• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Катастрофы на воде.

Наперекор смерти.

В конце двадцатых, начале тридцатых годов нынешнего столетия за рубежом погибло несколько подводных лодок с экипажами. Летом 1931 года произошел трагический случай с подводной лодкой типа «АГ» и у нас на Черном море. Мне пришлось быть его очевидцем и участником спасательной операции.

Был жаркий июньский день. Недалеко от Севастополя шло учение боевых кораблей. Красавцы крейсеры, быстроходные эсминцы, торпедные катера бороздили бирюзовые воды Черного моря. А в его темных глубинах таились подводные лодки, поджидая удобного случая, чтобы поразить «врага» учебной торпедой.

Катастрофа произошла, когда учение подходило к концу. Один из эскадренных миноносцев случайно таранил подводную лодку, когда она неожиданно подвсплыла на перископную глубину. Лодка получила пробоину и с дифферентом на нос стала медленно погружаться на дно. Секунды решали судьбу корабля и его экипажа.

- Заделать пробоину! – сквозь шум врывающейся воды раздался голос командира аварийного отсека.

Подводники бросились выполнять приказ. Но помочь кораблю уже не могли. Первый же матрос, подоспевший к пробоине, был отброшен стремительным напором воды. Спасаясь от неминуемой гибели, команда быстро перешла в соседний отсек - центральный пост. Но его тоже заполняла вода через открытую дверь в стальной переборке. Подводники попытались закрыть ее, но безуспешно – дверь заклинило. Путь же в третий отсек был отрезан вовремя закрытой водонепроницаемой дверью. Ситуация сложилась незавидная. Ведь в те годы индивидуально-спасательных аппаратов и устройств на лодках не было. Но подводники не растерялись. Когда в обоих отсеках давление сравнялось с забортным, они открыли крышку люка в боевой рубке и через него поочередно стали выбираться из лодки. Так, по одному они появлялись на поверхности. Моряков подобрали шлюпки с кораблей, прибывших по тревоге на место катастрофы. Подобрали всех. Не было только среди них старшины торпедистов Александра Мезенцева. Моряки не понимали, куда он мог деться. Решили, что их комсомольский вожак погиб.

А старшина был жив и в это время боролся не только за свою жизнь, но и за спасение корабля.

Он не покинул аварийный отсек вместе со всеми. Остался не потому, что не успел уйти с товарищами. Нет, у Александра было время покинуть отсек. Но старшина отвечал как раз за работу механизмов отсека в аварийной обстановке и решил попытаться исправить положение. Работать в кромешной тьме помогли систематические тренировки при выключенном свете. Нащупав маховик клапана подачи сжатого воздуха в отсек, он быстро повернул его. К шуму воды присоединился резкий, шипящий звук струи сжатого воздуха.

Расчет старшины был прост: отжать воздухом воду через пробоину, чтобы облегчить подъем лодки на поверхность воды. Но из этого ничего не получилось. Пробоина оказалась в верхней части отсека, и воздух большими, круглыми, как шар, пузырями выходил наружу. Уровень же воды в отсеке все поднимался. Однако в одном месте, почти у самого подволока, образовалась воздушная подушка. Это облегчило положение Мезенцева. Он ухватился за вентиляционную трубу и подтянулся. Голова оказалась выше уровня воды. Стуча зубами от холода и колотившего его нервного озноба, Александр пытался что-либо придумать для своего спасения. В темном заполненном водой отсеке царила мертвая тишина.

«Как тогда под землей», - вспомнил подводник. Он был до военной службы шахтером и однажды вместе с товарищами попал в аварию. Почти сутки пробыли горняки в подземном плену, пока не подоспела помощь. Мезенцев знал, что товарищи и теперь попытаются выручить его из беды, но когда это будет?

Широкоплечий, с могучей грудью старшина был одним из лучших спортсменов не только в своей части, но и на флоте. Легко справлялся с тяжелыми гирями, отлично плавал и нырял. Ему ничего не стоило нырнуть в глубину и, задержав дыхание, пробыть под водой одну-полторы минуты. Теперь все это очень могло пригодиться. И старшина решил попытать счастья. Осмотревшись,  он заметил продолговатое светлое пятно. Это луч солнца, пробив тридцатиметровую толщу воды, проник через пробоину внутрь лодки. И Мезенцев, набрав побольше воздуха в легкие, нырнул.

До пробоины, зловеще зиявший в борту, было рукой подать. Внутрь отсека угрожающе, словно зубы акулы, выпирали острые, рваные куски железа. Сходу пловец бросился в отверстие, но плечи его оказались шире пробоины. Наружу вышла только голова. Назад! Назад!..

Мезенцев с силой оттолкнулся от борта. И тут он почувствовал, как его что-то удерживает. Это матросская рубаха зацепилась за рваные каря развороченного борта.

«Неужели конец?» - подумал старшина. В груди у него заныло, перед глазами, обгоняя друг друга, замелькали разноцветные круги. Безумно захотелось хоть глоток воздуха. На миг все тело его обмякло, охватила невыразимая тоска.

«Нет, не сдамся!» - мысленно решил он и, собрав последние силы, вновь рванулся из пробоины. С треском разорвалась прочная парусиновая роба. Почти без памяти добрался Мезенцев на прежнее место.

От страшного физического и нервного напряжения тело била дрожь. В довершении ко всему стало трудно дышать – мизерный запас кислорода катастрофически уменьшался. Давал себя знать и холод. Бороться с новыми врагами становилось невмоготу. Но о том, чтобы сдаться, не было и мысли. Вглядываясь в темноту, он справа от себя заметил еще одно белесое пятно.

«Да ведь это же дверь в соседний отсек не закрыта», - обрадовался Мезенцев и снова нырнул.

Вконец изученный добрался он до соседнего отсека. Тот был пуст.

«Значит, товарищи вынырнули, но хватит ли у меня сил?» - с тревогой подумал Александр, направляясь к люку. Раньше он где-то читал, что в 1904 году часть экипажа русской подводной лодки «Дельфин», затонувшей у самой стенки Балтийского завода, вынырнула через рубочный люк. Но это было у самого берега, а здесь…

Мезенцев имел основание для тревоги. Ведь он не имел представления, на какой глубине затонула лодка. Пробивавшиеся через открытый люк лучи солнца освещали отсек лунным, зеленовато-голубым светом. Но Мезенцеву было не до красоты. В груди у него все ныло и жгло, напоминая, что нельзя терять ни секунды.

Внезапно тишину нарушили удары о стальную переборку. Это в третьем отсеке пытались наладить связь с центральным постом.

Чем ближе к люку, тем становилось все светлее и светлее. Сорок-пятьдесят секунд прошло с того момента, как Мезенцев вторично нырнул, но ему казалось, что прошла целая вечность.

Вот и люк. Механически, как во сне, старшина стал на ноги и оттолкнулся от железной палубы. Невесомое тело его стремительно понеслось к свету, к жизни. Перед глазами все завертелось, закружилось. Совсем рядом неуклюже проплыла огромная медуза, увлекаемая течением, созданным неудержимо несущимся вверх человеком. А вот почти рядом, странная фигура с огромной медной головой. Это спешил водолаз к затонувшей лодке.

Путь к поверхности показался Мезенцеву бесконечно длинным. Время будто бы остановилось. Чем выше он поднимался, тем наружное давление воды на тело становилось меньше и все больше расширялся сжатый воздух в легких. Грудь распирало. Мезенцев стал выдыхать лишний воздух. И вовремя: еще немного и легкие разорвались бы. Стало совсем светло, и вода заметно потеплела.

В белоснежном ожерелье из морской пены старшина неожиданно появился из воды. И сразу трудно было определить – где пена, а где голова всплывшего на поверхность человека. За короткие десять-двенадцать минут пребывания в затонувшей лодке старшина… поседел. Заботливые руки подняли мужественного подводника на катер. Сотни моряков с кораблей, прибывших к месту катастрофы, с любопытством и уважением глядели на необычного ныряльщика.

У читателя может возникнуть вопрос. Какое отношение имеет этот рассказ к подводному спорту? Имеет. И вот почему.

Через несколько месяцев после катастрофы на подводных лодках появились кислородные дыхательные аппараты и специальные приспособления для выхода людей из аварийной подводной лодки. Сначала это были аппараты иностранных марок, а затем наши «Эпрон», ИПА, ИСА-М. Началось массовое обучение подводников индивидуально-спасательному делу. А потом моряки в кислородных аппаратах и гидрокомбинезонах, появившихся в 1934 году, стали выполнять различные подводные работы на лодках, а затем и на надводных кораблях. Во флоте возникли новые термины: индивидуально-спасательное дело, легководолазное дело, легководолаз, инструктор легководолазного дела. Вслед за флотом появились легководолазы в ОСВОД и в инженерных частях Красной Армии.

Во второй половине тридцатых годов подводники-черноморцы организовали кружок легководолазов.  Кружковцы занимались по специальной программе: погружались на глубину и плавали на скорость в кислородных аппаратах, включались в них и выключались под водой, вязали под водой морские узлы, проплывали через длинные трубы, установленные на дне бухты, имитируя выход из лодки через торпедные аппараты, играли под водой в шашки и шахматы, специально изготовленные из металла. В дальнейшем, в годы Великой Отечественной войны эти тренировки очень пригодились. Кружковцы-подводники П. Выгулярный, П. Ревенок, В. Попов, Г. Голубев, С. Семенченко и многие другие выполняли важнейшие задания в сложной боевой обстановке. Больше того, по заданию командования флота они подготовили первых легководолазов для надводных кораблей. Так несчастье с подводной лодкой послужило толчком к возникновению в нашей стране легководолазного дела, а затем, когда появились акваланги, и младшего его брата- подводного спорта.

Автор: В. Максименко

Набор (со страниц журнала "Спортсмен-подводник"): П. Федоров, А. Михайлов

Категория: Катастрофы на воде. | Добавил: Britannic (12.11.2011) | Автор: В. Максименко
Просмотров: 1802 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]