• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Подводное дело.

К полюсу океанских глубин

Темной ненастной ночью 23 февраля 1960 года из гавани Тихоокеанского острова Гуам вышел корабль. На длинном тросе он буксировал необычное судно. Это был батискаф «Триест», корабль сверхглубин. Курс был взят к Марианской впадине, лежащей на глубине 11 тысяч метров – самому глубокому месту в Мировом океане. Два человека -  инженер Жак Пиккар и моряк Дон Уолш готовились к штурму океанской бездны.

Занимался рассвет, утро было серым, неприветливым. «Триест» скорлупкой нырял в грозных волнах. Матросы спустили шлюпку, чтобы подойти к батискафу, но огромная волна разбила ее о высокий борт корабля. Пришлось воспользоваться надувным плотом. Это была рискованная операция, но, наконец, Пиккар и Уолш оказалась на палубе «Триеста».

Жак Пиккар, пилот батискафа, бросил взгляд на бурное море, на серое, затянутое тучами небо и дал сигнал приготовиться к погружению. Насквозь промокшие, гидронавты быстро спустились в гондолу и захлопнули стальной люк.

Началось долгожданное погружение. По мере того, как стрелки приборов отсчитывали метры глубины, за стеклами иллюминаторов непрерывно сгущались сумерки. Темнота надвигалась с каждой минутой, и скоро батискаф окутал вечный мрак больших глубин. Гидронавты включили прожектор. Снаружи словно шел снег, только снежинки не падали вниз, как обычно, а поднимались вверх. Эту иллюзию создавал зоопланктон – мельчайшие живые организмы, во множестве населяющие глубины океана.

В 12 часов 6 минут неожиданно раздался сильный, глухой взрыв. Гондолу тряхнуло так, как будто где-то совсем рядом упала бомба. Оказывается, треснуло стекло иллюминатора в шлюзе. К счастью, авария оказалась не слишком опасной, и гидронавты решили продолжать погружение. В надежности батискафа Жак Пиккар не сомневался. Вместе со своим отцом – знаменитым ученым, профессором Огюстом Пиккаром он сам конструировал и строил «Триест».  И вот уже пройдено 9 тысяч метров. На этой глубине мог бы скрыться под водой Эверест – высочайшая горная вершина мира…

Через пять часов батискаф сел на твердое, ровное дно Марианской впадины. Луч прожектора выхватил из мрака рыбу. Она лежала на грунте и круглыми, блестевшими фосфорическим светом глазами следила за батискафом. Потом медленно поплыла прочь и растаяла в темноте. А в луче прожектора оказались красные креветки…

Значит и на самых больших глубинах гидрокосмоса есть жизнь. Давление в 1100 атмосфер (!), как убедились гидронавты, ничуть не тяготит обитателей Марианской впадины.

Всего двадцать минут пробыл «Триест» на дне. Оставаться дольше опасно. Сбрасываются 400 килограммов балласта, и облегченный батискаф отрывается от дна. Путь наверх занял три с половиной часа. В пять часов вечера «Триест» вновь закачался на волнах Тихого океана.

Так был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения.

Огюста Пиккара, одного из создателей «Триеста», на его родине в Швейцарии называли «профессором вверх и вниз». Он был первым человеком, который поднялся в стратосферу на высоту 16 370 метров. Это было весной 1932 года. А двадцать один год спустя он впервые в мире опустился на первом своем батискафе «ФНРС-2» в пучины океана на глубину три километра. Оба аппарата – и стратостат «ФНРС-1» и батискаф – были сконструированы им самим.

Принцип действия батискафа был открыт еще в глубокой древности. Помните закон Архимеда. На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила… и т. д. Чтобы погрузиться, батискаф должен быть тяжелее воды. А чтобы не остаться в глубинах навечно, он должен, наоборот, стать легче воды.

Но как сделать тяжелый, стальной батискаф легче воды? Для этого надо заполнить какую-нибудь большую цистерну веществом, удельный вес которого меньше, чем у воды, и присоединить этот поплавок к жилому отсеку батискафа. Профессор Пиккар предложил использовать для этой цели бензин: он легче воды и к тому же мало сжимается под высоким давлением.

Но вот батискаф, приняв на борт тяжелый балласт, опустился на дно. Теперь нужно всплыть, а для этого необходимо освободиться от балласта. Как выбросить его из закрытой кабины? Для этого в батискафе устроен шлюз. Идею изобретателю подсказал эпизод, увиденный им в далеком детстве.

- Однажды, - рассказывал профессор Пиккар, - меня, маленького мальчика, повели в зверинец. В одной из клеток находились лев и укротитель. Я подумал: «Как же укротитель выйдет из клетки, не выпустив за собой зверя?» То, что произошло дальше, явилось для меня тогда откровением. Укротитель вышел в маленькую смежную клетку и сразу запер за собой дверь. Только после этого он открыл следующую дверь и вышел наружу. Я вспомнил этот эпизод через сорок лет. На этот раз укротителем был балласт, который нужно было удалить из кабины так, чтобы лев, то есть воздух, не мог последовать за ним…

Батискаф «Триест», построенный в начале 50-х годов, явился большим шагом вперед в развитии глубоководной техники. В отличие от гидростата это автономный корабль. Батискаф может двигаться не только по вертикали, но и по горизонтали. Но, к сожалению, не все в нем было совершенно, не все отвечало последним достижениям науки. Как признавался Жак Пиккар, когда «Триест» строился, многое определялось скудным бюджетом, а не необходимостью.

Батискафы уже сейчас сыграли немалую роль в изучении и освоении океанских глубин. Эти замечательные корабли верно служат науке. У них очень много специальностей: они изучают глубоководную флору и фауну, занимаются геологическими и геофизическими исследованиями.

Поверхность дна морей и океанов так же разнообразна, как поверхность суши: равнины сменяются глубоководными ущельями-каньонами, поднимаются ввысь массивные горные хребты… Многие из этих особенностей известны, благодаря показаниям эхолотов и гидролокаторов. Но они дают только общую картину. Более подробно рельеф и структуру океанского дна мог бы изучить геолог, сидящий в кабине батискафа.

А для сейсмологов особый интерес представляют подводные вулканы. Ведь большинство вулканов расположено не на суше, а на океанском дне. В зоне подводных извержений появляются гигантские приливные волны – цунами, высота их достигает порой 30 метров. Накатываясь на берег, цунами сметают с лица земли целые города, выбрасывают далеко на сушу морские корабли.

Нечего и говорить, как важно изучить процессы, протекающие в подводных вулканах. И батискафы здесь – первые помощники ученых.

И еще одна специальность есть у батискафов: их нередко используют при поисках затонувших на большой глубине кораблей, подводных лодок.

Почти одновременно с «Триестом» по Франции был построен батискаф «Архимед», также рассчитанный на максимальные глубины океана. «Архимед» достиг дна Пуэрто-Рикской впадины, самой глубокой впадины Атлантического океана, а у берегов Японии погрузился на глубину девять с половиной тысяч метров.

Во время одного из погружений в начале 1966 года на борту «Архимеда» находилась советский геофизик доктор физико-математических наук Валерия Алексеевна Троицкая. Она была первой женщиной, спустившейся на батискафе в глубины гидрокосмоса.

Валерия Алексеевна приехала в Париж, чтобы участвовать в совместных исследованиях советских и французских геофизиков по изучению магнитного поля Земли. Раньше эти исследования проводились только на суше и в атмосфере, теперь ученым предстояло отправиться на дно Средиземного моря.

- Мысль о том, что судно, совершенно автономное оторванное от поверхности моря и от земли, может погрузить нас на многие тысячи метров в морские глубины, чрезвычайно увлекала и в то же время немного пугала, - вспоминала потом В. А. Троицкая. – Даже сама поездка на батискаф оказалась нелегким делом. С корабля, который буксировал батискаф к месту погружения, спустили шлюпку. Всю ночь штормило, и шлюпка так и плясала на волнах. Как перейти с нее на батискаф? Прыгать? Но под ногами ревущая бездна, ошибешься на один шаг – и страшно подумать…

Но все обошлось благополучно. Оказавшись в батискафе, мы сразу занялись установкой приборов, необходимых для исследований, а наш «Архимед» тем временем опускался. Спуск продолжался два часа, пять часов мы провели на морском дне. Это было увлекательное морское путешествие: ведь батискаф может двигаться совсем рядом с поверхностью дна со скоростью около 8 километров в час.

На глубине двух с половиной километров мы видели диковинных рыб самых причудливых форм и окрасок. У некоторых рыб плавники очень походили на ноги, и они стояли на них, словно ящерицы, задрав голову и с любопытством взирая на невиданное морское чудовище – нам батискаф…

Сейчас во всем мире имеется всего несколько подводных кораблей, рассчитанных на километровые глубины. Среди них «Триест-2», построенный на смену «Триесту», «Архимед», уже знакомый нам, а также советский глубоководный корабль «Север-2».

Батискаф «Север-2» моложе своих собратьев. Испытания он проходил в глубинах Баренцева моря и в Северной Атлантике. Вот что рассказывал об испытаниях «Севера-2» известный советский ученый-океанолог Владимир Георгиевич Ажажа:

- В пляшущей пене волн показался корпус всплывающей подлодки необычного вида. Зеленое зарево светильников пробивалось из-под воды с обоих бортов. Судно подошло ближе. На его рубке развевался синий вымпел с семью белыми звездами. Это созвездие Персея – эмблема Полярного института рыбного хозяйства и океанографии. В распоряжение этого института и передан первый советский батискаф «Север-2», принявший научную эстафету от гидростата «Север-1».

Конструкторы советского батискафа позаботились не только о безопасности, но и об удобстве ученых, которые будут работать на борту глубоководного судна. В отличие от своих зарубежных собратьев «Север-2» имеет две гондолы: одна полностью занята научной аппаратурой, а в другой с комфортом размещается экипаж из четырех человек. В распоряжении каждого кожаное кресло с откидывающейся спинкой, как в самолетах. Удобная, оборудованная всем необходимым гондола советского батискафа не идет ни в какое сравнение с тесной обителью «Триеста» и «Архимеда», где исследователям буквально негде повернуться.

Вместо бензина поплавок «Севера-2» заполнен легким и почти несжимающимся металлолом литием. Профессор Пиккар считал, что это идеальный заполнитель для поплавка батискафа. Но при постройке «Триеста» он вынужден был отказаться от лития из-за сравнительно высокой стоимости этого металла: профессор был ограничен в средствах.

Конструкторы «Севера-2» удачно и по-новому решили и ряд других технических проблем. В частности, на подводном корабле установлен еще один винт – вертикальный, как у вертолета. С его помощью можно ускорить или, наоборот, замедлить подъем и погружение батискафа, т. е. сделать его более послушным и маневренным.

«Север-2» выполняет большую и разнообразную программу научных исследований. Кроме того, ему предстоит решить и важные практические задачи: найти новые районы рыбного промысла и разыскать в глубинах океана еще не известные виды промысловых рыб.

Боевое крещение батискафа уже состоялось. Он был принят Государственной комиссией и получил путевку в жизнь. Счастливого тебе плавания, «Север-2», удачных погружений!

Автор: А. Чернов

Набор ( со страниц журнала "Спортсмен-Подводник"): А. Михайлов, П. Федоров

Категория: Подводное дело. | Добавил: Britannic (09.10.2012) | Автор: А. Чернов
Просмотров: 1845 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]