Главная » Статьи » Военные суда. |
История этого необычного корабля, ранее носившего наименование «Океан», началась 28 мая 1941 года, когда на стапелях судостроительной фирмы «Ховальдтсверке» в Киле состоялась его закладка. 8 февраля 1902 года корабль был спущен на воду и в том же году вступил в строй. Спроектированный и построенный специально для обучения личного состава, «Океан» в те годы был крупнейшим представителем своего класса. Уже в 1903 году «Океан» выдержал первое серьезное испытание, совершив дальнее учебное плавание из Балтийского моря в Порт-Артур и обратно. В первом походе нового корабля принял участие видный ученый-кораблестроитель профессор Морской академии А. Н. Крылов. В первые годы плаваний на корабле создавалась нелегальная большевистская организация. В июне 1910 года на «Океане» вспыхнуло революционное выступление, поддержанное частью экипажей крейсера «Громобой» и учебного артиллерийского корабля «Петр Великий». Однако оно было жестоко подавлено. Летом 1916 года, окончив машинную школу, на корабль прибыл служить кочегаром матрос Анатолий Железняков, ставший потом легендарным героем гражданской войны. В дни Февральской буржуазно-демократической революции экипаж «Океана» одним из первых присоединился к восставшим. А когда пришел Великий Октябрь, двести пятьдесят вооруженных океанцев влились в сводный отряд балтийских моряков для участия в штурме Зимнего. «Океан» явился первым советским кораблем, совершившим поход за границу, чтобы вывезти русских раненых военнопленных, находившихся в иностранных госпиталях и желавших возвратиться на Родину. Германия должна была вернуть их Советской России согласно условиям Брестского мирного договора. Первую годовщину Великого Октября экипаж судна встретил в Штеттинском порту, подняв красный флаг Страны Советов. Осенью 1922 года корабль вышел в первое мирное плавание. В море экипаж
встретил радостную весть. Отмечая большие заслуги красных военных моряков по
восстановлению корабля и в связи с решением V съезда РКСМ о принятии комсомолом
шефства над флотом, Реввоенсовет Республики переименовал корабль в «Комсомолец». Настало лето 1924 года. Для обеспечения практики курсантов училища комсостава в Кронштадте был сформирован Особый практический отряд, в который вошли легендарный крейсер «Аврора» и «Комсомолец». Выйдя 10 июля в открытое море и пройдя тысячи миль, советские корабли вновь пронесли Военно-морской флаг СССР по зарубежным водам. Летом 1933 года во время очередного плавания в Заполярье «Комсомолец» прибыл в Мурманск, где по просьбе командования создаваемой Северной военной флотилии был оставлен на год и превращен в штабной корабль, а в конце 1934 года, вернувшись на Балтику, опять стал обеспечивать практику курсантов военно-морских училищ. В июне 1941 года корабль находился в учебном плавании недалеко от Ханко.
Здесь его застала Великая Отечественная война. Возвратившись в Ленинград,
«Комсомолец» на многие месяцы застыл у причала. Как и в годы гражданской войны,
почти весь его экипаж сошел на берег защищать колыбель Октября, а на борту
корабля в годы суровой блокады разместилась школа боцманов Краснознаменного
Балтийского флота. В конце 1944 года поступил приказ ввести корабль в строй, и снова ожили палубы «Комсомольца». Уже к 1 мая победного, 1945 года корабль, залечив фронтовые раны (в его палубах и надстройках разорвалось двенадцать фашистских снарядов), смог приступить к ходовым испытаниям. Началась хлопотливая, насыщенная многочисленными плаваниями мирная жизнь «Комсомольца», ежегодно на его палубу поднимались будущие офицеры советского флота, чтобы пройти все азы морских наук.
В ноябре 1956 году корабль был превращен в плавучую казарму и переименован в "ПКЗ-72", а в феврале 1961 года окончательно исключен из списков флота. Старый корабль ушел в историю, но имя «Комсомолец» еще многие годы оставалось в строю: его
унаследовал один из легких крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского флота. Водоизмещение полное 11 897 т, нормальное — 11675 т; длина 149,4 м, ширина 17,4 м, осадка 8,4 м; мощность главных механизмов 11 064 л. с.; скорость хода максимальная 18 уз, экономическая — 11 уз; дальность плавания 7000 миль. Вооружение: 4 75-мм и 2 47-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета. Экипаж 180 человек. Материал взят из книги "Героические корабли Российского и Советского Военно-морского флота" | |
Просмотров: 5183 | |
Всего комментариев: 0 | |