• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Исследовательская поездка в Туапсе.

30.04.2010 Москва, ночь

За окном – непроглядная темнота: стрелки часов показывают половину второго ночи. Мысли в голове в данный момент отказываются выстраиваться в логическую цепочку умозаключений: все попытки адекватно оценить ситуацию заканчиваются рассеиванием фрагментов еще до конца не созревших идей и далеких воспоминаний о «старых добрых временах».

В который раз задаю себе «вечный», уже несколько поднадоевший всем вопрос: что принесет эта поездка? Окажется ли она полезной обществу (именно с точки зрения истории), или же она отправится (вместе с неуместными комментариями «остряков») на свалку безличных блужданий по территории нашей необъятной страны?

Хватит философии – пора приниматься за дело. Хочется надеяться, что все пойдет по заранее составленному плану – трудности в обеспечении и без того сложной поездки мне не нужны.

 

30.04.2010 Поезд «Москва-Адлер», ранний вечер

Успокаивающе стучат колеса вагонов. За окном мелькают заборы, отдельные рощицы и кирпичные строения – мы в районе Воронежа. До пункта назначения (г. Туапсе) еще очень далеко и это, в какой-то степени, радует: у меня есть время подумать обо всех аспектах будущих исследованиях и просто - о жизни.

P.S. Тысячи километров железнодорожных путей сравнимы с судьбами людей: они так же ветвятся, сходятся и расходятся…

 

30.04.2010-1.05.2010

Ночь. Мы прибыли к очередной платформе, залитой ярким светом. Для себя отмечаю, что такие места кажутся живительными оазисами среди многих сотен километров однотипных (особенно в темноте!) ландшафтов степей, которые простираются в окрестностях города Ростов-на-Дону. До прибытия в Туапсе остается всего 6 часов…

 

1.05.2010 Утро

Ранее утро. Довольно тепло. В окне вижу лишь зеленые и коричневые полосы - такими с верхней полки кажутся поля и клочки распаханной земли. Вставать не хочется, посему мысленно прокручиваю механизм биологического будильника на час вперед.

 

1.05.2010 8.00

Яркие холмы, покрытые зеленым лесом – первое, что бросается в глаза при взгляде из окна. До Туапсе остались считанные километры, поезд приходит их с довольно высокой скоростью. Пора собираться на выход…

 

1.05.2010 12.30

Наконец, я посетил место последнего пристанища французского танкера «Руссильон», севшего на мель в районе Туапсе в 1967 году.

… Несмотря на холодную воду (температурой 13-14 градусов по Цельсию), мне удалось осуществить кратковременный осмотр носовой части судна, находящейся на глубине около 4 метров, а также 8-цилиндровой паровой машины и фрагмента кормовой оконечности танкера.

Приятно отметить, что вопреки существующему мнению, «Руссильон» сохранил 20-25 %  своего корпуса.

Обросший водорослями нос даже после 40 лет простоя продолжает поддерживать свои гордые очертания и стойкую форму, а ржавые машины, кажется, и сейчас готовы ринуться в бой против сильного батумского ветра, который стал причиной гибели судна в 1960-х годах 20 века.

До свидания, «Руссильон»! Я еще вернусь…


1.05.2010 День

Осмотрел машинное отделение танкера «Руссильон». «Забрел» в этот отсек я совершенно случайно (причем тогда, когда уже заканчивал фотографировать остатки судна). На глубине 3-4 метров я смог разглядеть фрагменты механизмов, основания 2-х 8-цилиндровых паровых машин, части переборок и бортов «Руссильона».

За 40 лет пребывания на грунте танкер оброс водорослями, превратившись в дом для разнообразных морских организмов.

Глубина в районе кормы: 1.5-2 м, в районе носа – 4 м.

P.S. Море не хочет меня отпускать. Оно настойчиво накатывает на берег и будто бы говорит: «Останься еще на часок, не уходи». Я останусь – мне некуда спешить.

 

1.05.2010 Вечер

Я покидаю место гибели танкера «Руссильон». Я не могу поверить в то, что это судно когда-то ходило по волнам… Я не верю в то, что этим утром я осматривал его… Черноморский «Титаник» продолжает хранить свои тайны и преобразовывать мысли и чувства людей в зыбкие, ПОНЯТНЫЕ ТОЛЬКО ЕМУ сновидения.

  Прибой разрушает остатки реальности. Возможно, я нахожусь в тысячах километрах от Туапсе. Координаты на GPS-навигаторе ничего не значат, в данный момент они - не существующая часть настоящей жизни.

 

1.05.2010 Вечер

Я уже более 4 часов сижу у остатков танкера «Руссильон». Ощущаю себя электроном, притягиваемым положительным зарядом ядра доброго и милого мне судна. Солнце перевалило мысленную «гору» в иллюзорном центре небосвода. Пора домой…

 

1.05.2010 СНОВА вечер

Товарняк следует в Туапсе. Я нацеливаю объектив своего фотоаппарата на лобовое стекло головного вагона. Тихий щелчок – и снимок у меня «в кармане». Машинист приветливо машет мне вслед – моя рука, как бы сама по себе, реагирует на этот жест, описывая в воздухе непонятные узоры. Мысли вместе с головным мозгом уехали куда-то в Канзас – возможно, они занимаются съемками нового фильма о разрушительной мощи торнадо.

 

Общий отчет по обследованию танкера «Руссильон».

В ходе исследований было выяснено, что в настоящее время сохранилось 20-30 % корпуса танкера «Руссильон» (секция  «высотой» 3-4 м над килем), а также часть машинного отделения с фрагментами механизмов и главной паровой машиной.

Попутно с визуальным осмотром велась фото - и видеоразведка объекта с вычерчиванием наглядных схем. Глубина в районе работ:

Корма – около 3 м

Средняя часть – 1.5-2 м

Нос – 4 м

Намечены основные направления работ на объекте (в будущие годы) для наблюдения за динамикой изменения остатков судна под воздействием волновых движений и прочих факторов природного и антропогенного характера.

 

2.05.2010 День

Осуществил погружение на буксир «Гарпун». Исследованиям благоприятствовала хорошая погода и полное отсутствие волнения на море.

На глубине 12 метров в районе городского порта Туапсе мной был осмотрен массивный корпус судна со следами повреждений. Своими размерами впечатлил гладкий паровой котел – целый, покрытый легким, приятным на ощупь пушком водорослей.

За 68 лет, проведенных на грунте, «Гарпун» превратился в искусственный риф – своеобразный оазис среди безжизненного «пейзажа» песчаного (встречались и заиленные участки) морского дна.

Вокруг сохранившегося корпуса (возвышающегося на 3-4 метра) разбросаны фрагменты палубных механизмов и внутренних частей судна.

Видимость в этот день не превышала 1.5-2 метров, поэтому впечатление об общем состоянии буксира можно составить, лишь воспроизведя в голове мозаику из отдельных зрительных образов, зафиксированных во время погружения.

 

Общий отчет по обследованию буксира «Гарпун».

Ограниченная видимость (1.5-2 метра) не позволила осуществить детального обследования судна.

В ходе погружения было выяснено, что остов буксира «Гарпун» лежит на глубине около 12-13 метров в непосредственной близости от портовых сооружений города Туапсе.

Наиболее примечательной (с позиций ныряльщика) частью судна является хорошо сохранившийся паровой котел, возвышающийся над грунтом на 3-3.5 м.

Характер повреждений корпуса свидетельствует о том, что причиной гибели буксира стал артиллерийский обстрел или авиационный налет – «навал» на камни брекватера (и действия волновых движений!!!) не могли причинить столь сильных разрушений.

В беседе с работниками дайвинг-центра удалось выяснить, что объект, лежащий в районе порта, является буксиром «Гарпун» (и только им!), затонувшим в годы Великой Отечественной войны. «Версия» с пароходом «Князь Оболенский» (это судно было потоплено в 1916 г. при обстреле Туапсе немецким крейсером «Гебен») признана ошибочной.

В ходе исследований велась фото- и видеосъемка.

 

Из воспоминаний.

Якорный конец уходит в темно-синюю глубину… Отметка 12 метров. Словно неясные силуэты на проявляемой фотографии на меня надвигаются призрачные тени, бросаемые корпусом  таинственного судна «Гарпун».

Перекрученные полосы металла, гигантская «бочка» парового котла, носовая и кормовая части, обломки, разбросанные на различном удалении от буксира, - все это создает неизгладимое впечатление: временные границы между прошлым и настоящим просто-напросто стираются.

Время погружения стремительно подходит к концу. И без того незаметные в реальной жизни 20 минут оборачиваются мгновениями.

… Солнечный свет внезапно ослепляет меня. «Гарпун» остается лежать на морском дне в далеком 1943 году. Я забыл, где настоящее, но помню все о прошлом…

 

2.05.2010

Осмотрел кормовую часть танкера «Руссильон». К сожалению, сборщики металлолома добрались до некоторых фрагментов судна, располагавшихся ниже уровня поверхности.

 

2.05.2010 Ранний вечер

Дует свежий ветерок, море заметно волнуется. Возможно, ночью будет шторм.

… Сегодняшний день оказался довольно насыщенным в плане обследования затонувших объектов. Помимо осмотра буксира «Гарпун» мне удалось провести кратковременные исследования кормовой части танкера «Руссильон».

Я был расстроен, увидев, что сборщики металлолома применили свои варварские технологии даже под водой: значительная часть кормы представляет собой рваную бахрому бесформенных «кусков» металла.

P.S. Видимость под водой составляет 3 метра. Глубина в районе работ: 2.5-3 м.


2.05.2010 Ранний вечер

Танкеры и сухогрузы на горизонте наводят на грустные мысли: все в этом мире имеет начало и конец. «Руссильон» окончил свои «подвижные» дни 43 года назад. Тогда же пошел отчет времени вечного простоя. Страшная и непонятная мне периодичность…

 

2.05.2010 Возможно, ночь

Вода температурой в 13-14 градусов не в силах остановить процесс исследований. Находясь в огромном (по своим размерам) машинном отделении танкера «Руссильон» или осматривая паровой котел буксира «Гарпун», ты забываешь о том, что «на дворе» стоят первые числа мая. Календарные циклы потеряли всякую значимость.

 

3.05.2010 6.20

Отблески пламени газовой плитки рассекают утреннюю темноту. На сегодня у меня запланирован поход к месту гибели транспорта «Азов».

Удастся ли осмотреть его под водой?! Не знаю… Все будет зависеть от времени, обстоятельств и возможностей.

P.S. Жаль, что поездка, так и не успев начаться, подходит к своему логическому завершению.

 

3.05.2010 6.30

Горячее какао, кружка супа – все, что нужно человеку для полного счастья ранним утром, когда температура за окном колеблется в пределах 5-7 градусов по Цельсию.

Что же – мне пора к «Азову»…

 

3.05.2010 7.20

Собственно, этого (по «закону подлости») и следовало ожидать. Испортившаяся погода, человеческие факторы, вызвавшие наступление моря на берег, свели все попытки пройти к «Азову» на нет.

… Я вновь у «Руссильона». В небе мчатся стаи туч, а волны, забуруниваясь в обломках, издают протяжный вой.

Танкеры на горизонте манят еще не выключенными огнями, а старый серп месяца как бы напоминает о временности всего происходящего.

… Спасибо тебе, «Руссильон»! За эти 3 дня ты стал для меня хорошим объектом, добрым другом и неисчерпаемым источником жизненных истин.

 

3.05.2010

Виски, гречневая каша, шум волн и остов «Руссильона»… Казалось бы, бредовый набор предметов и явлений. В Туапсе эта совокупность приобретает определенный смысл.

 

3.05.2010 9.45

Готовлюсь к погружению на затонувший в районе Туапсинского порта плавкран. Настроение падает в «согласии» с остающимся до отъезда временем. Уезжать совсем не хочется.

 

3.05.2010 7.45

Погода вновь расстроила мои планы – о выходе катера в открытое море не может быть и речи.

Сходил к «Руссильону», погрелся у костра, выпил прохладного коктейля.

Исследовательская поездка подходит к концу. Всем успехов.

 

4.05.2010

Рязань… Последняя остановка перед Москвой, последний дорожный «перекус». В 17.00 поезд пересек границу с Московской областью.

За время исследований мне удалось осмотреть 2 объекта. Я не буду расстраиваться из-за срыва ряда погружений, вооружившись одной из жизненных истин: неосуществленные планы – повод вернуться назад. Желаю всем успехов!


P.S. Выражаю благодарность Михайлову Андрею за обеспечение постоянного информационного потока на "линии": Туапсе-Ленинград


Также хотелось бы сказать большое спасибо персоналу гостиницы "Весна" и дайв-инструктору Руслану Скирде.


С уважением Федоров Павел (Москва).

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (05.05.2010) | Автор: Федоров Павел, Михайлов Андрей.
Просмотров: 2031 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
1 Илья  
0
Буквально вчера был на "Гарпуне" и тоже с Русланом :-) Павел Вы если отмечали погружения в лог-буке - заметьте, что написано у Руслана вместо слова PADi в печати. Стоит переделать :-)
Видимость не так хороша, как хотелось бы, и прохладно - + 10, а так Гарпун достаточно интересное место для погружений без большого опыта - недалеко и неглубоко. Единственное не понял, что там рядом с гарпуном за тротуарная плитка лежит ?
В общем спасибо за статью, по работе не раз придется ездить этим летом в Туапсе, посмотрю с интересом на Руссильон.

Илья
Авилон
Великий Новгород


2 Britannic  
0
Здравствуйте, Илья! Очень приятно видеть комментарии людей схожих увлечений (тем более посещавших один и тот же "рэк")!!! Я не отмечал погружение в лог-буке, поэтому относительно печати ничего сказать не могу smile
Насчет видимости. 2.5-3 метра - "результат" малой глубины (по сути, буксир лежит в зоне литорали с очень активной гидродинамикой). С переменной погодой и наплывом дайверов (особенно в туристический сезон) на лучшее рассчитывать не приходится) Но и так вроде бы ничего: невозможность охватить взглядом значительные фрагменты судна придает осмотру некоторую таинственность.
Тротуарная плитка осталась загадкой и для меня. Возможно, она каким-то образом относится к "Гарпуну"; не исключено, что она попала на дно с борта небольших судов, активно курсирующих в районе порта. Пусть данная деталька останется тайной wink
"Руссильон" обязательно осмотрите: побывайте в машинном отделении (8-цилиндровые двигатели под водой производят сильное впечатление), "загляните" на корму и в район носа (дно в этой части судна удалено от поверхности на 5 метров). Будут какие вопросы - обращайтесь, с радостью помогу!
Заходите к нам еще!
С уважением Федоров Павел, Москва.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]