Главная » Статьи » Экспедиции. |
30.04.2010 Москва,
ночь За окном – непроглядная темнота: стрелки часов показывают половину второго ночи. Мысли в голове в данный момент отказываются выстраиваться в логическую цепочку умозаключений: все попытки адекватно оценить ситуацию заканчиваются рассеиванием фрагментов еще до конца не созревших идей и далеких воспоминаний о «старых добрых временах». В который раз задаю себе «вечный», уже несколько поднадоевший всем вопрос: что принесет эта поездка? Окажется ли она полезной обществу (именно с точки зрения истории), или же она отправится (вместе с неуместными комментариями «остряков») на свалку безличных блужданий по территории нашей необъятной страны? Хватит философии – пора приниматься за дело. Хочется надеяться, что все пойдет по заранее составленному плану – трудности в обеспечении и без того сложной поездки мне не нужны. 30.04.2010 Поезд
«Москва-Адлер», ранний вечер Успокаивающе стучат колеса вагонов. За окном мелькают заборы, отдельные рощицы и кирпичные строения – мы в районе Воронежа. До пункта назначения (г. Туапсе) еще очень далеко и это, в какой-то степени, радует: у меня есть время подумать обо всех аспектах будущих исследованиях и просто - о жизни. P.S. Тысячи километров железнодорожных путей сравнимы с судьбами людей: они так же ветвятся, сходятся и расходятся… 30.04.2010-1.05.2010 Ночь. Мы прибыли к очередной платформе, залитой ярким светом. Для себя отмечаю, что такие места кажутся живительными оазисами среди многих сотен километров однотипных (особенно в темноте!) ландшафтов степей, которые простираются в окрестностях города Ростов-на-Дону. До прибытия в Туапсе остается всего 6 часов… 1.05.2010 Утро Ранее утро. Довольно тепло. В окне вижу лишь зеленые и коричневые полосы - такими с верхней полки кажутся поля и клочки распаханной земли. Вставать не хочется, посему мысленно прокручиваю механизм биологического будильника на час вперед. 1.05.2010 8.00 Яркие холмы, покрытые зеленым лесом – первое, что бросается в глаза при взгляде из окна. До Туапсе остались считанные километры, поезд приходит их с довольно высокой скоростью. Пора собираться на выход… 1.05.2010 12.30 Наконец, я посетил место последнего пристанища французского танкера «Руссильон», севшего на мель в районе Туапсе в 1967 году. … Несмотря на холодную воду (температурой 13-14 градусов по
Цельсию), мне удалось осуществить кратковременный осмотр носовой части судна,
находящейся на глубине около Приятно отметить, что вопреки существующему мнению, «Руссильон» сохранил 20-25 % своего корпуса. Обросший водорослями нос даже после 40 лет простоя продолжает поддерживать свои гордые очертания и стойкую форму, а ржавые машины, кажется, и сейчас готовы ринуться в бой против сильного батумского ветра, который стал причиной гибели судна в 1960-х годах 20 века. До свидания, «Руссильон»! Я еще вернусь… 1.05.2010 День Осмотрел машинное отделение танкера «Руссильон». «Забрел» в
этот отсек я совершенно случайно (причем тогда, когда уже заканчивал
фотографировать остатки судна). На глубине 3- За 40 лет пребывания на грунте танкер оброс водорослями, превратившись в дом для разнообразных морских организмов. Глубина в районе кормы: 1.5- P.S. Море не хочет меня отпускать. Оно настойчиво накатывает на берег и будто бы говорит: «Останься еще на часок, не уходи». Я останусь – мне некуда спешить. 1.05.2010 Вечер Я покидаю место гибели танкера «Руссильон». Я не могу поверить в то, что это судно когда-то ходило по волнам… Я не верю в то, что этим утром я осматривал его… Черноморский «Титаник» продолжает хранить свои тайны и преобразовывать мысли и чувства людей в зыбкие, ПОНЯТНЫЕ ТОЛЬКО ЕМУ сновидения. … Прибой разрушает остатки реальности. Возможно, я нахожусь в тысячах километрах от Туапсе. Координаты на GPS-навигаторе ничего не значат, в данный момент они - не существующая часть настоящей жизни. 1.05.2010 Вечер Я уже более 4 часов сижу у остатков танкера «Руссильон». Ощущаю себя электроном, притягиваемым положительным зарядом ядра доброго и милого мне судна. Солнце перевалило мысленную «гору» в иллюзорном центре небосвода. Пора домой… 1.05.2010 СНОВА вечер Товарняк следует в Туапсе. Я нацеливаю объектив своего фотоаппарата на лобовое стекло головного вагона. Тихий щелчок – и снимок у меня «в кармане». Машинист приветливо машет мне вслед – моя рука, как бы сама по себе, реагирует на этот жест, описывая в воздухе непонятные узоры. Мысли вместе с головным мозгом уехали куда-то в Канзас – возможно, они занимаются съемками нового фильма о разрушительной мощи торнадо. Общий отчет по
обследованию танкера «Руссильон». В ходе исследований было выяснено, что в настоящее время
сохранилось 20-30 % корпуса танкера «Руссильон» (секция «высотой» 3- Попутно с визуальным осмотром велась фото - и видеоразведка объекта с вычерчиванием наглядных схем. Глубина в районе работ: Корма – около Средняя часть – 1.5- Нос – Намечены основные направления работ на объекте (в будущие годы) для наблюдения за динамикой изменения остатков судна под воздействием волновых движений и прочих факторов природного и антропогенного характера. 2.05.2010 День Осуществил погружение на буксир «Гарпун». Исследованиям благоприятствовала хорошая погода и полное отсутствие волнения на море. На глубине За 68 лет, проведенных на грунте, «Гарпун» превратился в искусственный риф – своеобразный оазис среди безжизненного «пейзажа» песчаного (встречались и заиленные участки) морского дна. Вокруг сохранившегося корпуса (возвышающегося на 3- Видимость в этот день не превышала 1.5- Общий отчет по
обследованию буксира «Гарпун». Ограниченная видимость (1.5- В ходе погружения было выяснено, что остов буксира «Гарпун»
лежит на глубине около 12- Наиболее примечательной (с позиций ныряльщика) частью судна
является хорошо сохранившийся паровой котел, возвышающийся над грунтом на 3- Характер повреждений корпуса свидетельствует о том, что причиной гибели буксира стал артиллерийский обстрел или авиационный налет – «навал» на камни брекватера (и действия волновых движений!!!) не могли причинить столь сильных разрушений. В беседе с работниками дайвинг-центра удалось выяснить, что
объект, лежащий в районе порта, является буксиром «Гарпун» (и только им!),
затонувшим в годы Великой Отечественной войны. «Версия» с пароходом «Князь
Оболенский» (это судно было потоплено в В ходе исследований велась фото- и видеосъемка. Из воспоминаний. Якорный конец уходит в
темно-синюю глубину… Отметка Перекрученные полосы
металла, гигантская «бочка» парового котла, носовая и кормовая части, обломки,
разбросанные на различном удалении от буксира, - все это создает неизгладимое
впечатление: временные границы между прошлым и настоящим просто-напросто
стираются. Время погружения
стремительно подходит к концу. И без того незаметные в реальной жизни 20 минут
оборачиваются мгновениями. … Солнечный свет
внезапно ослепляет меня. «Гарпун» остается лежать на морском дне в далеком 1943
году. Я забыл, где настоящее, но помню все о прошлом… 2.05.2010 Осмотрел кормовую часть танкера «Руссильон». К сожалению, сборщики металлолома добрались до некоторых фрагментов судна, располагавшихся ниже уровня поверхности. 2.05.2010 Ранний
вечер Дует свежий ветерок, море заметно волнуется. Возможно, ночью будет шторм. … Сегодняшний день оказался довольно насыщенным в плане обследования затонувших объектов. Помимо осмотра буксира «Гарпун» мне удалось провести кратковременные исследования кормовой части танкера «Руссильон». Я был расстроен, увидев, что сборщики металлолома применили свои варварские технологии даже под водой: значительная часть кормы представляет собой рваную бахрому бесформенных «кусков» металла. P.S. Видимость под водой
составляет 2.05.2010 Ранний
вечер Танкеры и сухогрузы на горизонте наводят на грустные мысли: все в этом мире имеет начало и конец. «Руссильон» окончил свои «подвижные» дни 43 года назад. Тогда же пошел отчет времени вечного простоя. Страшная и непонятная мне периодичность… 2.05.2010 Возможно,
ночь Вода температурой в 13-14 градусов не в силах остановить процесс исследований. Находясь в огромном (по своим размерам) машинном отделении танкера «Руссильон» или осматривая паровой котел буксира «Гарпун», ты забываешь о том, что «на дворе» стоят первые числа мая. Календарные циклы потеряли всякую значимость. 3.05.2010 6.20 Отблески пламени газовой плитки рассекают утреннюю темноту. На сегодня у меня запланирован поход к месту гибели транспорта «Азов». Удастся ли осмотреть его под водой?! Не знаю… Все будет зависеть от времени, обстоятельств и возможностей. P.S. Жаль, что поездка, так и не успев начаться, подходит к своему логическому завершению. 3.05.2010 6.30 Горячее какао, кружка супа – все, что нужно человеку для полного счастья ранним утром, когда температура за окном колеблется в пределах 5-7 градусов по Цельсию. Что же – мне пора к «Азову»… 3.05.2010 7.20 Собственно, этого (по «закону подлости») и следовало ожидать. Испортившаяся погода, человеческие факторы, вызвавшие наступление моря на берег, свели все попытки пройти к «Азову» на нет. … Я вновь у «Руссильона». В небе мчатся стаи туч, а волны, забуруниваясь в обломках, издают протяжный вой. Танкеры на горизонте манят еще не выключенными огнями, а старый серп месяца как бы напоминает о временности всего происходящего. … Спасибо тебе, «Руссильон»! За эти 3 дня ты стал для меня хорошим объектом, добрым другом и неисчерпаемым источником жизненных истин. 3.05.2010 Виски, гречневая каша, шум волн и остов «Руссильона»… Казалось бы, бредовый набор предметов и явлений. В Туапсе эта совокупность приобретает определенный смысл. 3.05.2010 9.45 Готовлюсь к погружению на затонувший в районе Туапсинского порта плавкран. Настроение падает в «согласии» с остающимся до отъезда временем. Уезжать совсем не хочется. 3.05.2010 7.45 Погода вновь расстроила мои планы – о выходе катера в открытое море не может быть и речи. Сходил к «Руссильону», погрелся у костра, выпил прохладного коктейля. Исследовательская поездка подходит к концу. Всем успехов. 4.05.2010 Рязань… Последняя остановка перед Москвой, последний дорожный «перекус». В 17.00 поезд пересек границу с Московской областью. За время исследований мне удалось осмотреть 2 объекта. Я не буду расстраиваться из-за срыва ряда погружений, вооружившись одной из жизненных истин: неосуществленные планы – повод вернуться назад. Желаю всем успехов! P.S. Выражаю благодарность Михайлову Андрею за обеспечение постоянного информационного потока на "линии": Туапсе-Ленинград Также хотелось бы сказать большое спасибо персоналу гостиницы "Весна" и дайв-инструктору Руслану Скирде. С уважением Федоров Павел (Москва). | |
Просмотров: 2031 | Комментарии: 2 | |