• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » История освоения полюсов

Под флагом октября.
Одной из важнейших задач, связанных с освоением советского Севера, явилось превращение Северного морского пути в регулярно действующую судоходную магистраль. Для решения этой задачи потребовалось воплотить в жизнь обширную программу изучения арктических морей, создания сети полярных станций, строительства ледокольного и транспортного флота, организации сложной системы научного обслуживания мореплавания на трассе Северного морского пути. Достойное место во всех этих работах заняли исследования высоких широт Арктики.
Знаменательным для советских полярных исследователей явился 1932 год, когда усилиями ряда стран, в том числе и Советского Союза, были предприняты широкие научные исследования в полярных районах по программе Второго Международного полярного года. В этом же году Советским правительством было организовано и успешно проведено сквозное плавание Северным морским путем с запада на восток на ледокольном пароходе «Сибиряков» под руководством Отто Юльевича Шмидта.
В ходе этого плавания ученый-океанолог Владимир Юльевич Визе выдвинул вариант высокоширотного плавания в обход Северной Земли, что представляло огромный научный интерес. Этот план первого в истории плавания вокруг Северной Земли был успешно осуществлен. Судно достигло точки 81
°28' с. ш. 96°54' в. д. Отсюда, лавируя между льдами и выполняя попутные научные наблюдения, «Сибиряков» вышел в море Лаптевых и направился на восток, пройдя, таким образом, Северный морской путь в одну навигацию. Тем самым была осуществлена четырехвековая мечта отважных северных мореходов.
Поход «Сибирякова» имел огромное значение для освоения Северного морского пути. Он блестяще подтвердил возможность регулярного мореплавания вдоль северных берегов нашей страны. Как следствие этого успеха было создано Главное управление Северного морского пути, на которое была возложена задача организации регулярных и безопасных плаваний от Белого моря до Берингова пролива.
В начале 30-х годов советские ученые-полярники выдвинули идею изучения северного варианта Северного морского пути. Этот вариант мог бы применяться как запасной в случае тяжелой ледовой обстановки на южной, прибрежной, трассе. В эти годы в нашей стране появилась теория о Великой Северной полынье, наиболее горячим сторонником которой был крупный советский океанолог, большой знаток Арктики Николай Николаевич Зубов.
Ранее считалось, что такая полынья существует только к северу от Новосибирских островов. Впервые она была обнаружена в 1820—1824 годах русской экспедицией П. Ф. Анжу. И вот теперь, после успешного проведения морских комплексных исследований в Арктике по программе Международного полярного года, теоретически предсказанная Великая Северная полынья была продолжена вплоть до Гренландского моря. Н. Н. Зубов считал, что эту полынью можно использовать как своеобразный высокоширотный вариант морского пути с запада на восток.
Еще один интересный проект высокоширотных плаваний был предложен в 1933 году капитаном экспедиционного судна «Книпович» С. В. Поповым. Он считал, что наиболее благоприятной для плавания судов по ледовым условиям является не прибрежная трасса Северного морского пути, а область материкового склона севернее 82°, от Шпицбергена до острова Врангеля. Такое заключение делалось, исходя из предположения, что вдоль всего материкового склона проходит ветвь теплого течения Гольфстрим, способствующая образованию здесь зоны пониженной ледовитости, а следовательно, и созданию благоприятных ледовых условий для плавания судов. Капитан Попов предлагал организовать экспедицию по северному варианту Северного морского пути.
В августе 1933 года Всесоюзный арктический институт и Гидрографическое управление Главсевморпути провели междуведомственное совещание, в котором приняли участие многие видные советские ученые-полярники: Р. Л. Самойловнч, Вс. А. Березкин, К. М. Дерюгин, Н. И. Евгенов, Н. Н. Зубов, Н.М. Книпович, Ю. М. Шокальский и др. Вскоре Арктическому институту была поручена подготовка высокоширотной экспедиции.
Эта первая советская высокоширотная экспедиция была организована на ледокольном пароходе «Садко» в 1935 году. Начальником экспедиции был назначен Г. А. Ушаков, а руководителем научной части — Н. Н. Зубов. В ходе плавания предусматривалось изучение пограничной зоны между арктическими морями, расположенными на материковой отмели, и глубоководной частью Арктического бассейна с целью определения возможности прохода судов с запада на восток. Экспедиция должна была обогнуть с севера Шпицберген, Землю Франца-Иосифа и Северную Землю и пройти по материковой отмели за 80-й параллелью, а затем возвратиться из моря Лаптевых через пролив Вилькицкого.
8 июля 1935 года «Садко» под командой капитана Н. М. Николаева вышел из Архангельска. Выполнив гидрологический разрез между Нордкапом и Шпицбергеном и океанографические работы в Гренландском море, «Садко» обогнул с севера Шпицберген и попытался пройти к западным берегам Земли Франца-Иосифа, но был остановлен тяжелыми льдами. Пришлось повернуть к Новой Земле. Оттуда через дрейфующие льды удалось пройти к восточным берегам Земли Франца Иосифа. 1 сентября в северной части Карского моря экспедицией был открыт остров Ушакова. Продвигаясь далее на север, «Садко» достиг точки 82°41' с. ш. 87°04' в. д. Достижение такой широты по тем временам являлось рекордом для свободно плавающего судна. До «Садко» лишь «Рузвельт», судно экспедиции Роберта Пири, направлявшегося к Северному полюсу, поднималось в море Линкольна до широты 82°30'.
К сожалению, далее на восток «Садко» не пошел, так как капитан судна получил распоряжение Глав-севморпути повернуть назад. На обратном пути «Садко» вновь подходил к островам Ушакова, Греэм-Бэлл (восточная часть Земли Франца-Иосифа), Визе, затем прошел Карским морем на юг до Югорского Шара и 28 сентября возвратился в Архангельск.
Поход «Садко» хоть и не подтвердил наличия сквозной Великой Северной полыньи, но выявил возможность плавания судов северным вариантом, используя разрежения льдов, вплоть до Северной Земли.
Эта первая высокоширотная экспедиция выполнила обширные наблюдения, имевшие большое научное и практическое значение для мореплавания. В ходе экспедиции были выполнены морские описи арктических островов, нанесены на карты глубины, взяты 107 океанографических станций, 51 гравитационный и 13 магнитных пунктов, 227 проб морского грунта и т. п. Следует упомянуть и о таком важном результате экспедиции, как подтверждение теоретических предположений о глубоком проникновении в Арктический бассейн и окраинные моря теплых глубинных вод атлантического происхождения. Таким образом, экспедиция на «Садко» блестяще показала, какое важное практическое значение имеет исследование высоких широт для арктического мореплавания.
Подобные высокоширотные экспедиции организовывались и в последующие годы. Так, в навигацию 1936 года Арктическим институтом была снаряжена вторая высокоширотная экспедиция на том же «Садко» во главе с директором Арктического института Рудольфом Лазаревичем Самойловичем. К сожалению, тяжелые ледовые условия в Карском море вынудили командование морскими операциями отозвать «Садко» на помощь транспортным судам. В течение всего августа ледокольный пароход помогал проводить во льдах грузовые пароходы. В начале сентября «Садко» был освобожден от участия в проводке судов, но время для работы в высоких широтах моря Лаптевых было уже упущено. В оставшееся время удалось пройти от острова Диксон к Земле Франца-Иосифа и лишь выполнить в северо-западной части Карского моря ряд комплексных океанографических станций.
Много успешнее была третья высокоширотная экспедиция на «Садко» (1937 год), снова во главе с Р. Л. Самойловичем. Перед экспедицией был поставлен целый комплекс задач — исследование северной части моря Лаптевых, поиски загадочной Земли Санникова, выбор места для новой полярной станции на островах Де-Лонга и высадка там коллектива зимовщиков.
26 июля «Садко» под командованием капитана Н. И. Хромцова вышел из Архангельска. Миновав пролив Вилькицкого, «Садко» в северо-западной части моря Лаптевых пересек материковый склон, определив таким образом естественную северную границу моря Лаптевых. Затем экспедиция направилась на восток, обошла с севера Новосибирские острова и 25 августа подошла к острову Генриетты в архипелаге Де-Лонга, где и была построена полярная станция. Посетив затем острова Жаннеты, Жохова, Беннетта, Фаддеевский, 13 сентября экспедиция прибыла в Тикси, после чего поступила в распоряжение командования морскими операциями для оказания помощи в ледовой проводке судов.
Научные результаты этой высокоширотной экспедиции были весьма значительными. Поднимаясь на север от Новосибирских островов, судно не обнаружило никаких признаков загадочной Земли Санникова. В ходе плавания был собран интереснейший материал по океанологии, геологии, геофизике и другим разделам науки. Был собран уникальный материал для лоций, сделано 55 океанографических станций, обнаружено проникновение теплых атлантических вод на севере моря Лаптевых.
В результате работ первых советских морских высокоширотных экспедиций середины 30-х годов была подтверждена необходимость широкого изучения природы центральной части Арктического бассейна. И хотя советскими моряками и учеными была доказана возможность проникновения судов в высокие широты, используя разводья, каналы и разрежения во льдах, все же технические данные ледоколов и транспортных судов того времени, включая малую автономность плавания, не позволяли им выходить за пределы материковой отмели для активного плавания высокоширотными трассами.
К концу навигации 1937 года в Арктике сложились очень тяжелые ледовые условия, в результате чего ледокольные пароходы «Садко», «Георгий Седов» и «Малыгин» не смогли выйти из моря Лаптевых и, зажатые льдами, вынуждены были остаться на зиму в дрейфе вблизи острова Бельковского на 75°21' с. ш. 132°15' в. д. В свое время недалеко от этого района начался дрейф «Фрама».
В августе следующего года в море Лаптевых для вывода зазимовавших судов был направлен ледокол «Ермак». Этот ветеран ледокольного флота смог дойти до дрейфующих судов, которые находились в точке 83
°05' с. ш. 138°22' в. д. Тем самым «Ермак» установил новый рекорд широты для свободно плавающего судна. «Ермаку» удалось вывести из льдов два дрейфующих судна, а «Георгий Седов», у которого льдами было повреждено рулевое управление, был оставлен во льдах. Этот вынужденный дрейф решено было использовать в научных целях, превратив судно в дрейфующуго научную обсерваторию. Таким образом, представлялся случай повторить дрейф «Фрама» с целью исследования высоких широт Северного Ледовитого океана.
Самостоятельный дрейф «Г. Седова» начался 31 августа 1938 года. Экипаж судна состоял из 15 человек во главе с капитаном К. С. Бадигиным. Руководителем научных работ был назначен студент-гидрограф В. X. Буйницкий, участник третьей высокоширотной экспедиции на ледокольном пароходе «Садко» (ныне он крупный советский океанолог, профессор Ленинградского университета).
Перед седовцами стояли две задачи: сохранить судно и выполнить программу научных работ, включающих гидрологические, ледовые, метеорологические, астрономические, магнитные и гравитационные наблюдения. В условиях дрейфа не удалось полностью укомплектовать «Г. Седов» приборами, необходимыми для научных наблюдений. Поэтому экипажу дрейфующего судна своими руками пришлось изготовить глубоководное гидрологическое оборудование— лебедку и тонкие тросы.
В свое время Нансен построил «Фрам» специально для дрейфа во льдах. Яйцеобразная форма корпуса «Фрама» облегчала выжимание судна наверх при ледовых сжатиях. Прямостенный же корпус «Седова» не был приспособлен к сжатиям. Не раз в ходе дрейфа «Г. Седов» подвергался сильным сжатиям льдов, которые грозили раздавить судно. Так, за осенние месяцы 1938 года «Г. Седов» выдержал 51 сжатие.
Несмотря на все трудности дрейфа, седовцы не прекращали научные работы. Дрейф судна проходил параллельно пути «Фрама», неоднократно пересекая его маршрут. 29 августа 1939 года «Г. Седов» достиг самой северной точки своего дрейфа — 86°40' с. ш. 47°55' в. д., то есть на 82 километра перекрыл рекорд «Фрама». После этого дрейфующее судно стало двигаться к югу в направлении пролива между Гренландией и Шпицбергеном.
В начале третьей зимовки судно все быстрее приближалось к Шпицбергену. В это время на помощь «Г. Седову» в Гренландское море был направлен ледокол «И. Сталин». Встреча судов произошла 13 января 1940 года на 79°40 с. ш. 0°20' в. д. Героический дрейф «Г. Седова» закончился. Дрейф «Г. Седова» длиною более 6000 километров продолжался 812 дней, из них 500 дней судно дрейфовало в одиночестве. Участники дрейфа внесли большой вклад в полярную науку, собрав научный материал огромной ценности. В 39 точках были измерены глубины, выполнено 43 глубоководных океанологических станций и 10 станций по измерению течений, в 78 пунктах определены элементы земного магнетизма, проведено 415 астрономических определений места судна.
Большую ценность составили систематические метеорологические наблюдения, а также результаты работ по гидробиологии. Анализ этих материалов и сопоставление их с результатами экспедиции Нансена позволили сделать ряд важных выводов, связанных с потеплением Арктики, распределением водных масс в Арктическом бассейне, закономерностями дрейфа льда, его строением, распределением элементов земного магнетизма и т. п.
Активные высокоширотные плавания с научными целями были возобновлены Арктическим институтом в послевоенные годы. Так, с 8 сентября по 28 октября 1955 года в районе к северу от Земли Франца-Иосифа работала высокоширотная океанографическая экспедиция на ледорезе «Ф. Литке» (начальник экспедиции Л. Л. Балакшин, капитан судна В. И. Поташников). Экспедиция сделала три рейса. Во время первого из них судно обогнуло с севера Землю Франца-Иосифа и 11 сентября достигло рекордной для свободного плавания судов точки 83°21 с. ш. 53°11' в. д. Во время второго рейса был обследован район между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа, при этом судно достигло широты 82°50'. В точке 82°23' с. ш. 19°З1 в. д. была измерена наибольшая из известных в Северном Ледовитом океане глубина, равная 5449 метров. В третьем рейсе проводились океанографические исследования у западных берегов Шпицбергена.
В 1956 году была предпринята океанографическая экспедиция на дизель-электроходе «Обь» (руководитель Л. Л. Балакшин, капитан Н. Ф. Инюшкин) с целью проникнуть в область Восточно-Гренландского течения и в наиболее высокие широты Гренландского моря. Советскому судну удалось продвинуться на север до 82°57' с. ш. 9°32' з. д.
В 1957 году дизель-электроход «Лена» (капитан А. И. Ветров), на котором работала океанографическая экспедиция под руководством Л. Л. Балакшина, продолжил исследования в высоких широтах Гренландского моря. На этот раз судно проникло на север до 83°21 с.ш. 1°40' з.д.
В марте 1958 года в высокие широты Гренландского моря была направлена океанографическая экспедиция на том же судне «Лена». В отличие от прошлых лет, когда работа велась поздней осенью, океанографическая съемка северных районов Гренландского моря вплоть до широты 80° впервые проводилась в суровый период конца зимы — начала весны. Экспедицией руководил В. А. Шамонтьев, а капитаном судна был А. И. Ветров.
В последующие годы плавания советских судов в высоких широтах Гренландского моря с научными целями стали регулярными.

Источник: Из личной книги Администрации сайта. "Атомоход идет к полюсу." Гидрометеоиздат. Ленинград. СССР. Аторы: В.А Спичкин и В.А Шамонтьев.

См. также:

1. Как все начиналось или Они были первыми

2. К полюсу напролом



Категория: История освоения полюсов | Добавил: Majestic (13.01.2012)
Просмотров: 1330 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]