• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » История освоения полюсов

По океану на айсберге. Часть 1
К станции на ледоколе.

     Высаживать на ледяной остров новую советскую дрейфующую станцию решено было с помощью ледокола «Владивосток» и дизель-электрохода «Капитан Кондратьев». Суда за один рейс могут взять столько грузов, сколько не под силу десяткам самолетов. «Владивостоку» и «Капитану Кондратьеву» предстояло пробиться сквозь льды до 76° северной широты, доставить полярников и все оборудование станции к айсбергу, дрейфовавшему севернее острова Врангеля.



     Только с появлением мощного ледокольного флота подобная идея, совсем недавно казавшаяся фантастической, могла пре­вратиться в реальность. Нансеновский «Фрам» 15 ноября 1895 года достиг 85°56' северной широты. Но он добрался до высоких широт, вмерзнув в лед, подчиняясь воле стихии. В 1961 году с ледокола впервые была высажена новая дрей­фующая станция— «Северный полюс-10». Эту операцию про­вели на самом мощном в то время атомоходе «Ленин». Руково­дил рейсом начальник лаборатории ледовых качеств судов ААНИИ кандидат технических наук Дмитрий Дмитриевич Максутов. И когда в институте заговорили о создании на ай­сберге новой, 22-й дрейфующей станции, рассчитанной на дол­гие годы работы в высоких широтах, Максутов и специалисты его лаборатории предложили использовать суда. Они были уве­рены — ледокол и дизель-электроход отлично проведут такую сложную операцию. Сотрудники лаборатории помнят, как и «Владивосток», и «Капитан Кондратьев», и «Ленин» отправля­лись в свои первые рейсы. Происходило это... на берегу Фон­танки, в ледовом бассейне. И пока суда с полярниками и грузами для СП-22 пробираются среди арктических льдов, давайте заглянем на Фонтанку.  

В рейс отправляются... деревянные ледоколы.

   Максутов предупредил: «Одевайтесь теплее. Иначе не выдержите «арктических» морозов». Мы натягиваем теплые пу­шистые свитера, засовываем ноги в унты, укутываемся в тулу­пы, надеваем огромные меховые шапки. Дмитрий Дмитриевич облачается во всю эту амуницию не впервые. Максутов воз­главлял многие арктические и антарктические экспедиции, участвовал в испытаниях атомохода «Ленин», работал на дрейфующих льдинах. Молодой инженер Роберт Дедушкин тоже бывал в Арктике не раз. Открылась тяжелая металлическая дверь. Одна, за ней дру­гая, и мы оказались в царстве льдов и холода. Лед крепким панцирем сковал воду. Над ледовым гладким полем распол­зался туман. Выдохнув струю воздуха, каждый из нас заметил перед собой теплое облако пара, длинное, исчезающее в сту­деном воздухе.
     Наш ледокол пробирался вперед. Ледяные поля нехотя уступали ему дорогу, превращаясь в мелкие, угловатые глыбы. Иногда ледокол застревал. Он отходил назад, набирал скорость и снова наваливался своим тяжелым телом на лед.
     До дна было... около двух метров. Но ледокол не боялся сесть на мель. С его размерами тут было в самый раз. Ледокол был из дерева. Длиной около двух метров. Винты его крути­лись от маленьких электромоторов. А само «арктическое море» было совсем небольшим — в него помещалось чуть больше 50 тонн воды. Покрыто оно настоящим льдом, правда, не слишком толстым — всего 40 миллиметров. Но ведь и деревянный ледокол в пятьдесят раз меньше своего стального собрата и эти четыре сантиметра льда для него все равно, что для того два метра — предел толщины льда на трассе Северного морского пути.
     Задолго до того, как на стапелях Балтийского завода вырос самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика», даже до того, как приступили конструкторы к разработке его проекта, он уже... разрезал тяжелые льды. В ледовом бассейне начина­ли свою жизнь мощные арктические ледоколы «Москва» и «Ер­мак», атомоход «Ленин», десятки морских и речных ледо­колов.
     Во льдах бассейна плавали 22 деревянных «Арктики». 22 модели сделали, прежде чем нашли наилучшую форму корпуса будущего атомохода. Ведь стальной гигант должен уметь про­бираться сквозь льды с наименьшими усилиями. Здесь, в лаборатории, было построено уникальное сооруже­ние— ледовый бассейн, разработана методика испытаний моде­лей судов в моделированном льду. Прежде чем создать ледо­вый бассейн, ученые института вели многолетние наблюдения за нравом ледяного покрова в Арктике и замерзающих морях, участвовали в натурных испытаниях ледоколов, изучали в усло­виях лаборатории структуру льда, его прочность. Перед тем как отправить первый деревянный ледокол в плавание, надо было научиться делать ...лед. Лед, похожий на тот, что встречается в Арктике. Здесь моделируют не только толщину льда, но да­же и его прочность.  
     Лабораторное арктическое море очень похоже на настоя­щее. Оно тоже соленое. Оказывается, лед, полученный из прес­ной воды, для модели ледокола будет крепким, как бетон. А тут должно быть точное соответствие — если деревянный ледо­кол в 50 раз меньше стального, то и лед в бассейне должен быть не только в 50 раз тоньше арктического, но и в 50 раз сла­бее, мягче. Приготовить такой лед — дело трудное и долгое. В обычной пресной воде надо растворить строго определенное количество соли. Поэтому здесь очень бережно хранят... соле­ное море. После испытаний его сливают в резервуары. Каждая модель десятки раз вспарывает ледовое поле. И перед каждым рей­сом ледокола поле надо восстанавливать. Снова наполнять бассейн, замораживать.
     Сутки выращивают новый лед. И опять отправляется в рейс деревянный ледокол. Десятки приборов следят за его поведе­нием. Специальная телевизионная камера «рисует» все, что про­исходит в этот момент подо льдом.
     — С помощью испытаний в ледовом бассейне мы опреде­ляем, какой должна быть мощность энергетической установки будущего ледокола, чтобы он смог преодолеть сплошной лед за­данной толщины и прочности,— говорит Максутов.— Определя­ем и толщину льда, которую судно сможет преодолеть непре­рывным ходом. Мы стараемся найти такую форму корпуса ледокола, чтобы он оставлял позади себя удобный для прохода каравана канал. Исследуем и отрабатываем и конструкции, предохраняющие винты и рулевое устройство от повреждений при движении в сплошных и битых льдах.
     Ледовый бассейн в ААНИИ до недавних пор был единст­венным в мире. После выхода в свет книги «Сопротивление льда движению судна», в которой сотрудники лаборатории ле­довых качеств судов рассказали и о бассейне, и о методике ис­пытаний моделей, такие бассейны появились в Финляндии, ФРГ, США, Канаде. Сегодня этому методу ученые многих стран посвящают фундаментальные работы. И в каждой с бла­годарностью говорится о ленинградских исследователях, о ме­тоде ААНИИ, о ценности модельных испытаний судов во льдах.
     В бассейне испытывали модель нового речного ледокола. Он поведет караваны судов по Волге и Каме, по Лене и Енисею. Речники хотели, чтобы он еще мог быть буксировщиком, спа­сателем и толкачом. Конструкторы усомнились: «Вряд ли уда­стся в одном судне совместить все «добродетели». Поисками оптимальной конструкции такого ледокола занялись сотрудни­ки лаборатории. Десятки моделей совершали рейсы по ледо­вому бассейну. И вот найден вариант судна, которое могло бы быть и ледоколом, и буксировщиком, и спасателем. Серия реч­ных универсальных ледоколов строится на Чистопольском судоремонтном заводе.
     Модельные испытания в ледовом бассейне — только одно из направлений в работе лаборатории. Здесь занимаются теорети­ческими и расчетными исследованиями. Сотрудники лаборато­рии бывают на обоих полюсах нашей планеты и систематически проводят натурные испытания судов в Арктике и в замерзаю­щих неарктических морях. Помните небывалый в истории антарктических плаваний трехмесячный дрейф дизель-электрохода «Обь»? В апреле 1973 года вблизи антарктической станции Ленинградская судно сжали тяжелые льды, готовые вот-вот раздавить его сталь­ное тело, словно скорлупу. На борту «Оби» были участники экспедиции, ученые, летчики. Выдержит ли «Обь» такое испы­тание? Об этом думали тогда и сотрудники института, и родст­венники тех, кто оказался в это тяжелое время на «Оби», и люди, об Антарктиде знающие только по рассказам полярников. Льды наступали и наступали, под их натиском трещал корпус, лопались шпангоуты. И тогда сотрудники лаборатории ледовых качеств судов провели весьма сложные расчеты и сказали: «Обь» выдержит». Можно не волноваться. Как это было важно в тот момент!
     Хмурым сентябрьским днем 1973 года за несколько часов до того, как «Обь» ошвартовалась в Гавани, я встретил ее на рей­де Ленинградского порта. Ну и побитый вид был у дизель-элек­трохода. Вмятины в корпусе. Облезшая краска. На борту вер­толет со сломанными лопастями — следы урагана. На «Оби» познакомился с молодым бородачом Виктором Кудишкиным.
     — Инженер-кораблестроитель,— представился он.— В Ан­тарктику ходил впервые. А потом, когда разговорились, сказал: —  Я был на судне, наверное, единственным человеком, кото­рому  здорово  повезло,  что  мы   попали  в  такую  ситуацию  и нас как следует зажало. Я вел наблюдения за силой сжатия судна, замерял возникшие в его корпусе напряжения. Конечно, были и тревожные дни. Когда после очередного натиска льдов мы обнаружили погнутые шпангоуты, подготовились к высад­ке на лед. На поврежденных участках борта установили до­полнительные датчики. Такие наблюдения за прочностью кор­пуса  судна    в    условиях      ледового    дрейфа     проводились впервые.
     Через несколько месяцев я встретил Виктора в лаборатории ледовых качеств судов. Он сидел за столом и чертил какой-то, график. — Над чем трудимся? — спросил я. —  Все тот же дрейф. Понимаешь, так много удалось полу­чить тогда интересных данных, что обрабатываю их до сих пор. И конца пока не видно. А данные действительно интересные. Они наверняка пригодятся ученым и конструкторам, создаю­щим более совершенные и    прочные   суда для    плавания    во льдах.
...Через двадцать минут вместе с Максутовым, здорово за­мерзшие, мы уходили из бассейна. За нами закрылись тяже­лые двери. Мы потерли покрасневшие на морозе щеки, попры­гали на месте и стали стягивать с себя шубы, унты, шапки, сви­тера. Здесь, в соседней комнате, было тепло, уютно, Арктика осталась за стеной...

...«Владивосток» и «Капитан Кондратьев» подошли к ледя­ному острову, словно к громадному причалу. Через несколько часов радист Олег Брок передал на Большую землю координа­ты новой советской дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-22». Суда доставили тысячи бочек соляра, бензина, продовольствие, строительные материалы, приборы. Двое суток полярники вместе с экипажами разгружа­ли корабли. И когда «Владивосток» и «Капитан Кондратьев» дали три прощальных гудка, на айсберге в уютных теплых до­миках остались девять ученых Арктического и антарктического института, в кают-компании стоял бильярд. И в честь моряков-дальневосточников, которые все дни, пока суда стояли у ледяно­го острова, не знали отдыха, помогали строить станцию, поляр­ники назвали главную площадь своего городка, площадь, где на мачте развевается флаг Советского Союза, где стоят кают-компания, камбуз, дизельная, радиоцентр, домик начальника станции, площадью Владивостока.

На площади Владивостока.

13 сентября 1973 года в вахтенном журнале появилась первая запись: «В 13 часов певекского времени (04.00 Москвы) в торжест­венной обстановке, с участием личного состава СП-22 и экипа­жей ледокола «Владивосток» и дизель-электрохода «Капитан Кондратьев» над ледяным островом в точке с координатами 70 градусов 14 минут северной широты, 168 градусов 31 минута западной долготы поднят флаг Союза Советских Социалисти­ческих республик. Чести поднять флаг удостоены почетный по­лярник, начальник радиостанции СП-22 Олег Брок и самый молодой участник предстоящего дрейфа, повар Валентин Дондуков...».
     Строительство новой советской дрейфующей станции нача­лось, когда суда... были еще на пути к ледяному острову. На палубах собрали медпункт, камбуз, аварийную дизельную. Уже приготовили дощечки с надписями «радиостанция», «дизель­ная», «метеостанция». За два часа до того, как подошли суда, ил ледяной остров на вертолете прилетел начальник станции, опытный полярный исследователь Владимир Георгиевич Мо­роз. Он расставлял на льду эти дощечки, проектировал буду­щий научный городок.
     А через несколько дней в вахтенном журнале дежурный за­писал: «Наладили телефонную связь между домами и жилыми по­мещениями. В кают-компании заговорило радио. Вот и к нам пришел комфорт». На льдине, дрейфующей в Ледовитом океане, появилось совсем земное и домашнее слово «комфорт». Появилось еще в сентябре 1973 года, а в 1975-м стало обыденным, привычным.
     В 1938 году Э. Т. Кренкель говорил, что на дрейфующей око­ло Северного полюса льдине никогда не будет надписи: «Мой­те руки перед едой». Не будет потому, что на льдине не до это­го. Надписи действительно так и нет. И без нее все трижды в день моют перед едой руки. Здесь даже белье стирает машина. На дрейфующей станции СП-22 пьют воду, добытую изо льда, который образовался еще во времена пребывания Александра Пушкина в Царскосельском лицее, а быть может, за­долго до того, как Петр I основал Петербург...
     Человечество давно мечтает использовать воду плавучих кладовых — запасов пресной воды на нашей планете стано­вится все меньше. А только Антарктида ежегодно поставляет три тысячи кубических километров айсбергов. Людям всей Зем­ли этого вполне достаточно на двадцать лет. Надо лишь на­учиться использовать айсберги. Англичанин Педрик предлагает построить специальный трубопровод для транспортировки глыб пресного льда из Антарктиды в Австралию с помощью сжатого воздуха. Протяженность его должна быть 4500 километров и пройти он должен по Индийскому океану на глубине 45 метров. Американский океанограф Джон Айзеке полагает, что водой из арктических айсбергов можно снабжать Калифорнию. Он пред­лагает доставлять ледяные горы из Гренландии в Америку па буксире. И хотя эти идеи сегодня могут показаться фантасти­ческими, ' пройдут годы, и люди, живущие во многих странах ми­ра, будут с таким же удовольствием пить вкусную воду из айс­бергов, как и полярники дрейфующей станции «Северный полюс-22». А то, что эта вода такая же вкусная, как ленинград­ская,— могу засвидетельствовать. На станции СП-22 не приходится задумываться о том, где взять пресную воду. Станция — на ледяном острове, на айсбер­ге. И как на других СП, путешествующих по океану на морских льдах, здесь не надо пилить спрессованный ветром снег, растап­ливать его в баках... Механик Анатолий Кунделев применил очень простой способ добычи воды. В небольшую лунку, проде­ланную рядом с кают-компанией, он налил воду и опустил электронагреватель. Сразу же образовалось озерцо — лед стал таять. С каждым днем электронагреватель все глубже погру­жается в айсберг. А насос подает воду наверх, прямо в баки. Однажды я заглянул в этот необычный колодец. Он ушел в глубину метров на пятнадцать. Вокруг голубоватые стены айс­берга. На дне, в небольшом озере,— нагреватель. Через не­сколько дней механики перенесут его на новое место, и он опять проделает в толще айсберга люк. В старом колодце бу­дет отличный склад для продуктов, холодильник, в котором круглый год температура умеренная— 10—15 градусов ниже нуля. А ведь на айсберге сейчас мороз 35° по Цельсию. Здесь ледяные стены... греют. На айсберге есть даже... отель — уютная гостиница с паро­вым отоплением. И когда весной на льдину садятся самоле­ты, летчики могут в ней отдохнуть. Мне говорили, что один из полярных асов оставил в отеле пижаму и тапочки. Прилетаешь, идешь в баню, надеваешь пижаму и тапочки... ...В декабре 1974 года мы летели на СП-22. Самолет выныр­нул из тумана, и перед ним легла длинная-предлинная посадоч­ная полоса с красными огнями. -  Ну здесь, как в Пулково,— улыбнулся командир экипа­жа Лев Афанасьевич Вепрев.— Для нашего Ли-2 слишком ши­карно. И показалось, что садимся мы не на льдину в океане, а на бетонную полосу где-нибудь под Москвой или Ленинградом. -  На  нашем   аэродроме   мог  бы   совершить  посадку  Ту-154,— говорит Владимир Георгиевич Мороз. Я слушал начальника станции и вспоминал запись, сделан­ную кем-то в вахтенном журнале в те дни, когда СП-22 только рождалась: «В который раз уже готовим полосу к приему самолета. По­года скверная. Низкая облачность — 50—60 метров и боковой ветер. Надежды на то, что будет совершена посадка,— мало. Несколько раз самолет прошел над полосой, но посадочных костров не заметил. Они начали гаснуть — кончилась солярка. И к общему нашему ликованию Ли-2 вырвался из облаков, вышел на полосу и со второго захода совершил посадку...» Тогда с трудом садился маленький Ли-2. И вот — «как в Пулково». А в марте 1975 года, когда дрейфующая станция ста­ла базой высокоширотной воздушной экспедиции «Север», мы спокойно садились на освещенную огнями полосу и на Ил-14, и па Ан-24. И вспоминали добрым словом тех, кто построил на айсберге отличную взлетно-посадочную полосу, кто утюжил ее тракторами, разгребал снег, часами работая на морозе, ска­лывал торосы и убирал небольшие бугры... Комфорт! Он появился на ледяном острове благодаря тем девяти ленинградским полярникам, которые прожили на айс­берге почти год, прожили всю осень, тяжелую полярную зиму, весну и сделали все для того, чтобы люди, которым, быть мо­жет, предстоит здесь работать долгие годы, могли, умаявшись за  день, отдохнуть. Они построили на ледяном острове городок  из 27 домиков, где летом могут жить и работать больше ста ученых— участники высокоширотной воздушной экспедиции «Се­вер». Они основали посреди Северного Ледовитого океана мно­голетнюю удобную и комфортабельную научную базу Аркти­ческого и антарктического института.

Дрейфующая обсерватория.

     В первую ночь, когда наш самолет прилетел на СП-22, ни­как не уснуть. Ворочаюсь с боку па бок. Слушаю, как гудит ве­тер: надоело ему бежать над бесконечным океаном, и цепля­ется он за радиомачту, хочет отдохнуть хоть секунду. Я встал, натянул ватные штаны, унты, свитер. Леня Большов, один из самых молодых полярников станции, тоже не спал и стал соби­раться со мной. Мы взяли карабин и вышли из домика. Не­сколько собак будто поджидали нас и затрусили за нами к краю острова.
     Стоит вам куда-нибудь отправиться — в кают-компанию, к радистам, к аэрологам,— вы пойдете не один. Вас доведут до самой двери два-три добрых пса. Доведут, убедятся, что вам ничто не грозит, и когда вы пойдете обратно, снова окажутся рядом. Над головой только темное небо, полярная ночь. Огни на домиках кажутся далекими, а мороз — под пятьдесят. С четвероногими спутниками дорога не так трудна. Да и мало ли что может случиться, когда идешь один по дрейфующей в оке­ане льдине. В тумане можешь не увидеть огней, заплутать. Да и не исключена встреча с белым медведем.
      Откуда в собаках этот прекрасный инстинкт? И хотя сегодня человек на севере не так нуждается в помо­щи четвероногих друзей, как во времена Пири и Кука, когда без них просто не был бы открыт Северный полюс, полярные исследователи относятся к собакам так же уважительно и лас­ково. На дрейфующей станции двенадцать красивых черных, бе­лых, коричневатой масти собак. В одном из домиков для пса сделана специальная дверца. Он в любой момент может зай­ти в дом...
      Мы вскарабкались на ледяную гору у самого края айсбер­га. За ней как оборонительная линия, как преграда тянулись высокие гряды льда. В любой миг со страшным грохотом, ко­торый отдается, кажется, на луне, эта оборонительная линия может перейти в наступление на наш остров. Она подползает все ближе, словно громадные волны, готовые вот-вот накрыть небольшую лодку.
     Где-то там, за торосами,— гул взрывов. Потом вдруг раз­дался жесткий треск, и у самого края острова, где только что было гладкое поле, заработал невидимый вулкан—льдины толщиной несколько метров громоздятся одна на другую, вы­растает гора. Она поднимается все выше и выше. Но вдруг за­мирает. А где-то рядом снова грохочут льды. Новая гора под­ползает к краю острова. Наша «земля» — маленький осколок льда в бесконечном просторе океана.
     Веками люди стремились к Северному полюсу. Отважные исследователи преодолевали торосы, полыньи, прятались от мороза в снежных иглу, терпели такие лишения, какие могут выдержать только натуры сильные, поставившие перед собой цель, ради которой готовы рисковать собственной жизнью. И шли вперед. «Северный полюс недосягаем»,— телеграфировал, отчаявшись достичь цели, английский капитан Джордж Нэрс. Недосягаем? «Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого океана,— писал адмирал Макаров.— Это ошибка: торосы поборимы — непоборимо лишь людское суеверие».
    Во время одной из экспедиций Роберт Пири обморозил но­ги. И все же он продолжал двигаться вперед, к полюсу. А в следующую экспедицию Пири отправился... на костылях. «Не раз я возвращался из великой замерзшей пустыни побежден­ный, измученный и обессиленный, иногда изувеченный, убежден­ный, что это моя последняя попытка. Я жаждал людского об­щества, комфорта, цивилизации и покоя домашнего очага,— писал Пири.— Но не проходило года, как меня снова обурева­ло хорошо знакомое мне ощущение беспокойства. Цивилизо­ванный мир терял свою прелесть. Меня невыразимо тянуло туда, к безграничным ледяным просторам; я жаждал борьбы с застывшей стихией; меня привлекали долгая полярная ночь и нескончаемый полярный день, я тосковал по своим много­летним друзьям-эскимосам; меня манили молчание и необъят­ность великого, белоснежного, одинокого севера. И опять я устремлял туда свои шаги, все снова и снова, пока наконец мечта моей жизни не претворилась в действительность».
     Времена Пири и Кука — времена «международных скачек к полюсу». К полюсу стремились десятки экспедиций. Порой совсем неподготовленных, но Желающих выиграть скачки, про­славить свое имя, поставить рекорд. Азарт иногда заслонял бла­городную цель. Да и в этой опасной игре, которая многим не­опытным путешественникам стоила жизни, жизни, отданной  зря, участвовали порой авантюристы. Какие только проекты до­стижения полюса они не предлагали. Хорошо, если бы дело не шло дальше проектов. Но они были упрямы и самоуверенны... В этом царстве торосов лейтенант германского военного флота Бауендаль решил в 1907 году построить подвесную дорогу от Шпицбергена до... Северного полюса. Идея казалась самому  автору великолепной: надо установить на льду сваи, между ни­ми протянуть канат и по нему пустить небольшой вагон.  Бауендаль вкладывал в свое предприятие деньги, силы, нанимал рабочих. Он соорудил несколько километров дороги. И, на­порное, так и не отказался бы от своей нелепой затеи, если бы не разбежались рабочие. Но Бауендаль был неутомим. Он ре­шил добираться до полюса... на плоту. Даже нашел себе ком­паньона — молодого норвежца. Правда, тот в последний мо­мент одумался, и когда пароход подвел плот ко льдам, юноша перерезал ночью буксирный трос, и к утру плот уже не нашли.
     Бескрайние ледяные просторы были свидетелями и самых нелепых попыток достичь полюса, и истинной смелости, отваги, бесстрашия... Как прекрасные примеры мужества хранит исто­рия память об экспедиции Василия Чичагова, решившего еще к XVIII веке проникнуть в просторы Ледовитого океана, до­браться до полюса и пройти в Тихий океан, о походах Георгия Седова, Фритьофа Нансена, Роберта  Пири, о путешествии чет­верки папанинцев, полете Валерия Чкалова...
      Мы шли вдоль огромных гряд торосов, всматривались в темноту полярной ночи, и я думал о том, что каждая новая дрейфующая станция — это итог, итог многолетних исследова­ний края белого безмолвия, та высота, к которой стремились люди веками.
     Сегодня трудно представить синоптическую карту нашей планеты без данных, полученных со станций «Северный полюс». Дрейфующие в Ледовитом океане обсерватории позволяют наблюдать за процессами, происходящими над огромным без­жизненным пространством. Оперативная информация с СП по­ступает в Гидрометцентр СССР, в Арктический и антарктиче­ский институт, на трассу Северного морского пути, в Мировой центр погоды. Эти сведения сразу же наносятся на карту пого­ды. Они помогают прогнозировать погоду в самых различных районах, на первый взгляд, казалось бы, никак не связанных с Арктикой. Ледовитый океан часто становится «виновником» многих изменений климата на всем северном полушарии. - «Северный полюс-22» — самая крупная дрейфующая об­серватория за всю историю освоения Арктического бассейна,— сказал мне начальник второй смены, кандидат географических наук Павел Тимофеевич Морозов.— Она стала базой для проведения исследований по программе Полярный эксперимент — Се­вер (ПОЛЭКС —Север).
     ПОЛЭКС — Север — только один из экспериментов, наме­ченных Программой исследований глобальных атмосферных процессов (ПИГАП), рассчитанной на многие годы. Цель этой программы, по которой работают метеорологи всего мира,— раскрыть механизм общей циркуляции атмосферы, научиться давать точные долгосрочные прогнозы погоды для всей плане­ты. А для этого необходимо провести серию наблюдений в са­мых различных районах земного шара. Весной СП-22 становится пристанищем для отряда «Океан». Отсюда океанологи на Ли-2 вылетают в труднодоступные рай­оны Арктического бассейна, совершают посадки на лед.
      Еще в Ленинграде на столе у начальника отдела экспедиций ДАНИИ кандидата географических наук Николая Ивановича Блинова я увидел карту высоких широт Ледовитого океана, сплошь усеянную точками. Их почти 180. На карте они совсем рядом, но в океане —на расстоянии 150—300 километров друг от друга. Где-то на далекой льдине ученым отряда «Оке­ан» предстоит провести целую серию исследований — гидро­логические, метеорологические и ледовые наблюдения.
     Николай Иванович Блинов — опытный гидролог, 25 лет ра­ботает он в Арктике. В 1955 году участвовал в высокоширотной морской экспедиции на ледорезе «Литке». Тогда был установ­лен рекорд плавания по чистой воде. Судно достигло 83 север­ной широты. Гидролог Блинов и его товарищи измерили самую большую глубину в Северном Ледовитом океане — 5447 метров. Теперь это место называется впадина Литке. Был Блинов и на­чальником первой комсомольско-молодежной станции «Север­ный полюс-8». Несколько лет он возглавлял самую крупную экспедицию ДАНИИ в Арктике — экспедицию «Север». Нико­лай Иванович отлично представляет, какой отваги требуют ис­следования на каждой из точек, рассыпанных сейчас по кар­те. Он сам не раз принимал участие в таких работах.
     Дрейфующая научно-исследовательская лаборатория СП-22 стала крупным полярным научным центром, здесь трудятся гидрологи, метеорологи, магнитологи, радиофизики, океаноло­ги, биохимики, аэрологи. Многие исследования проводятся впервые в истории дрейфующих станций. Радиофизики под руководством кандидата физико-матема­тических наук Георгия Хохлова часто отправляются на ледя­ные поля, окружающие айсберг. Бурят лед и на санках приво­зят колонки льда на станцию. Они изучают электромагнитные свойства льда в широком диапазоне частот, продолжают на­блюдения, начатые сотрудниками Арктического и антарктиче­ского института в совместном советско-американском экспери­менте «Беринг». Одним из участников этого эксперимента был и Хохлов.
     — Здесь, на СП, отлично проявляется индивидуальность ис­следователя,— сказал мне Хохлов.— Условия работы такие, каких никогда не будет в городе: ничто не отвлекает, человек предоставлен науке. И материал для исследований всегда рядом.
     Группа радиофизиков старается получить надежные дан­ные о том, как льды поглощают или отражают электрические импульсы. Эти данные необходимы для разработки приборов, измеряющих мощность ледяного покрова.
     Ближе познакомиться со льдами самого северного океана пашей планеты пытаются и аквалангисты. Целый год прорабо­тали они на СП-22. И привезли в Ленинград тысячи снимков, рисунков, рассказывающих о нижней поверхности ледяной шап­ки океана.
      В 1974 году на дрейфующем острове работала группа сот­рудников Главной геофизической обсерватории имени А. И. Во­ейкова и ААНИИ. Ученые исследовали строение приземного слоя атмосферы, получили данные о пока что малоизученных физических процессах вблизи поверхности океана, об обмене энергией между океаном и атмосферой, изучили влияние по­лыней и разводий на энергообмен. С помощью этих сведений будут составляться прогнозы атмосферной циркуляции в Арк­тике.
     На самом краю ледяного острова в домике, над которым возвышается 26-метровая мачта, живут четверо полярников из отряда «Ионосфера» — сотрудники лаборатории распростране­ния радиоволн отдела геофизики ААНИИ. Маленькая ком­натка заставлена приборами, магнитофонами. Здесь прослуши­вают ионосферу—ионизированную часть верхней атмосферы, расположенную выше 50 километров. А мачта над домиком стоит на трассе... Москва — Северный полюс. Правда, этой трассы нет на картах. Дорога эта невидимая, по ней идут радио-волны. На СП-22 впервые проводится наклонное зондирование атмосферы. Звуковой сигнал, посланный специальным пере­датчиком из Москвы, достигает дрейфующего в океане айсбер­га и превращается в импульс на экранах приборов.
     - Каждый час в течение двух минут передатчик посылает из Москвы сигнал,— рассказывает руководитель отряда «Ионосфера» Юрий Александрович Струин. Наша задача — выяснить, на каких частотах лучше всего работать полярным радистам.
     Радисты СП-22 держат связь не только с Большой землей. Теперь они часто беседуют и со своими коллегами, путешест­вующими по Ледовитому океану на другом айсберге,— поляр­никами новой дрейфующей станции «Северный полюс-23», основанной в декабре 1975 года.
     Путешествуют по океану айсберги. Днем и ночью ведут ле­нинградские ученые исследования на СП-22. Сведения, полу­ченные на ледяном острове, нужны морякам, летчикам, космо­навтам, ученым самых разных специальностей... И даже про­хожим на улицах — они хотят знать, брать ли завтра с собой зонт. Но прежде всего каждое новое сообщение со станции   попадает в Ленинград, в Арктический и антарктический инсти­тут, который называют штабом двух полюсов. Перед полетом на СП-22 я встретился с директором ДАНИИ членом-корреспондентом АН СССР, Героем Социали­стического Труда А. Ф. Трешниковым.
     —  Мы отбираем для работы на дрейфующих станциях лю­дей самых опытных, самых выносливых,— сказал Алексей Фе­дорович.— Как правило, это сотрудники института, несколько лет работавшие на береговых полярных станциях, знакомые с Арктикой.  На  станции — небольшой коллектив, есть новички, но есть — и их большинство — люди, которые на дрейфующих льдах не впервые. Попадая в такой коллектив, человек новый сразу же видит, что все трудности, которые обрушиваются и на пего,  выдерживают его товарищи,  и  он  не  может оказаться трусом. Здесь, как было на фронте во время войны, дружба рождается из стремления вместе вынести беду, вместе проти­востоять опасности.
     — Но ведь иногда невозможно предусмотреть, как человек поведет себя на дрейфующей станции. Может оказаться, что такая жизнь, такая работа не для него...
    
  Конечно. И тут происходит    естественный    отбор. Есть случаи, когда люди чувствуют, что таких условий жизни они не могут выдержать, и мы вынуждены их заменять, вывозить на Большую землю. И больше никогда такой человек не по­едет на СП. И это не значит, что он плохой специалист — он найдет себе дело и в городе, и будет отлично работать. Но, ви­димо, уж какие-то особые качества необходимы людям, риск­нувшим на столь трудное и необычное путешествие. И я счи­таю, что одно из самых главных качеств полярника — чувство юмора, умение на шутку ответить не обидой, а остроумным вы­падом. В самые тяжелые минуты жизни на дрейфующей стан­ции люди шутят, смеются. И работают за десятерых. И это не бравада — смотрите, какой я герой, ничего не боюсь,— а свое­го рода защита. Это не    значит,    что у каждого на душе    не скребут кошки. Будьте уверены, скребут. Да еще как скребут! Но каждый старается шуткой, остроумным словом вселить в своего товарища уверенность, решительность. Потому что зна­ет: уверенность в том, что ты сильнее трудностей, которые на тебя сейчас обрушились, это уже половина успеха.
      Вы заметили, что у людей, возвратившихся с дрейфующих станций, повышается уважение к себе? И у них есть на это право: они выдержали такие испытания, которые позволяют верить в себя. На СП проявляются лучшие человеческие ка­чества.
     На дрейфующей посреди Ледовитого океана льдине поляр­ники живут в постоянной готовности принять любой удар сти­хии, готовы встретить опасность. Чувство беззаботности сюда не приходит ни на секунду.
     - Перед полетом на СП один из сотрудников вашего ин­ститута наставлял меня: «Вы, журналисты, обычно любите восторгаться по всяким пустякам. Ты запомни с самого начала: там работают не ученые, а наблюдатели, которые дают нам данные, а мы эти данные уже в стенах института обобщаем, даем прогнозы, ставим проблемы».
     Я с ним не согласен. Хотя спор этот давнишний. Что важнее: изучать Арктику ногами или головой? Есть сре­ди работников Арктического и антарктического института лю­ди, которые никогда не бывали в Арктике или отправлялись туда на очень короткое время. Есть способные сотрудники, ко­торые могут обобщать полученную на дрейфующих станциях информацию. И их работа столь же необходима, как и работа полярников. Но большинство наших ученых прошли многолет­нюю школу Арктики. И они отлично знают те природные ус­ловия, которые изучают потом в кабинетах. Человек, обобщающий материалы наблюдений, видит перед собой калонку цифр. Он не знает тех условий, в которых эти цифры получены. Мне кажется, люди, наблюдавшие лед, ветер, не раз мерзшие на дрейфующей станции, по-другому относят­ся к делу, и пользы от них науке куда больше.
     Еще не все явления природы мы можем выразить в цифрах. Очень многое зависит от конкретного восприятия, от знания физико-географических условий. История освоения Арктики только выиграла от того, что сотни людей долгие годы на себе испытывали все тяжести этого края. Вот сейчас, например, мы за семь — десять месяцев даем прогноз мореплавателям, ко­торые поведут караваны судов по арктическим морям. И, я ду­маю, не надо объяснять, как важны такие прогнозы для райо­нов Крайнего Севера, где суда — основной вид транспорта, до­ставляющего грузы, продукты для десятков городов и посел­ков Сибири, Якутии, Чукотки. А начинали мы давать такие прогнозы, еще когда не имели точных данных о состоянии ат­мосферы, гидросферы, ледяного покрова. Но благодаря своему личному опыту, благодаря знаниям местных физико-географиче­ских условий мы старались предвидеть и погоду, и условия плавания во льдах.
      Конечно, в будущем получать и передавать оперативные данные на Большую землю смогут автоматические станции. Лю­ди высадятся на лед, установят такие станции и улетят. Но ав­томатические станции способны выполнять только ту работу, которая освоена человеком. А наука постоянно развивается, возникают новые проблемы. Значит, совершенно новые виды исследований потребуют участия ученых.
      И потом вот еще о чем стоит сказать. Жизнь и работа на дрейфующей станции — это постоянные неожиданности. Ко­нечно, всегда есть досконально разработанная научная про­грамма, которую надо выполнять. Но ведь наши полярники привозят с СП десятки интересных научных проблем, не преду­смотренных программой. Да и сама программа требует твор­ческого отношения, умения, если есть необходимость, провести дополнительные исследования, изменить направление работ.   Я считаю, что Арктику надо изучать и  головой и ногами... Из долгой полярной экспедиции человек возвращается иным. Он по-новому видит город, где живет, по-другому воспринима­ет людей, с которыми общается. Он становится более чутким ко всему, что происходит вокруг.
     Жизнь на СП заставляет человека всматриваться в звезды, вслушиваться в ветер, в шум торосов. Заставляет каждой клеткой чувствовать природу, малейшие изменения, происходя­щие вокруг. Иначе в таких суровых условиях не выжить. И вот возвратился человек в Ленинград. Казалось бы, столь обост­ренное восприятие окружающего здесь уже не нужно. Но это, как сидящий в тебе инстинкт, прекрасный инстинкт. Сколько среди полярников людей, которых не вытащишь из леса, лю­дей, любящих птиц, всякое зверье...
      И если вы обратили внимание, путешественники, как пра­вило, оптимисты. Они общительны, с ними весело в компаниях, они скорее сходятся с людьми. И все эти качества — награда за суровые и тяжелые испытания, которые выпали на их долю.

Блуждающие странники океана.
 
      Каждый день, как странник, которому некогда отдохнуть, ледяной остров со станцией «Северный полюс-22» блуждает по просторам Северного Ледовитого океана. Где начинал он свой путь? Как рождался такой гигант пло­щадью 10 квадратных километров? Почему этот остров из прес­ного льда? Почему на дрейфующих посреди океана айсбергах находят остатки скальных пород? Арктика и по сей день — одно из самых загадочных мест нашей планеты. И, наверное, пройдут века, пока люди познают все ее тайны.
      Помните легенды о «неведомых больших землях» в Ледови­том океане? О землях на Севере, куда летят птицы? В 1707 году отличный китобой и смелый моряк Джиллис, плавая неподалеку от Шпицбергена, увидел на горизонте бе­рега неизвестной земли. На картах появилась «Земля Джиллиса». Но сколько мореходы ни плавали в те края, загадочную землю так и не удалось отыскать.
      В 1763 году на собачьей упряжке сержант Степан Андреев отправляется по льду к северу от Медвежьих островов. В сво­ем дневнике он пишет о большом острове в океане, о суше, кото­рую Андреев и его спутники якобы видели на горизонте. Де­сятилетиями отважные путешественники искали «Землю Анд­реева». И все безуспешно, казалось, она исчезла.
     В 1811 году промышленник Санников сообщил, что с остро­ва Котельный он увидел «новую землю». Многие полярные исследователи упоминают об этой таинственной земле, утвержда­ют, что видели ее в океане. В 1902 году русский геолог Э. В. Толль и его спутники отправились с острова Новая Си­бирь на поиски легендарной «Земли Санникова». Они добра­лись до острова Беннетта и оттуда начали поиски таинственной земли. Но сколько ни всматривались участники экспедиции в нескончаемую даль океана, сколько ни путешествовали по дрейфующим льдам, увидеть «Землю Санникова» им так и не удалось. Эта экспедиция стоила Толлю жизни.
      Земля Джиллиса, Земля Андреева, Земля Санникова... Миражи в океане? Домыслы первопроходцев, так желавших свою мечту принять за реальность, что порой сама мечта каза­лась осязаемой, видимой? Но разве только века назад люди считали, что в Ледови­том океане, у Северного полюса можно найти неведомую землю?
      В августе 1952 года на самолете, пилотируемом Иваном Черевичным, гидрологи и ледовые разведчики Николай Волков, Павел Гордиенко и Алексей Трешников вылетели в район Се­верного полюса. Погода была отвратительная — многослойная облачность заставила летчика уйти на высоту. Только у полю­са самолет пошел на снижение. И вдруг неожиданная земля возникла под крылом. На земле были видны птичьи базары, текли речки, по краям возвышались нагромождения обломков базальтовых скал.
     - Мы знали, что глубина океана здесь около четырех ты­сяч метров,— рассказывал мне Павел Афанасьевич Гордиен­ко.— И все-таки нельзя было не верить своим глазам. Через несколько недель ледовые разведчики вернулись в тот район. Но никакой земли не нашли. Проверили прокладку курса полета. Все точно. Но куда подевалась земля? В марте 1946 года опытный полярный летчик Илья Котов и штурман Дмитрий Морозов севернее острова Врангеля среди дрейфующих льдов вдруг увидели сушу. Котов несколько раз пролетел над островом и определил: площадь — километров пятьсот. Небольшие холмы, реки. Казалось, самолет летит над зимней тундрой. А через год остров, открытый Котовым, встре­тил летчик Л. Г. Крузе. Правда, «земля» каким-то образом пе­реместилась на 200 миль к западу.
      Что это за «земли-путешественники»? Почему они вдруг оказываются за тысячи километров от того района, где на них наткнулся пораженный путешественник. «Можно считать уста­новленным, что все эти земли — не что иное, как огромные ле­дяные острова — айсберги»,— писал в 1954 году исследователь В. Ф. Бурханов. В Канадском Арктическом архипелаге, у берегов Земли Элсмира, рождаются айсберги. Снега сползают с гор, ложатся па толщу припая. Полярные экспедиции, которые бывали в этих местах по пути к Северному полюсу, встречали льды, по­хожие на острова, на земли. «Я не мог разобрать,— писал один из путешественников, побывав на Земле Элсмира,— где кон­чается суша и начинается лед. Трещин нет, отлого спускающа­яся суша, кажется, сливается со льдом, который возвышается в виде вала. За одним валом следует другой точно так, как волны, гонимые ветром, набегают на песчаный берег». Но сто­ит разразиться сильному ветру или подняться воде, и огром­ные ледяные поля откалываются от берегового припая и ухо­дят все дальше и дальше, пускаясь в путешествие по Ледовито­му океану.
      Айсберги, родившиеся у Земли Эльсмира, действительно напоминают землю, острова. На их поверхности — валуны, кам­ни, остатки пород. Когда-то, быть может, много веков назад, скатились они с береговых уступов на припай. Как школьники хранят меж страниц толстой книги кленовые листья, так айс­берги хранят в своем теле частицы грунта, пыли. Блуждающий по океану ледяной остров становится увлекательной летописью событий, давно минувших. Эта летопись порой может расска­зать о крупных катастрофах, случившихся на земле давным-давно. Однажды в толще ледника на глубине 50 метров иссле­дователи обнаружили следы пепла. И оказалось, что пепел этот совершил путешествие в Арктику с вулкана Кракатау на Су­матре. В 1883 году знаменитый вулкан вдруг заговорил, извер­гая потоки лавы и обрушивая ее на людей. Жертвами Крака­тау стало более 36 тысяч человек. А пепел разнесло по всей земле.
      В 1918 году к северу от Аляски на плоском айсберге посе­лились пять участников канадской арктической экспедиции во главе со Стуркерсоном. Они прожили на дрейфующих льдах 238 дней. Стуркерсон писал, что их ледяной остров «по отно­шению к другим более маленьким окружающим льдинам вел себя, как Земля. Меньшие льдины более подвергались дейст­вию ветра и двигались в ту или иную сторону, в зависимости от ветра... Меньшие льдины уплывали от места, где был распо­ложен наш лагерь. При восточном ветре маленькие льдины с западной стороны большей частью отжимались от края льдины на запад, таким образом, мы почти всегда имели открытую во­ду, в которой охотились на тюленей».
      Айсберги — отличное пристанище научно-исследователь­ских станций. Разве можно сравнить ледяные острова с много­летними льдами, даже толщиной в пять — десять метров, на ко­торых обычно располагаются дрейфующие станции? За свой короткий век льдины ломаются сотни раз, и исследователи жи­вут в постоянной тревожной готовности — в любую минуту под ногами может пройти трещина и тогда нужно будет спасать, перетаскивать на новое место десятки тонн имущества, сотни приборов, домики, продукты... На ледяных островах люди мо­гут работать спокойно. Но встречаются такие гиганты в Ледо­витом океане очень редко. Каждый найденный в океане айс­берг— счастливая находка. Такой прочный «корабль», подчи­няясь ветрам и течениям, может доставить станцию в самые неожиданные, малоизученные уголки Ледовитого океана. И плавание это порой длится многие годы. Знаменитый ледя­ной остров с американской станцией Т-3 путешествует по Арктическому бассейну уже больше двадцати лет. На ледяных островах дрейфовали по океану советские станции СП-6 и СП-19. Плоский айсберг со станцией «Северный полюс-22»  стал отличной базой для высокоширотной воздушной экспеди­ции «Север».
      Весной на ледяной остров совершают посадки десятки са­молетов. И каждый раз, подлетая к СП-22, штурман уточняет по радио координаты станции. Ледяной остров — упорный пу­тешественник. И трудно предугадать, где он окажется завтра. Кто же ведет айсберги по Ледовитому океану? Кто велит им порой стремительно — со скоростью 50 миль в сутки — нестись вперед, расталкивая льды, то неторопливо плыть, преодолевая за день лишь милю?
      К северу от острова Врангеля, где в сентябре 1973 года вы­саживались на ледяной остров полярники станции «Северный полюс-22», начинали свое путешествие по океану восемь дрей­фующих станций. Начинали почти в одном и том же районе, только в разные годы. Так почему же каждая из них пошла по своей дороге?  Где пролегают в Ледовитом океане эти дороги? Порой  Его Величество Случай опрокидывает давно устояв­шиеся теории, преподносит самые замысловатые загадки. Иног­да случайные находки помогают ученым открывать в Ледови­том океане пути дрейфа льдов.  




Категория: История освоения полюсов | Добавил: Majestic (27.05.2012)
Просмотров: 3143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]