• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Эхо войны

Неровными уступами убегают вниз скалы. Между ними расщелины. Короткий, мощный взмах ластами – и подводный стрелок стремительно погружается. Внимание его напряжено, он замечает каждую мелочь. Вот увидел на дне кусок обросшего ржавого железа. Мало ли кто может выбросить ненужную вещь в море, тем более что недалеко отсюда проходит трасса морских судов. Но еще один металлический предмет по размерам значительно крупнее первого побудил его внимательнее посмотреть на дно. То, что он увидел, заставило забыть о рыбах.  Сквозь зеленовато-синий туман проглядывали очертания чего-то геометрически правильного. Стрелок устремился вниз.


Рядом с валуном, наполовину закрытый песком, лежал громадный двигатель. Шестнадцать цилиндроы V-образно расположились по всей его длине. С торцевой стороны - шестерня с обломанным валом. Какие-то трубки, жгуты торчали в разные стороны. Все говорило, что здесь произошла какая-то катастрофа. Метрах в пятнадцати от двигателя лежал трехлопастный винт. Одна лопасть была почти невредима. Две другие согнулись и, как разные полюса магнитов, притянулись друг к другу. Сомнений не оставалось: и двигатель, и куски разбросанного вокруг металла принадлежали самолету, последней посадочной полосой которого было это место.


Жгучее летнее солнце клонилось к горизонту. Пора было выходить на берег. В поселке стрелок рассказал о своей находке. Но так получилось, что сразу поиски начаты не были, и о самолете стали забывать. Лишь изредка кто-нибудь в разговоре упоминал о нем, да и то, передавая чей-то рассказ. Постепенно стали забывать и о точном месте, где лежит самолет. Переходя из уст в уста, обрастая новыми деталями, рассказ превратился в полулегенду. Так прошло около десяти лет.


А потом собралась небольшая группа спортсменов, которые решили найти останки самолета, поднять, если удастся, одну из его частей и сделать попытку установить марку и принадлежность самолета.


Начались поиски. Но, как нарочно, более месяца волновалось море. Видимость упала до одного-двух метров. А в такой воде искать самолет, когда знаешь, что он лежит в полосе длиной два километра на неизвестном расстоянии от берега, тяжелее, чем иголку в стоге сена. Приходилось терпеливо сносить неудачи.


Но море в конце концов успокоилось, и наступил день, когда энтузиасты были вознаграждены.


В тот день группа разделилась. Одни вели поиски в районе бухты, в которую спускалось ущелье, именуемое местными жителями шестой щелью. Другие искали самолет в районе пятой щели.


Бухта в шестой щели небольшая. С обеих сторон далеко в море уходят скалы, защищая от непогоды. С гор бежит студеный ручей. Вода очень прозрачная.


Прямая противоположность – бухта пятой щели. Она растянулась более чем на километр. Высоко в небе резкий профиль отвесных скал. Как щупальца гигантского осьминога, в море протянулись мутные полосы. Здесь можно было встретить видимость и восемь метров, и почти ноль.


Результаты поисков обсуждали вечером. Первой группе повезло больше. Двигатель и винт, обнаруженные стрелком почти десять лет назад, лежали в шестой щели. Железки же из пятой щели были найдены в зоне мутной воды, где вести дальнейшие поиски не имело смысла. Принадлежат ли они одному и тому же самолету - пока загадка, вероятнее всего, что это другой самолет, поскольку уж слишком большое расстояние разделяет два места.


На следующий день все отправились в шестую щель. Тщательный осмотр двигателя и винта ничего не дал. Ни одной надписи, ни одной пометки найдено не было. После осмотра подходов было решено, что небольшое судно сможет подойти к винту, чтобы поднять его. И вот три аквалангиста и снаряжение на борту научно-исследовательского судна «Прибой», осторожно пробирающегося между скалами к обозначенному месту. Винт удалось поднять на борт довольно легко. О подъеме же двигателя не могло быть и речь. С виду он весит около тонны. Да еще нужно приложить усилие, чтобы выдернуть его из грунта.


Винт доставили на берег и подняли на гору. Осмотр на берегу тоже ни к чему не привел. Надписей никаких не было.


Позднее метрах в сорока от двигателя был найден второй такой же винт, приборная панель и еще множество железок. Никто из ветеранов войны не мог сказать, что это за самолет. Но рассказов мы услышали множество: о таранах, о заградительном огне в районе пятой, шестой и седьмой щелей. Откуда-то появилась фамилия летчика, якобы летавшего на этом самолете. Появились даже толки совсем невероятного характера. Но все это были домыслы. Только наличие самолета не вызывало сомнений. А в остальном загадка оставалась загадкой.


Может быть, кто-нибудь из читателей поможет уточнить нашу находку. О самолете достоверно можно сообщить следующее: он двухмоторный, имеет шестнадцатицилиндровые V-образные двигатели и трехлопастные винты с переменным шагом и пушки через валы винтов не проходят.


Погодные условия не позволили пока провести дальнейшие поиски в бухте пятой щели, но они обязательно будут продолжены.


Остается назвать только место действия: побережье Черного моря между городом Геленджиком и поселком Кабардинка. Ведет поиски спортивно-технический клуб спортсменов-подводников южного отделения Института океанологии имени П. П. Ширшова АН СССР.

Авторы: А. Куприков, И. Подымов

Набор (со страниц журнала "Спортсмен-подводник"): А. Михайлов, П. Федоров

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (28.03.2010) | Автор: А. Куприков, И. Подымов
Просмотров: 2552 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]