• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Катастрофы на воде.

Следы кораблекрушений.

Близ молов Сочинского порта лежат на небольшой глубине четыре затонувших судна, местоположение которых весьма неточное, дается в Лоции Черного моря 1937 года. Останки одного из судов — грузового парохода «Мария-Анет» были обнаружены в полукилометре от южного мола гавани. Его надстройки доходили почти до поверхности воды и представляли опасность для небольших судов, курсировавших близко от берега. Поэтому они были взорваны.

Мне довелось осмотреть под водой место гибели парохода. Глубина здесь небольшая — около шести-семи метров. Днище парохода засосано песком и забросано галькой. Бортов не сохранилось. Две груды металла, обросшие мидиями и водорослью цистозирой, — вот что представляет теперь «Мария-Анет». Последним ее грузом были мука, вино и цемент. От них, конечно, ничего не осталось, разве что уцелела часть грузов у самого днища, занесенного песком.

Останки трех других затонувших судов до сих пор обнаружить не удалось. Предполагается, что они были деревянными. Одна из карт почти вековой давности поведала мне еще об одном затонувшем судне — катере «Ягуар». Судя по всему, он покоится недалеко от «Марии-Анет», и искать его следует в ста — ста пятидесяти метрах к юго-востоку от южного мола сочинской гавани. Если катер находится действительно там, то объяснимо, почему он до сих пор не обнаружен. Дело в том, что место это в стороне от движения судов и водолазами тщательно не осматривалось. Район затопления катера легкодоступен. Он имеет глубину около шести метров и расположен в ста-ста пятидесяти метрах от берега. Никаких других данных о катере и причинах его гибели собрать не удалось. Немало сведений о затонувших судах я получил от бывшего моряка, семидесятидвухлетнего Антона Васильевича Козаченко. Его рассказ подтвердил и дополнил сведения, полученные мною из переведенной с немецкого и изданной у нас в 1931 году книги, рассказывающей об операциях германо-турецких морских сил в 1914—1916 годах. В этой книге приводится точная дата повреждения парохода «Мария-Анет» германо-турецкой подводной лодкой «U-33» — 28 июля 1916 года. Антон Васильевич помнил «Марию-Анет». Он рассказал, что в этот день полузатопленный и без того беспомощный пароход был обстрелян германо-турецким крейсером «Бреслау». Спустя несколько дней этот же крейсер стал причиной гибели парохода № 55, бывшего «Рокклиффа». О месте его затопления рассказано в двадцать восьмом выпуске сборника («Затонувшие суда близ Вардене»). Известно также место затопления еще одного транспорта, пострадавшею от германо-турецкой подводной лодки «U-38» 8 июня 1916 года. Транспорт лежит в двух километрах к югу от железнодорожной платформы Чемитокваже, в трехстах — четырехстах метрах от берега.

Недавно мне довелось повторно осмотреть затонувший пароход № 55 и заснять его на кинопленку. В этот день была редкая для кавказского побережья прозрачность воды: с поверхности моря дно просматривалось до глубины десять метров. Но несмотря на такую прозрачность, искать пароход мне пришлось ровно час. За три прошедшие года он стал выглядеть несколько иначе. Обрушился с носа обломок фальштока, на котором когда-то крепился передний ходовой огонь, частично обрушился и верх носа. Листовое покрытие грузовой палубы проржавело и осыпалось. Осталась лишь рама. Разрушение совершенно обнажило два больших котла. А возле них возвышалась лишь небольшая часть надстройки, в которой находились когда-то механизмы управления. Пароход № 55, «Мария-Анет» и транспорт, затонувший в двух километрах от платформы Чемитокваже, были не всеми жертвами германо-турецкого флота в этом районе. Как рассказал Антон Васильевич Козаченко, в том же 1916 году на Адлерском рейде было торпедировано греческое парусно-моторное судно с грузом фундука и лаврового листа, шедшее со стороны Батуми. Команда покинула судно, но оно не затонуло из-за плавучести груза, и сочинский житель, грек, привел его в порт. Из упомянутой выше книги видно, что судно было торпедировано германо-турецким крейсером «Бреслау», а произошло это 4 июля 1916 года. Из-за отсутствия хозяев судно было разбито о берег осенним штормом. Стопятилетний грек из Гагр Ян Иванович Кисиди четыре года тому назад рассказал мне, что был очевидцем, как в 1916 году против Турецкой Щели (Сочинского маяка) разбило штормом о берег судно под названием «Зефирос». Видимо, это и было греческое судно. Погиб «Зефирос» близко к месту, где должен находиться затонувший катер «Ягуар». Кроме того, Антон Васильевич Козаченко помнит, что в 1916 году в трехстах метрах южнее траверза балки Гнилушки (ныне пристань «Курпарк») был торпедирован германо-турецкой подлодкой русский буксир, видимо, там и затонувший. В окрестностях порта можно также встретить довольно много останков судов, разбитых о берег и затонувших во время шторма. Козаченко припомнил, что какое-то деревянное судно, носившее женское имя, затонуло против порта от шторма примерно в 1910 году. Не исключено, что это был транспорт «Маруся-Яая». В 1918 году у корня сочинского причала была разбита штормом баржа со снарядами. В 1936 году, когда мол еще не был достроен, против теперешнего морвокзала разбило штормом о берег буксир «Шойна». В 1942 году также во время шторма в порту затонуло деревянное самоходное судно «Комсомолец», в 1949 году — землечерпалка. Все эти погибшие суда при очистке гавани были разобраны и от них могли остаться только детали. К перечисленным судам следует еще добавить военные фрегат «Варна» и корвет «Месемврия» — жертвы урагана, разразившегося 30 мая 1838 года (фрегат погиб между рекой Сочи и районом Турецкой Щели, а корвет — юго-восточнее, за мысом Соча-бытх), и три русских купеческих парусных судна, разбитых о берег близ Турецкой Щели ураганом 4 декабря 1841 года. Имеются в районе Сочинского порта затонувшие суда и на глубинах, доступных аквалангистам. В километре к юго-западу от причала «Курпарк» на глубине восемнадцать метров можно обследовать остов деревянного судна, груженного цементом. Название судна мне не известно. К югу от этого же причала более чем в полутора километрах на глубине двадцать семь метров лежит буксир «Перванш», торпедированный германской подводной лодкой в 1943 году. Из-за тихого хода буксира — в четыре узла — подлодка дважды промахнулась в баржу «Ахилеон». Первая торпеда взорвалась на берегу, вторая вошла в Сочинскую гавань и взорвалась у корня северного мола, а третья вместо баржи попала в буксир. Затонувшие суда ждут своих исследователей.

Категория: Катастрофы на воде. | Добавил: Britannic (28.08.2009) | Автор: Тузиков Р.
Просмотров: 2179 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 MV-Evangelia  
0
Жаль...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]