке достичь высоких широт, а может быть, и Северного полюса, судном, находящимся не в активном, а в пассивном плавании вместе с дрейфующими льдами. Нансен и его товарищи вели метеорологические и гидрологические наблюдения, работы по земному магнетизму, изучали растительные и животные организмы Северного Ледовитого океана. Особое внимание уделялось дрейфу льда, его скорости и направлению. «Фрам» полностью оправдал надежды Нансена: его крепкий корпус выдерживал любые сжатия льдов, лишь со скрипом и стоном приподнимаясь, как бы выжимаясь из льда. Медленно, неоднократно описывая петли, несло лед вместе с вмерзшим в него судном в направлении на северо-запад, с некоторым отклонением к северу. Прошел год. За это время «Фрам» продвинулся лишь на 350 километров, до широты 81°53' на меридиане западной части моря Лаптевых. В начале второй зимовки, поняв, что судно пройдет значительно южнее, чем он предполагал, Нансен решил идти пешком к Северному полюсу. 14 марта 1895 года Нансен вместе с Иогансеном покинули «Фрам» в точке 84°05' с. ш. 101°35' в. д. и направились к северу. Трое нарт, на которые был уложен груз весом 764 килограмма, включая две лодки-каяка, тащили 28 собак. Нансен и Йохансен в пешеходном походе. Хорошо видны каяки. Путь во льдах оказался труднее, чем ожидал Нансен. Многочисленные высокие гряды торосов, хаотические нагромождения льда затрудняли продвижение. Много времени приходилось тратить на поиски проходов между грядами торосов. К тому же быстро уставали собаки. 7 апреля путники добрались до 86°14' с. ш. 95° в. д. Так далеко на север еще никто из людей не проникал. И тем не менее, учитывая трудности тяжелой и долгой дороги во льдах, Нансен решил прекратить дальнейшее продвижение к Северному полюсу и повернул на юг, к Земле Франца-Иосифа. Обратный путь оказался еще более трудным. Мужество, железная воля и большой опыт арктических походов помогли Нансену добраться до северного побережья Земли Франца-Иосифа. Здесь оба норвежца провели свою третью зимовку в жалкой хижине, сооруженной из камней, снега и мха. С наступлением весны, 19 мая 1896 года, путники продолжили путь на юг и через месяц, 18 июня, на мысе Флора (южная оконечность Земли Франца-Иосифа) встретили англичан из экспедиции Ф. Джексона. Еще через месяц Нансен с Иогансеном на английском судне «Виндворт» были доставлены в Норвегию. Весь мир рукоплескал отважному Нансену. Судьба «Фрама» и его экипажа сложилась также удачно. Продолжая дрейф, 15 сентября 1895 года судно достигло самой северной точки на своем пути— 85°56' с. ш. 66°31 в. д. Ближе к полюсу еще не пробивался ни один корабль. В течение третьей полярной ночи скорость дрейфа начала увеличиваться, а его направление изменилось на юго-западное. Весной 1896 года льды стали разрежаться, и в середине июня судно снова обрело возможность двигаться. 13 августа, с большим трудом пройдя во льдах 180 миль, «Фрам» вышел на чистую воду к северу от Шпицбергена, и уже 19 августа капитан Отто Свердруп привел свое судно в Шерве, что на севере Норвегии. Так окончилась эта славная экспедиция, явившаяся одной из замечательных страниц в исследовании, а теперь мы можем сказать — и освоении высоких широт Арктики. Это высокоширотное плавание обошлось без единой жертвы, даже без единого случая заболевания цингой. Научные результаты этой экспедиции были огромны, ценность их не уменьшилась и в наши дни, спустя почти целое столетие. Фритьоф Нансен в своей замечательной книге "Фрам" в Полярном море» писал: «Наше путешествие приподняло значительную часть завесы, покрывавшей большую неисследованную область около полюса и дало нам возможность составить себе довольно ясную и достоверную картину той части нашей земли, которая до сих пор была отдана в добычу фантазии. Но мы не должны останавливаться на этом, еще немало загадок зовет нас к новой работе на Севере, и многое могут разрешить только долгие годы наблюдений». Результаты экспедиции Нансена совершенно по-иному осветили природу Центральной Арктики. Под холодными поверхностными водами была обнаружена относительно теплая прослойка вод атлантического происхождения. Подтвердилось наличие движения поверхностных вод, установлены основные закономерности дрейфа льдов, исследованы климатические условия центральной части Северного Ледовитого океана, собраны первые сведения о живых организмах, населяющих его воды. Нансен установил, что льды Центральной Арктики не являются сплошным массивом, а пересекаются трещинами, каналами и разводьями, и в них под действием ветра и течений возникают зоны сжатий и разрежений. Заслуга Нансена состоит также в том, что он успешно осуществил заранее задуманный и научно обоснованный пассивный метод достижения высоких широт Арктики на судне, специально приспособленном для дрейфа во льдах. Этот метод исследования центральных районов Северного Ледовитого океана с успехом использовался в последующие периоды, в том числе и нашими учеными-полярниками уже в советские годы. А проекты новых научных экспедиций на судах, специально вмороженных в полярные льды для выполнения научных наблюдений, продолжают рождаться в различных странах и в наши дни. К Полюсу «напролом» Переломным моментом в истории арктического мореплавания явилось создание совершенно нового типа судна — ледокола, сделавшее возможным активное плавание во льдах. Страной, где впервые зародилась идея строительства ледоколов, явилась Россия. В 1864 году по предложению кронштадтского судовладельца М. Бритнева у небольшого парохода «Пайлот» была изменена форма корпуса — срезана носовая часть, благодаря чему судно теперь могло с ходу наползать на лед и своей тяжестью проламывать его. Успех нового средства для плавания во льдах Финского залива между Петербургом и Кронштадтом в начале и конце зимы превзошел все ожидания: навигация продлилась на несколько недель. Успех «Пайлота» повлек за собой строительство новых ледокольных пароходов — «Бой», «Луна» и «Заря». После этого предприимчивые иностранцы, немцы, воспользовавшись идеей Бритнева, купили у него чертежи и построили несколько ледоколов, которые стали обеспечивать плавание в порту Гамбурга на протяжении круглого года. Затем были построены ледоколы для всех портов Балтийского моря. Они работали на реках, заливах и ходили на небольшие расстояния. В России первые портовые ледоколы появились в Николаеве и Владивостоке, а для обслуживания переправы через озеро Байкал был даже создан ледокол с двумя кормовыми и одним носовым винтом. Инициатором создания первого мощного ледокола, предназначенного для плавания в Арктике, был известный русский флотоводец и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он был первым, кто предложил использовать ледокол для исследования Северного Ледовитого океана и организации регулярных плаваний в Карское море до Оби и Енисея. Еще в 1897 году Макаров предложил с помощью ледокола пройти «напролом» к Северному полюсу и составить карты всех еще не описанных мест Ледовитого океана. Он также справедливо считал, что наличие ледоколов в северных морях может иметь большое оборонное значение при обеспечении плаваний во льдах боевых кораблей. Таким образом, мы можем с гордостью констатировать, что идея высокоширотного активного плавания в Северном Ледовитом океане с помощью ледокола, мысль о походе ледокола к Северному полюсу возникла в России. Два с половиной года строилось новое судно в Англии, в Ньюкасле. Спуск его на воду состоялся 29 октября 1898 года. Этот линейный ледокол, получивший название «Ермак», был по тем временам необычным, огромным судном. Длина корабля равнялась 98, ширина 21,8, высота борта 12 метрам, водоизмещение 4000 тонн; 4 паровые машины развивали мощность 10000 л. с. Ледокол имел четыре гребных винта — три кормовых и один носовой — и был оборудован дополнительными ледовыми подкреплениями корпуса. Конструкция судна обеспечивала ему повышенную прочность при сжатиях льда. 16 марта 1898 года население Кронштадта и его гарнизон с ликованием встречали ледокол «Ермак», который привел из Англии адмирал Макаров. Свои прекрасные качества новый ледокол показал сразу же после прихода в Россию, когда с его помощью были спасены суда, застрявшие во льдах Финского залива. А в июне 1899 года Макаров повел «Ермак» в первое пробное полярное плавание, в район Шпицбергена. Вначале поход проходил успешно, но затем была получена пробоина в корпусе и поврежден носовой винт. Это первое ледовое испытание, во время которого «Ермак» поднялся на север до широты 78°30', показало некоторые недостатки конструкции судна. Для устранения этих недостатков «Ермак» зашел в Ньюкасл, где были сделаны подкрепления корпуса, снята носовая машина и переделана носовая оконечность ледокола. После ремонта Макаров вновь повел свое судно к Шпицбергену. На этот раз «Ермак» прошел во льдах 230 миль, достигнув широты 81°28', и снова при форсировании льда получил пробоину корпуса в носовой части, так как судоводители еще не владели тактикой ледового плавания. В следующую зиму, 1899/1900 года, «Ермак» занимался ледокольными операциями в Балтийском море, освобождая застрявшие во льду суда. К этому периоду относится операция по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего в тумане на камни возле острова Гогланд. Блестящий успех этой операции «Ермака», без помощи которого броненосец был бы раздавлен льдами, значительно увеличил число сторонников Макарова. Однако неудачи первых походов ледокола в Арктику вызвали в правительственных кругах неверие в возможности ледокола. Когда в 1901 году адмирал Макаров вновь поднял вопрос об организации новой экспедиции на «Ермаке» в высокие широты Северного Ледовитого океана, этот план не был одобрен правительством. Макарову было разрешено лишь совершить плавание с целью исследования северо-западной части Новой Земли и прохода к острову Диксон вокруг мыса Желания. Перед походом на Новую Землю «Ермак» зашел на Шпицберген для проводки судов и доставки грузов для научной экспедиции Академии наук. После этого в июне «Ермак» вышел из норвежского порта Тромсё, чтобы следовать в Карское море. В тот год у восточного побережья Северного острова Новой Земли сложились неблагоприятные ледовые условия. Следуя к полуострову Адмиралтейства, в 60 милях от Сульменовой губы «Ермак» был зажат льдами и в течение месяца находился в ледовом плену. Положение было настолько серьезным, что экспедиции грозила зимовка во льдах. Лишь в сентябре закончился вынужденный дрейф. Дважды пытался Макаров пробиться к мысу Желания, северной оконечности Новой Земли, но тяжелые сплоченные льды не позволили это сделать. Выполнив промерные и океанографические работы между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа, «Ермак» вернулся в Кронштадт, после чего работал в Балтийском море. Опыт первых плаваний показал, что возможности ледокола отнюдь не безграничны. Макаров и сам понимал, что его первоначальный вариант похода к Северному полюсу на ледоколе «напролом» неосуществим, но он по-прежнему был уверен в возможности плаваний «Ермака» в Полярном бассейне, только не путем форсирования льда, а пользуясь разрежениями, разводьями и каналами во льду. В 1905 году, уже после гибели адмирала Макарова в русско-японскую войну при взрыве броненосца «Петропавловск», «Ермак» вновь был направлен в Арктику — для проводки судов в Карское море. И эта его операция была неудачной: в Югорском Шаре ледокол наскочил на банку и, только выбросив за борт почти весь запас угля, снялся с мели. Повреждения были настолько серьезны, что пришлось возвратиться в Кронштадт. К сожалению, первые неудачные плавания ледокола «Ермак» в Арктике подорвали доверие к планам Макарова. Косность высоких правительственных и военно-морских кругов царской России не позволила за всеми этими временными неудачами, вполне объяснимыми отсутствием опыта плаваний ледоколов во льдах, увидеть блестящее будущее ледокольного флота. И только много лет спустя по достоинству был оценен огромный вклад Макарова в дело исследования и освоения полярных морей. Именно он, русский адмирал С. О. Макаров, первым предложил не пас-сивный, а активный метод борьбы со льдами. Правильность этого метода в полной мере была доказана практикой работы советского ледокольного флота, который обеспечил освоение нашими моряками и полярниками трассы Северного морского пути, а впоследствии и успех исторического похода атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу в августе 1977 года. Рассказывая о создании и первых плаваниях ледокола «Ермак», нельзя не остановиться на проекте полярной экспедиции, составленном в 1901 году русским ученым Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Он ясно понимал огромное значение изучения Северного Ледовитого океана и его прибрежных морей. Менделеев был убежденным сторонником осуществления идеи Ломоносова об освоении пути с востока на запад через северные моря, причем он считал вполне возможным и высокоширотные плавания через Центральную Арктику. Он активно поддерживал проект С. О. Макарова е создании мощных ледоколов. Однако следует отметить, что Менделеев не соглашался с адмиралом относительно похода к Северному полюсу «напролом». Д. И. Менделеев предложил проект похода в район Северного полюса на ледоколе «Ермак» для изучения околополюсного пространства, исследования состояния льда, выяснения наличия островов в центральной части Северного Ледовитого океана и прохода, в случае возможности, до Берингова пролива. С целью сокращения команды Менделеев предлагал переоборудовать котлы ледокола с угля на нефть, что значительно увеличило бы его автономность. Он предусматривал и широкое использование взрывчатых веществ для устройства проходов во льду. Экспедицию Менделеев просил снарядить под его непосредственным руководством. Этому проекту, однако, не суждено было осуществиться— царское правительство отказало Д. И. Менделееву в организации задуманной им экспедиции. Источник: Из личной книги Администрации сайта. "Атомоход идет к полюсу." Гидрометеоиздат. Ленинград. СССР. Аторы: В.А Спичкин и В.А Шамонтьев. См. также: Как все начиналось или Они были первыми. | |
Просмотров: 2792 | |
Всего комментариев: 0 | |