• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Биографии

Роберт Баллард
Роберт Дуэйн Баллард (англ. Robert Duane Ballard, род. 30 июня 1942 года, Уичита, Канзас, США) — бывший командир управления ВМС США и профессор океанологии при университете Род-Айленда. Известен своими находками в области подводной археологии. Прославился после обнаружения в 1985 году обломков лайнера Титаник, немецкого линкора Бисмарк в 1989 году и авианосца USS Yorktown в 1998 году.

* * *

Ранние годы

Баллард вырос в Пасифик Бич, Сан-Диего, Калифорния. Его мать была немецкого происхождения, а отец британского. Свой интерес к подводным исследованиям он объяснил любовью к роману Жюля Верна 20 000 лье под водой, жизни у океана в Сан-Диего и новаторским, по тому времени, строительством батискафа Триест. В 1962 году он начал работать в компании Andreas Rechnitzer’s Ocean Systems Group (North American Aviation). Его отец - Чет Баллард, был главным инженером в  North American Aviation по программе Минитмен (LGM-30 Minuteman)*, он помог сыну получить работу на неполный рабочий день. До этого Баллард  работал в компании Rechnitzer on North American, которая не смогла составить план для строительства субмарины Элвин для Океанографического института Вудс Холл.

В 1965 году Баллард окончил Калифорнийский университет в Санта-Барбаре (University of California, Santa Barbara), получив степень бакалавра в области химии и геологии. Будучи студентом в Санта-Барбаре он присоединился к студенческому братству Sigma Alpha Epsilon, а также закончил колледж армии США Reserve Officers' Training Corps по программе подготовки офицеров армии США. Первую степень магистра он получил в Гавайском университете на кафедре геофизики, где он дрессировал дельфинов и китов чтобы заработать на жизнь. После свадьбы, Баллард вернулся к Rechnitzer on North American на North American Aviation.

Баллард работал над степенью кандидата наук в морской геологии в университете Южной Калифорнии, когда в 1967 году был призван в действующую армию. По его просьбе, Баллард был переведён из армии в ВМС США как океанолог. В ВМС он был назначен в качестве посредника между управлением военно-морских исследований и океанографическим институтом Вудс-Холл в Вудс-Холле, Массачусетс.

После окончания службы в ВМС США в 1970 году Баллард продолжил работу в Вудс-Холле, убеждая учёных и спонсоров в необходимости финансирования и использования субмарины Элвин для подводных исследований. Четыря года спустя Баллард получил докторскую степень в области морской геологии и геофизики в университете Род-Айленд.

Первое погружение Баллард совершил на субмарине Ben Franklin (PX-15) в 1969 году у берегов Флориды в ходе экспедиции океанографического института Вудс-Холл. Летом 1970 года Баллард начал проект по отображению полей в заливе Мэн для докторской диссертации. В проекте использовался пневматический пистолет, который посылал звуковые волны под водой до определения базовой структуры дна океана, а также субмарина Элвин, для того чтобы найти и восстановить выборки из основы.

Летом 1975 года Баллард принял участие в франко-американской экспедиции Phere (Фере) по поиску гидротермальных жерл на Срединно-Атлантическом хребте, но экспедиция не нашла активного жерла. Для экспедиции 1979 года в помощь были направлены глубоководные буксируемые фотокамеры на санях, которые смогли сфотографировать морское дно и облегчить поиск локализаций жерл. Когда Элвин осматривал один из участков, на которых они были расположены, учёные обнаружили чёрный дым, вырывающийся из жерла, что не наблюдалось на Галапагосских островах.
На следующий день Баллард и геофизик Жан Франчетти обнаружили этого чёрного курильщика. Они смогли зафиксировать температуру выхода газа из жерла, которая составила 350 °C (662 °F). Баллард и Франчетти продолжили поиски новых жерл вдоль Восточно-Тихоокеанского поднятия между 1980 и 1982 годами.

Военная карьера


Баллард присоединился к Армии США в 1965 году через учебную программу по резервированию офицеров. Он был назначен офицером разведки и сперва получил полномочия второго лейтенанта в Армейском резерве США. Он был призван на военную службу в действующую армию в 1967 году, но попросил выполнять свои обязательства в ВМС США. Его просьба была удовлетворена, и Баллард был переведён в Резерв флота США на запасной активный лист обязанностей. В 1970 году Баллард был переведён обратно в статус резервиста, где он бы и находился большую часть своей военной карьеры, если бы командование не направила его на принудительное обучение и специальное назначение. Он уволился из ВМС США как командующий в 2004 году после достижения установленного законом срока возраста.

Морская археология

Хотя Баллард был заинтересован морем с раннего возраста, его работа в Вудс-Холле и его опыт в дайвинге в Массачусетсе пробудил в нём интерес к кораблекрушениям и их исследованиям. Его работы в ВМС содействовали развитию малых беспилотных подводных аппаратов, которые можно привязать и управлять ими с надводного корабля и оборудованные осветительными приборами, камерами и рукой-манипулятором. Уже в 1973 году Баллард попытался найти останки Титаника, а в 1977 году он отправился в свою первую экспедицию, которая, к сожалению, не увенчалась успехом.

Человек, который нашел "Tитаник".

Летом 1985 года Баллард хотел отправится на французском исследовательском судне Le Suroît, оборудованном гидролокаторами на поиски затонувшего Титаника. Когда французский корабль отозвали, Баллард перешёл на судно R/V Knorr от Вудс-Холла.
Без ведома некоторых, это путешествие было специально профинансировано ВМС США для секретной разведки двух затонувших в 1960-е годы атомных подводных лодок USS Scorpion и USS Thresher, а не Титаника. Возвращаясь в 1982 году, Баллард обратился с просьбой к ВМС дать глубоководный исследовательский аппарат «Арго» для поиска Титаника. ВМС не был заинтересован в том, чтобы расходовать деньги на поиски большого океанского лайнера. Однако, они были заинтересованы в том, чтобы узнать судьбу без вести пропавших лодок и в конечном итоге пришли к выводу, что «Арго» сможет это сделать.

ВМС согласились профинансировать экспедицию Балларда для поисков Титаника в том случае, если он найдёт и исследует две затонувшие подводные лодки, узнает состояние их ядерных реакторов после столь длительного нахождения в воде и есть ли радиоактивное загрязнение окружающей среды. Баллард был принят на временную службу в подразделение ВМС США, отвечающий за поиски и исследование обломков. После завершения миссии ему выделят необходимые средства для поиска легендарного Титаника.

И вот наконец
, 22 августа 1985 года, судно R/V Knorr  прибыло на предполагаемое место крушения Титаника. «Арго» начали готовить для погружения. Когда Баллард искал две затонувшие подводные лодки, он обнаружил, что их корпуса распались на части из-за огромного давления. От взрыва дно океана было усеяно тысячами обломков. Эти обломки оставили длинный след, который и привёл к обломкам субмарин, что было лучше, нежели если бы лодки не разрушились. Баллард знал, что при погружении и разломе на части у Титаника взорвались паровые котлы. Учитывая это, он знал, что Титаник оставил такой же след мусора.





На фото: Спуск аппарата "Арго" с борта судна Knorr, 1985 год.


В ночь на 1 сентября 1985 года команда экспедиции заметила на экране эхолокатора неровности на гладком дне океана. Сначала это были оспины, как кратеры от ударов мелких метеоритов, но наконец был замечен мусор в в виде многочисленных обломков,  вся команда тотчас же проснулась. Через некоторое время был замечен один из паровых котлов Титаника, а вскоре после этого был найден и сам корпус судна, пролежавший на дне 73 года. Легенда открыла свои завесы.  А человек, открывший легенду навсегда вписал себя в историю.

Команда Балларда осмотрела судно, оценила состояние корпуса. Они подтвердили тот факт, что при погружении Титаник раскололся надвое, и корма была в худшем состоянии, чем нос. Исследования судна велись недолго, но слава Балларду была обеспечена. Первоначально Баллард планировал оставить в тайне координаты местоположения судна, чтобы никто не смог осквернить это место, которое он считал кладбищем.


 

12 июля 1986 года Баллард и его команда вернулись на борту «Атлантиса» на место крушения, чтобы сделать первое детальное исследование место гибели судна. На этот раз с ним был аппарат для глубоководных погружений «Элвин», который брал на борт 3 человека. Элвина сопровождал небольшой аппарат «Джейсон Юниор» с дистанционным управлением, который через небольшое отверстие мог проникнуть внутрь судна. Хотя в первом погружении (только погружение и подъём вместе занимали 5 часов) были не значительные технические проблемы, последующие погружения были более успешными. Был составлен подробный отчёт о состоянии судна.



На фото: Роберт Баллард на презентации о важности изучения океанов. Конференции TED 2008

Другие важные исследования: линкор Бисмарк, лайнер Лузитания

Баллард в 1989 году предпринял ещё более сложную задачу - найти немецкий линкор Бисмарк. Глубина на котороую затонул Бисмарк была больше, той, на которую затонул Титаник. Баллард попытался выяснить взорван был линкор торпедой или потоплен командой. Через три недели после экспедиция у Балларда случилась трагедия- в автокатастрофе погиб его 21-летний сын Тод, который помогал отцу в поисках линкора.

В 1993 году Баллард начал исследование корабля Лузитания, затонувшего у ирландского побережья. Корабль был взорван одной торпедой, от которой последовал второй взрыв. Баллард определил, что паровые котлы целы, и поэтому взрыв мог быть вызван угольной пылью. Другие исследователи ставят под сомнение эту гипотезу. Баллард не исключает возможность контакта холодной морской воды с горячей из паровых котлов судна.



Телеграф на месте гибели Лузитании.

Битва за Гуадалканал

Баллард и его команда посетила место залегания обломков многих кораблей, погибших во время Второй мировой войны в битвах за Тихий океан. Его книга «Затерянные корабли Гуадалканала» (Lost Ships of Guadalcanal) включает множество фотографий судов, затонувших в бесславном Айрон-Боттом-Саунде (англ - Ironbottom Sound или пролив "Железное дно"), проливе между островом Гуадалканал** и островом Флорида у Соломоновых островов.

USS Yorktown




На фото: USS Yorktown (CV-5) (КСШ «Йорктаун») — авианосец, головной корабль своего типа. Третий корабль ВМС США, носящий это имя. Эксплуатировавшийся в период с 1937 по 1942 гг.


19 мая 1998 года Баллард обнаружил останки авианосца USS Yorktown, погибшего в битве за Мидуэй. Судно лежит на глубине 5 км. Обратимся к его краткой истории. После вступления в строй «Йорктаун» был включен в состав Тихоокеанского флота США. В мае 1941 года авианосец был переведён на Атлантический океан и присоединился к «Нейтральному Патрулю».После вступления в войну США авианосец был переведён на Тихий океан. 1 февраля 1942 года авиагруппа авианосца нанесла удар по объектам на оккупированных Японией островах Гилберта. 10 марта был предпринят аналогичный рейд против объектов в районе Лаэ (Новая Гвинея).Под командованием контр-адмирала Френка Дж. Флетчера весной 1942 г. авианосец принял участие в сражении в Коралловом море. Силами его 5-й авиагруппы в составе 20 истребителей «Уайлдкет», 38 пикирующих бомбардировщиков SBD-5 «Донтлесс» и 13 торпедоносцев TBD «Девастейтор» 7 мая был потоплен лёгкий авианосец «Сёхо». На следующий день пикирующие бомбардировщики «Йорктауна» поразили авианосец «Дзуйкаку». Но японские торпедоносцы B5N «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл», прорвались к американскому авианосцу несмотря на плотные порядки истребителей и зенитный огонь. Одна из бомб попала в полётную палубу, нанеся значительные повреждения. Прежде чем разорваться — бомба прошила три палубы. Возникли многочисленные очаги пожара, которые были потушены и корабль смог вернуться в Пёрл-Харбор для ремонта.Ремонтные подразделения смогли вернуть «Йорктаун» в строй за 4 дня до сражения у атолла Мидуэй. В критический период сражения его самолёты атаковали корабли японского флота и впоследствии организовали поиск уцелевшего японского авианосца «Хирю» (уничтожен после обнаружения самолётами авианосца «Энтерпрайз» вместе с командиром 2-й дивизии авианосцев контр-адмиралом Ямагучи). Даже после попадания в «Йорктаун» 250 килограммовой бомбы, он продолжал выпускать и принимать самолёты. Корабль вышел из боя только после двух торпедных попаданий с японских самолетов авианосца «Хирю». Авианосец был сильно повреждён (потерял ход и накренился на 27°) но тем не менее, оставался на плаву даже оставленный командой. К рассвету 6 июня аварийные группы ликвидировали пожары и приступили к откачке воды из затопленных отсеков, корабль шел на буксире в Пёрл-Харбор в охранении семи эсминцев. Но корабль был атакован японской подводной лодкой I-168 которая выстрелила четыре торпеды. Одна из них попала в середину эсминца «Хэмманн», в результате чего он разломился и почти мгновенно затонул, а две другие попали в «Йорктаун». На следующее утро «Йорктаун» затонул.
 
PT-109

В 2002 году Национальное географическое общество и Роберт Баллард направили дистанционное судно на Соломоновы острова. Они обнаружили останки корабля «PT-109» имени Джона Кеннеди, который в 1943 году атаковал японский эсминец «Amagiri». Детали этой экспедиции Баллард рассказал в Библиотеке имени Джона Кеннеди в 2005 году.



Модель PT-109 (Торпедный быстроходный боевой катер)

Институт исследований

В 1990-х Баллард основал Институт исследований, который специализируется на глубоководной археологии и морской геологии. Он объединил силы с «Мистическим аквариумом», расположенном в Мистике, Коннектикут. Они являются частью некоммерческой организации «Фонд морских исследований».
В 2003 году Баллард основал и возглавил «Центр по исследованию океана и археологической океанографии», и начал программу исследований в Высшей школе океанографии при Университете Род-Айленда.

Чёрное море

В 1976 году Уиллард Баском предположил, что глубоко, в бескислородных водах Чёрного моря, возможно, сохранились античные суда, поскольку типичные организмы, пожирающие древесину, выжить не могут. На глубине 150 метров содержится недостаточно кислорода для поддержки большинства биологических форм жизни. Экспедиция состоялась в 2000 году. В результате были найдены остатки судов и древние амфоры.


Дополнительная информация:

http://www.whoi.edu/

http://www.whoi.edu/page.do?pid=7539





*LGM-30 «Минитмен» (англ. LGM-30 Minuteman) — семейство американских твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. Максимальная дальность — 9 600 км. Макс. кол-во боеголовок — 3. Название происходит от термина Минитмены.

**Гуадалканалкрупнейший остров архипелага Соломоновы острова. Имеет вулканическую природу, расположен в Южной части тихого океана.  Длина острова составляет около 150 км, а ширина — около 48 км. В 1942—1943 годах на Гуадалканале произошло одно из решающих сражений войны на Тихом океане. На острове была построена военная база США, а взрослое мужское население было привлечено к работе в трудовых отрядах.

Категория: Биографии | Добавил: Majestic (05.04.2011)
Просмотров: 4914 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]