• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » История мирового судостроения

Гребные корабли древности и средних веков. Часть 2

Корабли эпохи Рима

Сражения времен греко-персидских войн продемонстрировали превосходство более быстроходных греческих кораблей над финикийскими биремами и триерами. Тем не менее, финикийцы остались при своем мнении и продолжали размещать на своих судах многочисленный десант и даже метательные машины. Для того же, чтобы не потерять в скорости, на весла стали сажать дополнительных гребцов. Уже в 3—4 веках до нашей эры флот наиболее могущественного из финикийских городов, Карфагена, состоял из 4 и 5-рядных кораблей — тетрер и пентер.

Флоты Ассирии, Персии и Египта состояли преимущественно из двухрядных кораблей финикийской постройки.

Сомнительно, что у пентер в буквальном смысле имелось 5 ярусов весел. Реконструкции показали: реальное число ярусов на гребных кораблях не могло превышать четырех. Скорее же всего, рядов весел и на тетрерах, и пентерах оставалось всего три. "Четырехрядный” корабль отличался от "трехрядного” тем, что на весла нижнего яруса садились по два человека. Соответственно, на "пятиряднике” было уже два парных ряда, и так далее.

Случай проверить боеспособность пятирядных "дредноутов” представился с началом Пунических войн. Первые же столкновения убедительно показали, что итальянские биремы бессильны против финикийских гигантов. Сделав необходимые выводы, римляне тоже начали строить многоярусные корабли.

На покрытых медным листом палубах их кораблей появились окованные железом башни для лучников. На 4 и 5-рядных судах их было две, а на 2 и 3-рядных — одна. На верхних площадках башен располагались метательные машины — баллисты.

Римская пентера.


Стандартное вооружение римских кораблей также составляли "ворон” и "выстрел”. "Ворон” представлял собой укрепленный на поворачивающейся платформе абордажный трап длиной 10 и шириной 1,8 метра. В бою его поднимали в вертикальное положение и затем "роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк "ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку.


Римская бирема с башней, «вороном» и «выстрелом».


"Выстрел”, по существу, являлся подъемным краном — увеличенным подобием колодезного "журавля”. К стреле мог крепиться крюк, которым срывали башни вражеского судна, или предназначенная для разрушения палуб свинцовая гиря "дельфин”.

В римское время — хотя и в очень незначительном количестве — существовали корабли, предназначенные специально для размещения артиллерии. К ним относились гексеры, септеры, эннеры и децимремы.


Эннера.


Усиление вооружения приводило к увеличению массы судна: всякий груз на палубе должен был уравновешиваться расположенным ниже ватерлинии балластом. Римляне старались "совмещать приятное с полезным”, предохраняя днища своих кораблей от гниения покрытием из свинцового листа. Срок службы кораблей увеличивался, но римская бирема оказывалась тяжелее греческой триеры и не могла двигаться быстрее 14 километров в час. Такой же скоростью при водоизмещении 230 тонн обладали и римские триеры, экипаж которых насчитывал 150 гребцов, 15 моряков, 20 стрелков и 60 десантников. Для 500-тонных же пентер и отметка в 11 километров в час являлась пределом мечтаний.



Римские триера и бирема с поднятыми артемонами.



Уменьшение скорости римских кораблей на веслах отчасти компенсировалось улучшением их подвижности под парусами. Вместо одной мачты на корабли стали устанавливаться две ли три. На передней, наклоненной вперед мачте крепился "артемон” — небольшой квадратный парус. Он повышал маневренность судна и позволял отчасти использовать и боковой ветер. В результате римские армады более трети времени могли со скоростью 5—10 километров в час идти под парусами, экономя силы гребцов.



В римское время торговые корабли стали чисто парусными, гребцы требовались лишь военным флотам.

Дромоны

"Началом конца” эры многоярусных гребных кораблей можно считать 31 год до нашей эры. Во время битвы при Акциуме флот Антония и Клеопатры, состоявший из пентер и трирем, потерпел поражение от Октавиана. Кораблей с обеих сторон было примерно поровну, но воинов и гребцов у Октавиана — втрое меньше. Его флот состоял из одних только бирем — слабых, но укомплектованных гораздо более опытными матросами.

Биремы стоили недорого, но три столетия спустя у Рима не стало средств и на них. А вскоре прекратила свое существование и сама Западная Римская Империя. Византия же в 5—6 веках вовсе не нуждалась в военном флоте, ввиду отсутствия на Средиземном море иностранных кораблей.

Вплоть до 8 века франки не плавали даже по рекам — да и не имели такой возможности. По свидетельству римских историков, германцы и галлы не чистили русла рек от древесных стволов. Реки, за исключением наиболее крупных, неизбежно запруживались, широко разливались и мелели. Берега их заболачивались. Легионы Цезаря перешли Темзу на месте современного Лондона вброд!

Дромон.


Отношение византийцев к флоту изменилось, когда в седьмом веке к Средиземному морю прорвались арабы. Для отражения угрозы греки начали строить дромоны — "быстрые корабли”.

Византийский дромон представлял собой облегченную версию римской биремы. По своему времени это действительно был очень быстрый корабль. Греки убрали башню, заменили "ворон” обычным абордажным трапом, а громоздкий "выстрел” — трубой для метания "греческого огня”. Дромоны даже не имели сплошной палубы, ее сменили узкие помосты для воинов.

В результате снятия вооружения водоизмещение корабля было уменьшено почти в полтора раза — всего до 100 с небольшим тонн. Зато количество гребцов возросло до сотни человек. Половина из них могла участвовать в абордажном бою. Кроме того, на борту могло быть около 40 стрелков и матросов.

По римским меркам дромоны, конечно же, были очень слабыми кораблями. Но для решения стоявших перед византийским ВМФ задач сила дромонов оказалась вполне достаточной. Для того, чтобы разгромить ладейный флот Игоря, потребовалось всего 15 таких кораблей. Хотя, конечно же, упоминаемая греческими хрониками численность флота руссов — 1000 ладей! — преувеличена в несколько раз.

"Греческий огонь” был далеко не единственной причиной успеха византийцев. Дромоны слишком трудно было взять на абордаж с ладей. Тем более были обречены на провал попытки славян пробить борта дромонов топорами и ручными таранами.



Славянская боевая ладья.


Важным нововведением византийского времени стали косые треугольные паруса, позволявшие лучше использовать боковой ветер, чем римский артемон. На Средиземное море такие паруса попали при посредничестве арабов, но народы северной Европы считали их изобретением византийцев и именовали "латинскими”.

Галеры средних веков

Любопытно, что жившие на побережье Красного моря арабы до эпохи завоеваний вообще никогда не строили кораблей. Но в 7 веке Священная война потребовала развернуть боевые действия и на море. Не имея никакой практики ни в гребле, ни в строительстве кораблей, арабы вынуждены были спустить на воду армады одноярусных карабов и шейти.

Наименьший из арабских кораблей — караб — представлял собой всего лишь большую парусную лодку с 16—20 гребцами и несколькими лучниками. Шейти был размером с римскую либурну, но отличался от нее косым треугольным парусом.

Небольшие арабские корабли, как правило, не несли никакого вооружения. Они имели более низкий, чем у дромонов, борт и несколько уступали византийским биремам скоростью и численностью экипажа. Но у арабов были свои козыри! На их стороне была азиатская школа индивидуального боя и стрельбы из лука.


Латинские паруса над дромоном.

Впрочем, и арабы в конце концов пришли к выводу, что размер имеет значение. В 9 веке на Средиземном море появились гурабы — более мощные галеры длиной 37—43 метров и водоизмещением 150—250 тонн. Их экипаж состоял из 200—300 человек, включая 120—180 гребцов, посаженных уже не по двое, а по трое на весло. Гребля стала менее эффективной, и на веслах гураб развивал всего 13—14 километров в час.



Средиземноморское судно с арабским парусом.

Название "галера” происходит от итальянского "галеос” — "меч-рыба”. В 11 веке на верфях крепнущих торговых республик северной Италии — Венеции и Генуи — началась постройка собственных дромонов по византийскому образцу. От греческого оригинала венецианский дромон 12 века отличался надстройкой на корме. Кроме того, вместо подводного тарана венецианцы стали устанавливать на носу судна надводный таран — толстый, окованный латунью деревянный брус. Он-то и делал корабль похожим на меч-рыбу.

Биремы с успехом таранили друг друга, но днища вдвое более тяжелых гурабов выдерживали удары их рострумов. Надводный же таран легко мог переломать весла арабского "линкора”. Быстро втянуть внутрь корпуса "трехместное” весло было уже невозможно.



Средневековая галера.

Гребные корабли нового времени


На протяжении 13—14 веков на галеры ставилась лишь одна труба для метания "греческого огня”. Но с середины 15 века к их палубам уже начали приколачивать бомбарды. Пушки в то время наводились только поворотом корпуса судна и имели столь же низкую скорострельность, как и древние огнеметные трубы. Но дальность эффективного выстрела исчислялась уже десятками метров.

С начала 16 века артиллерия стала неотъемлемым атрибутом гребного флота. На галиотах ("полугалерах”) обычно имелась всего одна небольшая пушка. Но на "триерах” (галерах с тремя гребцами на весло) ставилось уже по три орудия. Наконец, "двойные галеры” несли по 5 пушек. Кроме этого, на каждом корабле имелось еще 10—20 гаковниц и 2—4 фальконета — легких орудий для стрельбы картечью.


Большие галеры 16—17 веков.

В 16 веке, по мере совершенствования артиллерийского вооружения и парусной оснастки кораблей, галеры стали уступать место на море парусникам. В 1571 году при Лепанто состоялось последнее из крупных сражений эпохи гребного флота.

Гребные корабли широко использовались Россией и Швецией в период Северной войны. Все-таки галера могла многое из того, на что парусники не были способны в принципе. Гребные корабли имели возможность давать задний ход, разворачиваться на месте и двигаться в полное безветрие. В шхерах, устьях рек и на финских озерах они были незаменимы.


Маленький галиот — "скампавея” — в сражениях со шведами показал себя наиболее полезным из судов русского флота. «Скампавея» в переводе с итальянского означает «исчезающая», «неуловимая» — в общем, разведывательная галера. Скампавеи сражались, высаживали десанты и использовались для буксировки парусных кораблей в штиль. А то, что гребцами на русских галерах служили не каторжники, а солдаты (в том числе и гвардейских полков), обеспечивало им превосходство над шведскими галерами.

Либурны

Армады пентер исчезли с просторов Средиземного моря уже в 1 веке до нашей эры. Но триеры продолжали использоваться римлянами до 4 века новой эры. До тех пор, когда в 323 году эскадра трехрядных кораблей не была уничтожена вдвое уступающим ей численностью отрядом либурн императора Константина.

Либурны появились на Адриатике во 2 веке до нашей эры как суда иллирийских пиратов. Двухмачтовые кораблики длиной 23—29 метров и водоизмещением 70—90 тонн вмещали 100—130 человек, включая 60—80 гребцов. Воины располагались на носовой и кормовой площадках. Сплошной палубы у либурн не было. Гребцы же садились в один ярус — по двое на весло. Это несколько снижало эффективность их работы, но легкие либурны, тем не менее, разгонялись до 16 километров в час. Высокая скорость и небольшая осадка позволяли пиратским судам уходить от бирем береговой охраны.



Либурна.


Для того, чтобы разгромить пиратов, римский полководец Помпей вынужден был пересадить на либурны и своих воинов. Такие корабли не только прижились в римском флоте, но и постепенно стали завоевывать все более прочные позиции. Причиной успеха либурн стало постепенное ухудшение финансового положения империи. Небольшие одноярусные галеры оказались не только дешевы в производстве, но и очень просты в эксплуатации. Их качества почти не снижались, если на веслах оказывались не профессиональные гребцы, а обычные легионеры или наемники-франки.

Гребные левиафаны

К середине 16 века мореходные качества и огневая мощь галер перестали быть удовлетворительными. В это время огромный гребной флот Венеции начал пополняться судами нового типа — галеасами. Или, в буквальном переводе, "галерищами”.

Венецианские галеасы, впрочем, были не так уж и велики — всего 47 метров длины и около 500 тонн водоизмещения. Численность экипажа на борту галеаса в то время также не превышала таковой у обычных "двойных” галер. Отличала эти корабли, в первую очередь, конструкция: три мачты вместо двух и сплошная палуба с высоким фальшбортом поверх гребной палубы. На верхней палубе, а также в носовой и кормовой башнях, размещалось 12—14 орудий и множество фальконетов и гаковниц.


Галеасы — огромные галеры, предназначенные для плавания в зимнее время и огневой поддержки обычных галер.


Но даже вооружение галеасов оказалось недостаточно сильным. Корабль, у которого нижняя — самая удобная для установки тяжелых пушек — палуба занята гребцами, не мог нести орудий, мощность которых соответствовала бы требованиям времени. Эпоха гребного флота заканчивалась, и увеличение размера галер уже не могло исправить этого факта.





Источник: http://www.mirf.ru/Articles/print1009.html
Категория: История мирового судостроения | Добавил: Majestic (28.11.2009) | Автор: Игорь Край
Просмотров: 14399 | Комментарии: 4 | Теги: Древние корабли | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 3
1 Majestic  
0
А я живу в средних веках, что мне делать тогда? . . .

2 Britannic  
0
Наверное, интересоваться сайтом спаммера чувака, что написАл выше.

3 Majestic  
0
Да но у нас еще пока плохо развиты технологии. Ни дать ни взять прошлый век. Что с ним поделаешь. Но могу сказать галеры у нас тут отличные. Все как на подбор. А еще они веслами оборудованы для гребли.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]