Главная » Статьи » Экспедиции. |
Рядом с валуном, наполовину закрытый песком, лежал громадный двигатель. Шестнадцать цилиндроы V-образно расположились по всей его длине. С торцевой стороны - шестерня с обломанным валом. Какие-то трубки, жгуты торчали в разные стороны. Все говорило, что здесь произошла какая-то катастрофа. Метрах в пятнадцати от двигателя лежал трехлопастный винт. Одна лопасть была почти невредима. Две другие согнулись и, как разные полюса магнитов, притянулись друг к другу. Сомнений не оставалось: и двигатель, и куски разбросанного вокруг металла принадлежали самолету, последней посадочной полосой которого было это место. Жгучее летнее солнце клонилось к горизонту. Пора было выходить на берег. В поселке стрелок рассказал о своей находке. Но так получилось, что сразу поиски начаты не были, и о самолете стали забывать. Лишь изредка кто-нибудь в разговоре упоминал о нем, да и то, передавая чей-то рассказ. Постепенно стали забывать и о точном месте, где лежит самолет. Переходя из уст в уста, обрастая новыми деталями, рассказ превратился в полулегенду. Так прошло около десяти лет. А потом собралась небольшая группа спортсменов, которые решили найти останки самолета, поднять, если удастся, одну из его частей и сделать попытку установить марку и принадлежность самолета. Начались поиски. Но, как нарочно, более месяца волновалось море. Видимость упала до одного-двух метров. А в такой воде искать самолет, когда знаешь, что он лежит в полосе длиной два километра на неизвестном расстоянии от берега, тяжелее, чем иголку в стоге сена. Приходилось терпеливо сносить неудачи. Но море в конце концов успокоилось, и наступил день, когда энтузиасты были вознаграждены. В тот день группа разделилась. Одни вели поиски в районе бухты, в которую спускалось ущелье, именуемое местными жителями шестой щелью. Другие искали самолет в районе пятой щели. Бухта в шестой щели небольшая. С обеих сторон далеко в море уходят скалы, защищая от непогоды. С гор бежит студеный ручей. Вода очень прозрачная. Прямая противоположность – бухта пятой щели. Она растянулась более чем на километр. Высоко в небе резкий профиль отвесных скал. Как щупальца гигантского осьминога, в море протянулись мутные полосы. Здесь можно было встретить видимость и восемь метров, и почти ноль. Результаты поисков обсуждали вечером. Первой группе повезло больше. Двигатель и винт, обнаруженные стрелком почти десять лет назад, лежали в шестой щели. Железки же из пятой щели были найдены в зоне мутной воды, где вести дальнейшие поиски не имело смысла. Принадлежат ли они одному и тому же самолету - пока загадка, вероятнее всего, что это другой самолет, поскольку уж слишком большое расстояние разделяет два места. На следующий день все отправились в шестую щель. Тщательный осмотр двигателя и винта ничего не дал. Ни одной надписи, ни одной пометки найдено не было. После осмотра подходов было решено, что небольшое судно сможет подойти к винту, чтобы поднять его. И вот три аквалангиста и снаряжение на борту научно-исследовательского судна «Прибой», осторожно пробирающегося между скалами к обозначенному месту. Винт удалось поднять на борт довольно легко. О подъеме же двигателя не могло быть и речь. С виду он весит около тонны. Да еще нужно приложить усилие, чтобы выдернуть его из грунта. Винт доставили на берег и подняли на гору. Осмотр на берегу тоже ни к чему не привел. Надписей никаких не было. Позднее метрах в сорока от двигателя был найден второй такой же винт, приборная панель и еще множество железок. Никто из ветеранов войны не мог сказать, что это за самолет. Но рассказов мы услышали множество: о таранах, о заградительном огне в районе пятой, шестой и седьмой щелей. Откуда-то появилась фамилия летчика, якобы летавшего на этом самолете. Появились даже толки совсем невероятного характера. Но все это были домыслы. Только наличие самолета не вызывало сомнений. А в остальном загадка оставалась загадкой. Может быть, кто-нибудь из читателей поможет уточнить нашу находку. О самолете достоверно можно сообщить следующее: он двухмоторный, имеет шестнадцатицилиндровые V-образные двигатели и трехлопастные винты с переменным шагом и пушки через валы винтов не проходят. Погодные условия не позволили пока провести дальнейшие поиски в бухте пятой щели, но они обязательно будут продолжены. Остается назвать только место действия: побережье Черного моря между городом Геленджиком и поселком Кабардинка. Ведет поиски спортивно-технический клуб спортсменов-подводников южного отделения Института океанологии имени П. П. Ширшова АН СССР. Авторы: А. Куприков, И. Подымов Набор (со страниц журнала "Спортсмен-подводник"): А. Михайлов, П. Федоров | |
Просмотров: 2569 | |
Всего комментариев: 0 | |