Главная » Статьи » Экспедиции. |
Длинные тени от покрывающихся белым пухом цветения яблонь и абрикосов ползут по старинным мостовым и широкой набережной южного города. Ярко-синее море еще холодное, и улицы отдыхают перед приближающимся шумным туристическим сезоном. Жизнь в городе идет своим чередом. И ничто не напоминает о том, что когда-то здесь была война. Только в тенистых парках безмолвно стоят памятники. Седовласые пожилые люди медленно шли по полупустым кварталам утреннего города. На некоторых была военная форма, на других – обычное гражданское платье. Но всех объединяло одно – тихий звон медалей не оставлял у прохожих ни малейшего сомнения. Это были ветераны. Ветераны Второй мировой. Каждый год они собираются у монумента освободителям города в этот день- 13 апреля. В день освобождения Феодосии. Памятник установлен в парке на улице Федько. С утра по Аллее освободителей к нему потянулись учащиеся, горожане, делегации организаций и предприятий. Почетный караул и салютные группы феодосийского гарнизона и Черноморского флота Российской Федерации выстроились у монумента. В 10 часов торжественно зазвучали трубы военного оркестра. Замерли по команде «смирно» воинские подразделения. Начальник гарнизона подполковник М. И. Лавриков принял торжественный рапорт от феодосийского горсовета, исполкома и совета ветеранов. В колонне воинов освободителей – Г. И. Десюк, И. А. Корольков, Т. Г. Литвинова, Т. Д. Кононенко, Н. П. Бережный, М. Н. Мишенин, Т. А. Фомина, Л. Н. Ривный, В. Д. Болотский и многие другие. По заведенной традиции к подножию монумента возлагаются венки и цветы, гремят залпы ружейных салютов. Музыка военных маршей торжественно звучит в исполнении оркестра полка внутренних войск. Ветераны вспоминают события тех огненных лет. Начало войны было особенно тяжелым. Немецкие и румынские войска вошли в Крым осенью 1941 года. Шли бои за Севастополь. Феодосия уже была оккупирована. Феодосийский десант. Свинцовые волны зимнего Черного моря с яростью обрушивались на берег, опутанный колючей проволокой и прорезанный сеткой окопов. Кое-где слышалась немецкая речь, взрывы смеха и игра на губной гармошке. Только что прошло Рождество, и немцы готовились весело встретить Новый год. Шесть баллов зимнего шторма не шутка. А ледяные валы становились все выше и выше. Шторм усиливался. Даже простому солдату было ясно: в такую погоду ни одна лодка не выйдет в море. Если и ждать наступления Красной Армии, то только с суши. Артиллерия немцев была сосредоточена за Феодосией, на станции Сарыголь, и жерла ржавеющих от дождя с мокрым снегом орудий были зачехлены. Поздним вечером пара прожекторов лениво зашарила по чернильному небу Киммерии. Заканчивался день 28 декабря 1941 года. Где-то со стороны Керчи слышалось глухое уханье полевых орудий и раздавался еле слышный треск минометных залпов. Немцы развернули артиллерию со станции Сарыголь на восток, в ожидании возможного прорыва своей обороны в районе Керчи и наступления русских на Феодосию.
* Ежегодно мэрия
Феодосии организовывает торжества в честь освобождения города. Мэр города В. А.
Шайдеров тоже обратился к горожанам с небольшой речью. Он, в частности, сказал: «Сегодня, в год
60-летия Победы, хочется вспомнить всех героев Великой Отечественной войны –
солдат и офицеров, моряков и маршалов. Их бесстрашие, отвага и героизм
восхищают нас на протяжении шести десятилетий. Они грудью встали на защиту
Отчизны, одолели злейшего врага человечества - фашизм, собственной кровью
добыли долгожданную Победу. Большую лепту в приближение этого светлого события
внесли феодосийцы. Одним из значительных событий Великой Отечественной войны
была Керченско-Феодосийская десантная операция».
Общая численность десантного отряда 44-й армии, которой командовал генерал-майор Первушин, составляла 23 тысячи человек, 34 танка, 233 орудия. В его состав входили крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ», лидер «Хариков», 7 эсминцев, 6 тральщиков, 15 малых охотников и 14 транспортов. В число транспортов с десантными частями на борту, техникой и военными грузами входил и «Жан Жорес». В ходе ожесточенных боев во время Керченско-Феодосийской десантной операции противником были потоплены транспорты «Ташкент», «Красногвардеец», «Ногин», «Чатыр-Даг», «Батайск», «Спартаковец». Теплоход «Жан-Жорес» (водоизмещением около 4000 борт) под командованием капитана Г. Н. Лебедева, подвозя подкрепление, 15 января подорвался на мине и затонул в центре феодосийской бухты, успев высадить на берег практически всех десантников. При взрыве на корме теплоходе погибло около 40 человек, подоспевшими на помощь катером «Кабардинец» и тральщиком «Геленджик» с него были сняты команда, легкая артиллерия и судовые документы. Несколько тяжелых орудий, грузовики, полевые кухни и сотни тонн боеприпасов ушли на дно Черного моря.
Теплоход тонул около двух часов. Уже почти удалось
остановить поступление воды в трюмы, но начался сильный обстрел, и по приказу
нашего командования были открыты кингстоны судна. Оно встало на дно на прямом
киле на глубине Его мачты и труба еще несколько лет возвышались над водой. После войны их срезали и сняли с борта часть военной техники и несколько автомашин. Это грузовики еще несколько лет помогали феодосийцам в восстановлении разрушенного города. Разрабатывались планы подъема судна, но по ряду причин им не суждено было сбыться. Только в последнее десятилетие любители подводного плавания стали изредка заглядывать в гости к старику пароходу. Авторы этих строк не только несколько раз погружались к
затонувшему судну, но и сделали ряд фото- и видеосъемок этого легендарного
парохода. Еще в 1997 году, погружаясь 30 ноября, мы были поражены редкой прозрачностью
воды. «Жан Жорес» был как на ладони – видимость составляла метров 15! Потом
были спуски в 1999 и 2000 годах, в стандартных для феодосийского порта
условиях, при видимости не более 4- * «Жан Жорес» -
названный в честь секретаря Социалистической партии Франции универсальный
4-палубный теплоход водоизмещением 3972 брт, оснащенный дизельным двигателем
мощностью Первый рейс совершил в
1932 году. Обслуживал Черноморско-Балтийскую линию, совершал трансатлантические
рейсы, два из них в США. Именно на «Жане Жоресе» Максим Горький совершил свою
поездку в США. С началом войны «Жан
Жорес» переведен в Одессу. Для участия в военных перевозках и операциях в
кормовой части было установлено два 45-мм орудия. * Керченско-Феодосийская
десантная операция – крупнейшая десантная операция Красной армии в Великой
Отечественной войне. Она была проведена 26 декабря 1941-го-2 января 1942 года
войсками 51 и 44-й армий Закавказского фронта (командующий – генерал-лейтенант
Д. Т. Козлов), кораблями Черноморского флота (командующий – вице-адмирал Ф. С.
Октябрьский) и Азовской военной флотилии (командующий – контр-адмирал С. Г.
Горшков). Цель ее - овладение Керченским полуостровом, отвлечение сил
противника от осажденного Севастополя и создание условий для последующего
освобождения Крыма. 26-29 декабря корабли Азовской флотилии и Керченской
военно-морской базы, действуя в условиях сильного шторма (7-8 баллов), высадили
на северном и восточном побережье полуострова около 20 тысяч бойцов 51-й армии
(командующий – генерал-лейтенант В. Н. Львов). Отдельным десантным группам не
удалось соединиться вследствие ожесточенного сопротивления противника. 29
декабря силы Черноморского флота с десантными частями 44-й армии подошли к
Феодосии. Высаженные с катеров штурмовые отряды захватили мол и маяк. Эсминец
«Шаумян», а затем эсминец «Незаможник» и «Железняков» и крейсер «Красный
Кавказ» вошли в порт и, отбивая сильные атаки вражеской авиации, под огнем
противника высадили 4,5-тысячный десант и материальную часть на мол. К утру 30
декабря советские войска овладели Феодосией и развернули наступление. Это
вынудило немецко-фашистские войска в ночь на 30 декабря начать отход из Керчи.
Отступившие с Керченского полуострова немецкие и румынские войска при поддержке
двух дивизий, снятых из-под Севастополя (всего шесть дивизий), организовали
оборону на рубеже Киет - Новая Покровка – Коктебель и 2 января остановили
наступление советских войск. В ходе наступления советские войска продвинулись
от восточного побережья Керченского полуострова на 100- Мы приводим рисунок затонувшего судна, сделанный во время последней нашей экспедиции. В этот раз условия погружений не были благоприятными. Температура на поверхности 10 градусов, а уже на пяти метрах – только 4! Резкий термоклин имел и сильнейшее донное течение, несшее мутную воду откуда-то со стороны мыса Опук.
Редакция выражает благодарность администрации г. Феодосия, войсковой части № 09882 Черноморского флота РФ, феодосийскому филиалу «Авторадио», дайв-центру «Юнион-Крым» и газете «Победа» за оказанную помощь в подготовке материала. Набор (со страниц журнала "Подводный клуб"): Андрей Михайлов, Федоров Павел. При публикации материала на сайте использованы фотографии проекта WRECK.RU. | |
Просмотров: 4140 | |
Всего комментариев: 0 | |