• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Катастрофы на воде.

История лже-"Александра 1".

Идентифицировать судно, опираясь только на водолазное обследование и рассказы дайверов, было практически невозможно. Вот и упоминали на сайтах нескольких крымских дайв-центров этот рэк (прим. наборщика – затонувший корабль) как судно «Александр 1», затонувшее в начале 20 века.

Так бы все и продолжалось, если бы в начале весны этого года мне не пришло письмо. Его автор, Андрей Гончаров, специалист по истории флота, во-первых, усомнился в том, что судно «Александр 1» утонуло в этом районе, а во-вторых - предложил гипотезу, что это останки парохода «Ростов». Дело в том, что он готовил публикацию о действиях немецких подводных лодок у побережья России в годы Первой Мировой Войны, и, по его данным, в этом районе в 1918 году немецкой подводной лодкой UC-23 было затоплено судно «Ростов». Чтобы иметь возможность уточнить местоположение гибели судна, он прислал фотографию из собрания В. Скопцова. Вот история судна, которую нам поведал Андрей Гончаров.

Пароход был построен в 1867 году в городе Ньюкасл (Великобритания) и принадлежал Российскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ). В 1892 году он прошел капремонт, а 3 марта 1916 года был мобилизован и зачислен в состав транспортной флотилии Черноморского флота. Водоизмещение судна составляло 2925 тонн, длина- 79,2 м, ширина – 9,6 м, осадка 5,4 м, мощность парового двигателя- 600 л.с. Вооружение «Ростова» составляли два 57-мм орудия. Его судьба в известном справочнике покойного С. Бережного (откуда и взяты эти ТТХ) указана неверно. «Ростов» имел изначально паровую машину типа компаунд производителя фирмы К. Митчеля и 2 цилиндрических котла. Котлы, скорее всего, за годы эксплуатации менялись и могут быть производства другой фирмы.

Впервые он попал в переделку еще 22 ноября 1915 года в районе Туапсе, уклоняясь от атаки германской подводной лодки UC-13. Тогда в «Ростов» из 60 выпущенных немцами снарядов попали только два. Возможно, из-за сильного волнения на море немецкой лодке пришлось отказаться от продолжения расстрела беспомощно торчавшего под берегом судна. Вскоре «Ростов» благополучно стащили на воду и отремонтировали.

Но в 1918 году ему снова не повезло. 9 апреля подводная лодка UC-23 под командованием капитан-лейтенанта Люббе (Hans-Georg Lubbe) вновь вышла к Крымскому полуострову и 10 апреля высадила у Евпатории агентов (из русских). В ночь на 14 апреля эта лодка южнее Крыма захватила транспорт № 35 («Казак»), а на рассвете того же дня в 8 милях юго-восточнее Ялты еще и вспомогательный тральщик Т-351 («Ольга»). При этом подрывным зарядом была затоплена находившаяся на буксире у последнего баржа «Таганрог» (57 тонн), а сами суда отправлены в Одессу в качестве призов. Поводом к захвату судов послужило наличие на них вооружения и боеприпасов. На следующий день UC-23 перехватила у мыса Сарыч транспорт № 57, тот самый «Ростов», следовавший в Севастополь. В связи с отказом русских подчиниться сигналу лодки и остановиться с UC-23 был открыт огонь. Поврежденное судно, на котором среди пассажиров имелись убитые и раненые, выбросилось под огнем на отмель в бухточке Форос, где впоследствии было разбито штормами.

Эти действия выписывались в проводившуюся тогда германской стороной политику по недопущению плавания русских судов у собственного побережья. В то же время они рассматривались русской (а потом и советской) стороной не иначе как нарушение статьи 5 мирного договора и имели следствием появление ноты протеста советского народного комиссара по иностранным делам, направленной в Берлин 17 апреля 1918 года. Впрочем, этот протест был отклонен немцами со ссылкой на ту же пятую статью, при этом подчеркивалось именно недопустимость плавания любых русских военных судов даже между своими портами.

Боевые корабли русского Черноморского флота оставались на базах, соблюдая условия договора. Но поскольку большинство вспомогательных судов, переоборудованных из гражданских пароходов, числились транспортами, тральщиками и пр. и были вооружены, это обстоятельство позволило немцам безраздельно хозяйничать у крымских берегов.

Во время нашего обследования было установлено практически полное совпадение береговой черты, несмотря на обширное строительство на берегу. Совпадает даже внешний вид валунов в прибрежной зоне. Расположение кормовой части на дне также соответствует ее положению на снимке 1918 года.

Сейчас судно лежит вдоль берега на границе песка с камнями носом в сторону Ялты, корма находится на глубине 14 метров и смотрится очень живописно: сохранился четырехлопастной винт и руль, остальной корпус сильно разрушен штормами, носовая часть отсутствует, совсем рядом с корпусом лежат 2 паровых котла, определить марку которых не удалось. Из-за сильного обрастания иногда на пароходе появляется небольшое течение со стороны Севастополя. Добраться до «Ростова» из поселка Форос несложно (40 минут от Ялты).

Все погружения в Крыму ведутся под контролем пограничников (Крым - приграничная зона). Необходимо заранее получить разрешение в погранотряде, но лучше воспользоваться услугами местных дайв-центров.

Автор: Алексей Марков.

Набор: Федоров Павел, Михайлов Андрей

Фотография: wreck.ru

Категория: Катастрофы на воде. | Добавил: Britannic (01.09.2009) | Автор: Алексей Марков.
Просмотров: 3181 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]