• windofthesea@mail.ru
/
Главная » 2010 » Февраль » 10 » «Генерал Штойбен»
19:18
«Генерал Штойбен»
В этот день, 10 февраля 1945 года советской подводной лодкой был потоплен германский пассажирский лайнер «Генерал Штойбен» (нем. General von Steuben). Во время Второй мировой войны до 1944 года лайнер применялся немецкой Кригсмарине (Кригсмарине - нем. Kriegsmarine, военно-морской флот, — официальное название германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха.) как гостиница для высшего командного состава немецкого ВМС в Киле и Данциге, после 1944 судно было переоборудовано в госпитальное и участвовало в эвакуации людей (преимущественно раненых военнослужащих и беженцев) из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии.  В свой последний рейс "Штойбен" вышел 9 февраля 1945 года, имея на борту:  1600 раненых (лежачих), 1200 раненых (сидячих), 800 беженцев, 100 вооруженных солдат, 270 медицинских работников (врачи, медсестры), 12 сестер Немецкого Красного Креста, 64 зенитчика, 61 специалистов ВМС (связисты, сигнальщики), 160 - членов гражданской команды.

Немецкий лайнер был обнаружен вечером 9 февраля советской подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеско. На протяжении четырёх с половиной часов советская подлодка преследовала «Штойбен» и наконец ночью 10 февраля в 00:55 торпедировала лайнер двумя торпедами. Лайнер затонул спустя 15 минут, при этом погибло более 3600 человек (приводятся следующие числа: погибло 3608, спасено 659 человек).

При торпедировании лайнера командир подводной лодки Александр Маринеско был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер «Эмден». О том, что это не так, Маринеско узнал после возвращения на базу в финский Турку из местных газет.

Из всего этого поднимается вопрос  -  Можно ли упрекать Маринеско в том, что он неправильно идентифицировал цель? Думается главное здесь в самом факте уничтожения вооруженного противника. А он таковым являлся, имея на борту зенитные орудия. Принципиально важно, что подводной лодкой С 13 был нанесен по нему мастерский удар из надводного положения кормовыми торпедными аппаратами в сложнейших зимних условиях штормовой ночной Балтики, несмотря на то, что транспорт охранялся быстроходными миноносцами.

При таких обстоятельствах ошибка в определении цели была вполне возможной, учитывая, что по конфигурации "Штойбен и "Эмден", действительно были похожи.

Так возникла история с ошибочным названием цели и ее неправильной классификацией, которая несколько позже неожиданно пренеприятным бумерангом вернулась к Маринеско. Инцидент уничтожил репутацию камандира и
в конечном итоге поворот этого дела привел его  к увольнению из Военно-морского флота.

 Лично мое мнение на этот счет следующее - наш советский командир НЕ ВИНОВЕН!

Кому интересно обсудить материал (этот и любые другие) - добро пожаловать на форум. (ссылка на рубрику "Этот день в истории Судостроения и морских катастроф")

Просмотров: 2839 | Добавил: Majestic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 kostelo  
0
Может и не виновен1Но погубить такое крллличество людей,это жестоко!

2 Britannic  
0
"Густлофф" и "Штойбен", как бы печально это ни звучало, не являлись ни санитарными, ни гражданскими судами. Наличие на борту военнослужащих Вермахта (вспомогательный женский батальон на "Вильгельме Густлоффе") и офицеров-подводников также подтверждает этот факт. Маринеско "бил" по законной (согласно правилам войны) цели.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]