• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Ил-2. Пришелец из сорок третьего.

КРАСНОДАР, 7 мая, РИА «Новости». В Черном море у побережья Краснодарского края завершилась третья международная экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», в ходе которой дайверы обнаружили самолет Ил-2 времен Великой Отечественной войны, сообщил РИА «Новости» в понедельник руководитель экспедиции Константин Богданов.

АНАПА/Краснодарский край/, 2 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Евгений Штиль/. Третья международная подводная поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», стартовавшая 30 апреля, обнаружила на дне Черного моря самолет Ил-2.

 

В начале мая 2007 года ведущие информационные агентства страны сообщили об интереснейшей находке, которую сделали в Черном море аквалангисты Разведывательного водолазного клуба Краснодарской молодежной организации «Кубанский подводный проект» и Российской подводной федерации в ходе третьей ежегодной экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Экспедиция, в которой приняли участие 15 дайверов из России и Украины, проводилась с 1 по 7 мая по маршруту Тамань-Анапа-Новороссийск с целью исследования мест сражения. Эта морская дорога в годы Великой Отечественная войны стала ареной минной войны. Караваны судов, идущие в сражающиеся Севастополь и Керчь, подвергались атакам с воздуха, попадали на минные поля и гибли, не дойдя до порта назначения.

В этом году мы решили изменить формат нашей экспедиции и сосредоточить все усилия на территории черноморского побережья Краснодарского края, не затрагивая, как в прошлые годы, территории Украины. Подготовка экспедиции заняла около полугода. Это и фрахт корабля, и подготовка маршрута, и получение различных согласований. Реализация большей части наших планов стала возможна благодаря поддержке председателя Комитета по делам ветеранов Госдумы Николая Ковалева, губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, начальника порта Новороссийска Владимир Ерыгина, командования Черноморского флота и администрации Новороссийска.

Экспедиция проходила в два этапа. Сначала мы обследовали район от мыса Железный до Большого Утриша, где искали возможные места гибели советских кораблей. Ориентиром для поиска стали точки, полученные в результате огромной работы, проделанной руководителями краснодарской организации «Кубанский подводный проект» Сумбатом Александровым и Александром Литтигом. Они – директора краснодарских дайв-центров «Ямайка» и «Эксплорер». Ребята провели большую подготовительную работу, упорно опрашивали капитанов, выясняя координаты, где рыболовецкие сети и тралы цеплялись за препятствия на дне. В результате они создали собственный каталог точек зацепа. В указанном районе поиска дно ровное и чистое, поэтому Сумбат и Саша предположили, что в местах зацепов могут находиться погибшие корабли. Наша экспедиция за неделю побывала на 10 таких точках. Две из них дали неожиданный результат.

Наша команда базировалась в красивейшем месте – анапском заповеднике Большой Утриш. Судно «Агат», на котором мы ночью вышли в море, обладая прекрасной мореходностью, весьма ощутимо реагировало на любые колебания водной глади. Пятичасовой переход по штормовому морю многим запомнился надолго… Утром, когда мы пришли на точку в 15 километрах от берега и эхолот явно прописал большое пятиметровое возвышение над грунтом, погода дала нам возможность одеться и накинуть спарки. И вот глубина…

О чем думают люди, каждый раз уходя в глубины на неизвестный объект? В сердце каждого жила слабая надежда, что именно сейчас нам откроется легендарный эсминец «Смышленый», погибший в этом районе в годы войны. Корабль возвращался из осажденной Керчи и подорвался на мине. Двое суток экипаж боролся за живучесть, но корабль опрокинулся и затонул. Спаслись всего два человека.

Существовала вероятность увидеть на дне судно дореволюционной постройки «Кола», также погибшее где-то в этом районе… Найденное нами 80-метровое судно лежит на глубине 26 метров. Корма - на левом борту, а носовая часть – вверх килем. Грузовой трюм (а это именно грузовое судно, видимо, мобилизованное для военных целей) сложился, как карточный домик. Вооружения на рэке нет, стоят лебедки, грузовые стрелы. Скорее всего, это сухогруз, погибший, судя по характеру разрушений, либо в результате торпедной атаки, либо в результате взрыва мины. Мы не нашли ни единой детали, которая позволила бы установить название корабля. Однако можно с уверенностью сказать, что это не «Кола» - погибший корабль более поздней предвоенной постройки.

Следующий день полностью разрушил на работу в удаленных от берега районах. Волнение моря в 2-3 балла позволило работать лишь на небольшом удалении. Точка за точкой, час за часом. Одна, вторая, третья… Вдруг на экране прибора появляется небольшое возвышение. Метр, не больше. Несмотря на погодные условия, мы с Сумбатом решили все-таки осмотреть дно в этом месте и провести круговой поиск по катушке. Опустившись на дно, мы не поверили своим глазам, когда из темноты вдруг появился силуэт угловатой кабины самолета, плавные обводы фюзеляжа, винт, крылья. «Ил-2» - пишет Сумбат Александров на моем слейте, и мы идем на всплытие. Следующие дни работы на самолете показали, что наш Ил-2 – это двухместный штурмовик, который лежит на дне моря в хорошем, практически музейном состоянии. Видны крылья с пулеметами, еще сохранившаяся заводская покраска, сохранились элементы управления и хвостовые горизонтальные рули. Даже пулемет стрелка – лакомая добыча любого «любителя раритетов», а проще говоря, мародера, - на своем штатном месте. Значит мы на этом объекте первые. Значит, наша первейшая задача – провести фото и видеосъемку, зафиксировать все на пленку. Мало ли кто после нас сюда  попадет и с какими целями.


В результате крупных стратегических успехов Красной Армии на Украине Кубанский плацдарм, оборонявшейся 17-й немецко-фашистской армией, оказался в глубоком тылу, за южным крылом наступающих советских войск. Над находившимися на плацдарме 12 пехотными и 1 кавалерийской дивизиями вермахта нависла угроза уничтожения. В этих условиях Гитлер был вынужден отдать приказ об отводе с Кубани своих войск, чтобы использовать их для обороны Крыма. При отходе он требовал придерживаться тактики «выжженной земли». Чтобы сорвать эти планы, советские войска 16 сентября штурмом овладели городом и портом Новороссийск, а 9 октября весь Таманский полуостров был очищен от противника. Советские войска провели в этом районе шесть наступательных операций, производили перегруппировку войск и готовились освободить Крым. Командующий войсками Крыма генерал Енеке имел 369-тысячное войско  , не считая личный состав люфтваффе и ВМС.

К сентябрю 1943 года летчики нашего полка в Куйбышеве на авиационном заводе получили новые двухместные Ил-2, перегнали их в Ставрополь. Затем наш 43-й гвардейский в полном составе прилетел на полевой аэродром севернее станицы Славянской. В конце октября 1943 года 43-й гвардейский полк начал боевые действия с аэродрома у хутора Ханькова. Первую шестерку штурмовиков повел опытный летчик Тамерлан Каримович Ишмухамедов. Я летел с ним воздушным стрелком. Это был мой первый боевой опыт. Взяли курс на запад. Группе поставили задачу: нанести бомбовый удар по артиллерийским позициям противника на Керченском полуострове, откуда немцы вели огонь по нашим войскам, находящимся на косе Чушка. 

Впереди Керченский пролив. За ним – гора Митридат. У ее подножия раскинулась многострадальная Керчь. Над Керчью идет воздушный бой. Берем немного севернее и, маневрируя, снижаемся. Уходим от вражеских снарядов то вправо, то влево. Летчики пускают эресы, а затем дружно пикируют и сбрасывают бомбы на артиллерийские позиции. Не прекращая стрелять из пушек и пулеметов, отворачиваем в море и берем курс на Тамань. Первый вылет удачный: на аэродром вернулись все. Правда, на некоторых машинах оказались пробоины, но техники с ремонтниками быстро их залатали. Благополучно совершили вылеты и другие группы.

Утром 1 ноября стало известно, что холодной штормовой ночью с 31 октября на 1 ноября 1943 года десант 318-й Новороссийской дивизии погрузился на военные корабли и катера и высадился у рыбачьего поселка Эльтиген южнее Керчи. Артиллерию буксировали на плотах, но поднялся сильный шторм, и плоты начали тонуть. Многие легкие мотоботы и бронекатера волной выбрасывало на берег, другие суда, поврежденные огнем, потеряли управление и утонули. Но все же около 2500 десантников вступили на крымскую землю. Утром и днем 1 ноября враг пытался сбросить десант в море. Это видели летчики и сообщили по радио, что десантники сражаются. На помощь им была брошена авиация, в том числе и наш полк. Но Эльтиген шестерку Ил-2 опять повел Тамерлан Ишмухамедов.

Вот и Керченский полуостров. Внизу коса Тузла, а далее, весь в огне, Эльтиген. К берегам идут мелкие суда. По ним стреляет вражеская артиллерия. Летим со снаряжением. Облачность низкая, море штормит. Выскочив на сушу, открываем огонь по атакующей пехоте противника. Хорошо видно, что от Керчи движутся резервы. После бомбометания наблюдаем костры - три танка горят. Снижаемся, расстреливаем пехоту. Еще заход! Мы уже так низко, что видно, как в контратаку устремляются моряки, сбрасывая на бегу бушлаты. После третьего захода Тамерлан командует: «Все хватит! Сбор над проливом!» В это время с запада появляются немецкие истребители, за ними бомбардировщики, а через пролив с Кубани летят наши бомбардировщики, штурмовики и истребители. Над Эльтигеном самолетов – как стая ворон. Мы над проливом. Под нами суда с десантниками держат курс на Эльтиген. Вот и Таманский полуостров: стало веселее. Мы садимся на свой аэродром.

В то время, как Эльтигенский десант, ведя тяжелые бои, оттягивал на себя основные силы керченской группировки врага, северо-восточнее Керчи уже 2 ноября сражался другой наш десант, который закрепился и с боями начал успешно продвигаться к Керчи. Авиация 4-й воздушной армии поддерживала наземные войска на обоих плацдармах. На земле и в воздухе шли упорные бои, полк делал вылеты на поддержку обоих десантов, уцепившихся за крымскую землю. В начале декабря 1943 года положение Эльтигенского десанта стало критическим: немцы блокировали десант с моря, не хватало боеприпасов, продовольствия, людей. Авиация помогала десантникам: днем и ночью наносились удары по врагу, сбрасывались боеприпасы, продовольствие, медикаменты.

5 декабря группу на Эльтиген повел Ишмухамедов. Я летел с ним. Над аэродромом облачность была низкая, метров триста. Наверное, каждый думал, как бросать бомбы, если ниже четырехсот метров снижаться не рекомендуется во избежание самопоражения. Надежда была, что в районе цели облака будут повыше. Так и оказалось: над проливом самолет начали подниматься вверх. Впереди – Огненная земля. Над Эльтигеном вспышки взрывов и клубы дыма. Там работают и другие группы наших «илов», истребители ведут воздушные бои. Пробиваемся сквозь заградительный огонь. Группа сбрасывает бомбы на танки и пехоту южнее поселка. Мне хорошо видны действия всей группы. Сбросив бомбы, Тамерлан направляет огонь эресов и пушек на зенитную батарею, давит ее. Мы на бреющем проносимся вдоль переднего края. Остальные – за нами. Несутся с огнем пушек и пулеметов. Вдруг самолет вздрагивает. В правой плоскости огромная дыра. Тамерлан выравнивает самолет. Мы уже над нашим плацдармом. У кромки моря – разворот, и снова на врага. Права и слева шапки разрывов снарядов. И тут же как обрезало: зенитки прекратили огонь, в атаку устремились «мессершмитты». Мы все, стрелки «илов», ведем по ним огонь. Вижу такую картину: замыкающего из нашей группы Ил-2 атакуют два «месса». Стрелок ведет огонь по одному из них, я немедленно открыл огонь по второму. Один из «мессершмиттов», по которому я стрелял, отвалил в сторону, второй продолжал наседать, но я не мог достать его: Тамерлан маневрировал с размахом. Наконец, и этот «мессершмитт» оказался в моем прицеле. Всего 100 метров. Я всадил в него очередь, «месс» перевернулся и упал в Чурбашское озеро.

Мы летим на низкой высоте, а замыкающий и того ниже, вот-вот коснется винтом волны, идет прямо на нашу баржу. Да, делает посадку на воду. Брызги – и смыкаются над «илом» черноморские волны.

На аэродроме производят посадку только пять «илов». К нашему самолету подъехал командир полка. Тамерлан докладывает ему о выполнении задания, о том, как я сбил «месса» и что погибли Тихонов со стрелком Васильевым, замыкавшие группы.

- Они не погибли! – воскликнул я. – Они сели на воду рядом с баржей, я видел! Их спасли!..

Зачем я посеял надежду? Очень уж хотелось верить.

Из книги Г. А. Литвина «Я был воздушным стрелком» Ставрополь: Таврия, 1990. Автор – капитан в отставке, в годы Великой Отечественной войны - воздушный стрелок в составе 43-го гвардейского штурмового авиаполка.


В следующие дни нами была проведена размывка грунта в районе кабин пилота и стрелка. И еще одна удача. Мы не обнаружили останков экипажа и личных вещей летчиков. Надеемся, что после посадки на воду им удалось спастись.

Завершилась наша экспедиция мемориальной вахтой в Новороссийске. По уже сложившейся в течение трех лет традиции участники «Поклона кораблям Великой Победы» встретились с ветеранами войны, участниками боев за Новороссийск, Туапсе, Керчь, и представителями Новороссийской базы Черноморского флота. Президент Российской подводной федерации А. Аржанова отметила, что такие встречи важны не только для ветеранов, но и для всех нас, поскольку дают возможность пообщаться с участниками сражений и получить от них оценку того, что сегодня делаем мы, наше поколение, наша экспедиция.

Программа, проведенная с помощью ребят из дайв-клуба «Адмирал Нельсон» и при содействии руководства порта в Цемесской бухте, включала погружения на советский корабль «Морской охотник» и транспортное судно «Червонный казак». На обоих кораблях мы установили таблички с надписью «Морякам-черноморцам. Помним. Гордимся. Скорбим». Это то немногое, что мы сегодня можем сделать для героических экипажей, которые навсегда остались на дне моря со своими кораблями.

Автор: Константин Богданов, RD PADI, руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы».

Фотосъемка во время экспедиции: Сергей Гусев, Арсен Мавян, Евгений Штиль.


Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (13.05.2010) | Автор: Константин Богданов.
Просмотров: 1560 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 Majestic  
0
5 баллов. Спасибо большое.

2 Britannic  
0
Пожалуйста! Трудно поверить в то, что летом 2009 года мы были в районе гибели самолета ИЛ-2, когда осматривали корпус танкера "Валериан Куйбышев". Тяжело совместить написанное на бумаге с реальными фактами, чувствами, эмоциями)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]