• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » История мирового судостроения

Пушки и паруса: Парусные корабли нового времени
Крутобокие, увенчанные белыми шапками парусов каравеллы, рассекающие лазурные волны южных морей, навсегда останутся символом романтики дальних странствий и эпохи великих географических открытий. Но что же на самом деле знаем мы о появлении, развитии и тактике боевого использования парусных судов?

Круглые корабли

Боевые корабли, представлявшие собой развитие идеи «длинного корабля», — ладьи — господствовали на морях в течение 3000 лет. Но все это время параллельно с ними существовала и развивалась и другая разновидность судов. Для перевозки товаров еще в середине 2 тысячелетия до нашей эры финикийцы стали строить специальные «круглые» транспортники.


«Круглыми» торговые корабли именовались из-за чрезвычайно широкого корпуса. Если у ладей и галер ширина относилась к длине как 1:6 или даже 1:9, то у торговых судов это отношение достигало 1:3. Широкий корпус в сочетании с высоким бортом обеспечивал кораблю вместимость, а главное, живучесть. В шторм неуклюжее судно с единственным прямым парусом становилось совершенно неуправляемым, но удерживать его носом на волну и не требовалось. Даже повернувшись бортом к ветру, такой корабль не опрокидывался и не заливался волнами.

Уже в 15 веке до нашей эры из Финикии в Египет ходили круглые корабли, имевшие палубу, водоизмещение 300 тонн и длину 30 метров. На каждый борт приходилось по 15 весел, необходимых для маневрирования и перемещения в отсутствие попутного ветра. А такая необходимость возникала часто. Примитивное парусное вооружение позволяло круглому кораблю двигаться лишь под очень небольшим углом к ветру.

Финикийский корабль

Большинство круглых парусников греко-финикийской эпохи, впрочем, не имели палубы и были значительно меньше — всего 10—16 метров длины и 10—50 тонн водоизмещения. В открытом море их борта наращивались высоким кожаным фальшбортом. Такими же оказались и круглые корабли народов северной Европы, появившиеся 2000 лет спустя, уже в 5 веке новой эры. Первыми в дальние странствия начали пускаться ирландцы. Уже в 8 веке они открыли Исландию и, вполне вероятно, задолго до викингов достигли берегов Америки.

Рождение легенды

Мореходство всегда играло для жителей Европы намного большую роль, чем для азиатов. С другой стороны, если европейцам приходилось плавать преимущественно в небольших внутренних морях, то индийским и китайским мореходам из рек пришлось выйти сразу на бурные просторы океанов. Поэтому первые пригодные для дальних походов суда были построены все-таки в Азии.

На Средиземном море торговые корабли, способные ходить при боковом ветре, появились в римское время. Зерно и даже песок для стадионов из Александрии в Рим перевозили 4000-тонные многомачтовые гиганты.

Римский корабль

После заката Рима просторы Средиземного моря бороздили парусники водоизмещением до 300 тонн. Византийцы и венецианцы называли свои корабли нефами, а арабы — куркурами. Арабским названием, произнося его «каракка», скоро стали пользоваться и европейцы. От римских кораблей нефы отличались заимствованными у арабов косыми парусами. Это нововведение дало возможность купцам более эффективно использовать боковой ветер.

На севере Европы большие — 200—300-тонные— парусные корабли стали
строиться в середине 13 века. На проложенных городами Ганзы торговых маршрутах появились когги. Они не несли косых парусов. Возможности ходить под углом к ветру ганзейские купцы добились за счет снабжения корабля килем и замены рулевых весел рулевой лопастью
. Кроме того, на рубеже 14—15 веков северными мореходамивыше главного паруса (грота) стал ставиться парус меньшего размера — марсель.


В середине 15 века корабелы севера и юга Европы объединили свои достижения. От ганзейских коггов каравеллы Колумба унаследовали рулевую лопасть, киль и расположенные в два-три яруса прямые паруса, позволявшие хорошо улавливать попутный ветер. От средиземноморских же нефов корабли нового времени получили косые паруса, незаменимые при маневрах и боковом ветре.
В сумме эти новшества позволили повысить скорость парусников до 15—18 км/ч и дали им возможность двигаться даже под острым углом к ветру. С этого времени парусники обрели настоящую свободу маневра в открытом море. Галсами (зигзагом) судно могло идти и против ветра.
Первые боевые парусники

До начала 16 века парусные корабли рассматривались почти исключительно как транспортники. Даже нефы и когги слишком зависели от направления и силы ветра и не обладали необходимой для военного судна маневренностью.

С другой стороны, в непогоду парусное судно было куда безопаснее, чем сидящая почти вровень с водой галера. Парусники имели возможность брать на борт большие запасы воды и пищи и надолго уходить в море, имея на борту до 200 лучников. Наконец, 4-метровый борт давал 300-тонному транспортнику огромный оборонительный потенциал. Залезть на него с ладьи или галеры было очень непросто.


Боевой кнарр.

Боевой круглый корабль отличался от гражданского башнями на носу и корме (форкастлем и ахтеркастлем) и громадным «вороньим гнездом» на мачте. С внешней стороны борта приколачивался закрытый балкон для гребцов — кринолин.

Морская артиллерия


К концу 15 века корабли водоизмещением 500—800 тонн перестали быть
редкостью, и океанские плавания уже не пугали мореходов. Но военные все
еще относились к парусникам с недоверием. В маневренности когги
уступали гребным судам, а вооружением не превосходили их. Правда, с
середины 15 века в борта кораблей стали вделываться небольшие
казнозарядные бомбарды, а из бойниц башен на врага смотрели раструбы гаковниц... Но много ли артиллерии можно было поставить на верхнюю палубу без риска опрокинуть судно?

 
Каравеллы.

Прорезать в бортах корабля порты, чтобы размещать пушки на нижних палубах, догадались в начале 16 века. Возможность брать на борт десятки мощных орудий, не слишком поднимая
центр тяжести судна, дала парусным кораблям огромное преимущество. Эпоха галер кончилась.

Военный корабль 16—18 веков почти обязательно имел к названию приставку «пушечный»: 20-пушечный, 40-пушечный и т. п. «Стандартной» морской пушкой считалось 24-фунтовое (по весу чугунного ядра, 1 фунт равен 0,45 кг) орудие. Соответственно, 48-фунтовка оказывалась «двойной пушкой», а 12-фунтовка — «полупушкой». Орудия калибром менее 12 фунтов на флоте классифицировались как фальконеты.

Если галера имела не более 0,3 фунта огневой мощи на тонну водоизмещения, то
парусный военный корабль мог нести 1 фунт на тонну и больше.

Фальконеты устанавливались на расположенных на высоких поворотных станках — тумбах, и предназначались для обстрела вражеской палубы картечью. Пушки же крупных калибров имели колесные лафеты, крепящиеся к борту цепями за вбитое ниже ствола кольцо.

Морская пушка


Так как вырывающиеся из ствола раскаленные газы представляли большую опасность, перед выстрелом дульный срез должен был несколько выступать за пределы борта. Для заряжения же пушку надо было втянуть обратно, причем на достаточную глубину, чтобы между нею и бортом можно было развернуться с банником и шомполом. Иногда, впрочем, заряжающий спускался на веревке с верхней палубы и работал, стоя на узком карнизе,
расположенном ниже портов на наружной поверхности борта.


После выстрела пушка отлетала на длину цепей и благодаря отдаче возвращалась в положение для заряжения. Выкатывать ее обратно в боевое положение приходилось вручную. Это был тяжкий труд, ведь весило орудие в 120—180 раз больше своего снаряда. Расчет же 12-фунтовой пушки составлял всего 3 человека, а 24-фунтовой — 4 человека. Только 96-фунтовки обслуживали по 10—12 матросов.

Один расчет приходился на 2 орудия. Фактически, корабль мог вести бой только одним бортом. Малая численность обслуживающего персонала обуславливала и половинную по сравнению с сухопутными пушками скорострельность пушек морских.

Горизонтальная наводка орудий осуществлялась в то время лишь поворотом корпуса судна. По вертикали пушки также наводились все сразу и заблаговременно. Например, если капитан собирался стрелять картечью по такелажу вражеского корабля, то угол возвышения
устанавливался большой. Если в борт, в упор — «на пистолетный выстрел» — то маленький.


Фрегат и линейный корабль.



Точность стрельбы морских орудий оставалась удовлетворительной только до 300—400 метров. Картечь и предназначенные для разрушения такелажа «гирлянды» ядер были опасны на вдвое меньшей дистанции. Дальше всего — до 1500 метров — огонь мог вестись по крупным береговым целям.

Не всегда была достаточна и энергия ядер. Деревянная броня линейных кораблей, изготовленная из нескольких слоев перекрещивающихся балок мореного дуба, «держала» даже выпущенные в упор снаряды «двойных» пушек.

Численность экипажей


Боеспособность парусного корабля обеспечивал многочисленный экипаж. Только для заряжения орудий 40-пушечного фрегата требовалось минимум 70 человек. А ведь кому-то еще нужно было подавать боеприпасы из трюма, заделывать пробоины и работать на помпах.

С парусами крупного фрегата в хорошую погоду могли справиться всего 10—15 человек, но в бою обслуживать мачты должны были сотни матросов. Ведь скорость выполнения маневров зависела от того, насколько быстро экипаж способен убирать и разворачивать паруса. В общей же сложности, с учетом нескольких офицеров, для управления 40-пушечным фрегатом требовалось 150—200 человек.

Парусник мог вместить примерно одного человека на тонну водоизмещения. Конечно же, в таком случае в трюмах и надстройках становилось очень тесно, а людей в дальнем плавании приходилось обеспечивать водой и пищей. Но капитанов это не смущало. Отправляясь открывать новые земли, Христофор Колумб нанял экипажи максимальной численности. Как в 10, так и в 18 веке залогом живучести и безопасности корабля считалось «множество сильных матросов».

Экипаж линейного корабля насчитывал от 600 до 1000 человек.

Абордаж

Появившиеся в 16 веке крупные парусники с мощным артиллерийским вооружением стали первыми кораблями, предназначенными специально для дистанционного боя. Если линкор или фрегат и шел «в рукопашную», то не иначе как расстреляв все снаряды, либо уже против выведенного из строя противника. Но перестрелка между небольшими военными, а тем более торговыми судами обычно оказывалась нерезультативной. Ведь пушек они
имели меньше, а сами представляли небольшую и подвижную цель.


Морской бой.

Особенностью абордажа в 16—19 веках стало то, что парусные корабли не предоставляли никаких удобств для такого вида боя. Если во времена гребного флота моряки переходили на борт плоской, как камбала, галеры по широкому абордажному трапу, то теперь им предстояло штурмовать высокий, заваленный внутрь борт. Палубы даже стоящих впритык судов не соприкасались, и, к тому же, доступ к ним затрудняли противоабордажные сети. При столь сложных условиях абордаж приобретал смысл только в случае подавляющего численного перевеса.


Начиная с 16 века, заметную роль в морских боях стало играть и огнестрельное оружие — сперва гаковницы, а потом и мушкеты. Моряки предпочитали ружья потяжелее. Ведь от мушкетных пуль не всегда удавалось укрыться даже в надстройках. Штыки же на флоте не прижились, так как в абордажную атаку моряки устремлялись с кортиком, а начиная с 18 века, еще и с пистолетами за поясом.

Огонь мушкетеров, конечно, мог играть роль, в первую очередь, в бою между небольшими кораблями, но при случае залпами обменивались и линкоры. В частности, пулей в морском бою был сражен знаменитый адмирал Горацио Нельсон.


Мушкет

Корабли пиратские и торговые

Всякое уважающее себя судно 16—18 веков несло какое-то вооружение для защиты от пиратов. Испанские и португальские галеоны (нао, нефы), как правило, ограничивались лишь несколькими небольшими пушками на верхней палубе. Но английские и голландские корабли, заполнившие океаны в 17 веке, вооружались куда основательнее.

Орудия на них располагались точно так же, как и на кораблях военных, — в портах на нижней палубе. Хотя несли их гражданские суда в 3—5 раз меньше. Океанский транспорт массой 800 тонн мог располагать дюжиной 12-фунтовых «полупушек» по бортам и фальконетами на носу, корме и надстройках.


В основной же массе, торговые флоты в 16—18 веках состояли из маленьких 50—150-тонных шхун, способных поднять до 7 пушечек калибром не больше 6 фунтов.Такое же вооружение несли и пиратские корабли. Ведь, за редчайшим исключением, морские разбойники ходили на тех судах, которые им удавалось захватить. Лишь редкие «пираты на службе», как
правило, располагали корсарскими кораблями специальной постройки — быстроходными яхтами, в бортах которых прорезались порты для нескольких сравнительно мощных пушек. Такова была, например, «Золотая лань» Дрейка.


Сэр Фрэнсис Дрейк.


Но пиратам и не нужно было много пушек. Ведь топить или сжигать «купца» они не намеревались. При атаке на торговый корабль стрельба если и велась, то по парусам, чтобы не дать ему спастись бегством. В свою очередь, «купец» старался попасть по парусам «пирата».

Если же пиратскому кораблю удавалось настичь свою жертву, он пускал в ход свое главное оружие — головорезов на палубе. Успех абордажной тактики обеспечивал в несколько раз более многочисленный, чем это было принято на торговых кораблях, экипаж.

Тактика морского боя

Тактика эскадренного боя в эпоху гребного флота во многом напоминала сухопутные сражения. Прикрывая борта друг друга, галеры выстраивались широким фронтом глубиной 2—4 ряда и стремились прорвать вражеский боевой порядок или охватить его с флангов.

Парусный корабль 18 века также сражался в строю, ибо, как и галера средневековья, он менее всего стремился оказаться в одиночку против двух противников, атакующих с разных сторон. Но теперь в прикрытии нуждались не вооруженные пушками борта, а уязвимые нос и корма корабля. На корме находились капитанский мостик и рулевые механизмы, а на носу — необходимая для маневрирования наклонная мачта, бушприт.

Боевым порядком эпохи парусного флота стала кильватерная колонна, в которой каждый корабль прикрывал впереди идущего от обхода сзади. Но если фалангу пехоты можно было охватить с флангов, то эскадра опасалась обхода с головы и хвоста колонны. Тяжелыми последствиями грозил также и прорыв вражеских кораблей сквозь строй. Когда «хвост» оказывался «обрублен», «голова» эскадры уже не могла развернуться ему на помощь. Возвращающиеся корабли вынуждены были бы идти галсами против ветра, что делало их очень уязвимыми для вражеского огня.

Русские военные суда в бою.

* * *

С появлением паровых, а затем и дизельных двигателей парусники быстро утратили всякое военное и транспортное значение. К настоящему времени паруса сохранили лишь спортивные яхты и учебные корабли, предназначенные для подготовки курсантов морских училищ. Почему? Трудно сказать. Может быть, это дань традиции, может быть, предрассудок, но считается, что по-настоящему почувствовать и понять океан можно только на парусном судне, движимом той же силой, что и морские волны.



Источник: http://www.mirf.ru/Articles/print1411.html
Категория: История мирового судостроения | Добавил: Majestic (08.11.2009) | Автор: Игорь Край
Просмотров: 22571 | Теги: история, Парусники | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]