• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Катастрофы на воде.

Гибель лайнера Andrea Doria


Андреа Дориа (итал. Andrea Doria) — итальянский трансатлантический лайнер, построенный на верфях Ансалдо в Генуе в 1950-х годах. Флагман «Италиан Лайн». 26 июля 1956 года затонул через 11 часов после столкновения с лайнером «Стокгольм» у побережья Нью-Йорка. В истории мореходства это считается самая успешная спасательная операция.

О лайнере.

"Андреа Дориа" стал символом возрождения Италии после второй мировой войны. В небесах над Атлантикой еще не неслись реактивные самолеты, и морские лайнеры продолжали процветать.



Итальянские мастера соткали шелковые гобелены, "наводящие на приятные размышления", Романо Руи покрыл красочной эмалью медные панели, художники сделали вазы ручной работы для каждой комнаты в "люксах" и для каждой каюты.

Ремесленники изготовили мозаичные стойки баров из вишни, клена, розового и лимонного дерева, из французской смоковницы.

Внутреннее убранство корабля стало олицетворением современной Италии, того чувственного стиля, символом которого были плавно-стремительные изгибы "феррари", появлявшиеся тогда в популярных фильмах, в то же время отдавая дань уважения легендарным художественным традициям страны. Результат превзошел все ожидания - ощущение у пассажиров было, как в итальянской опере.

Поскольку судно ходило по южноатлантическому маршруту, ее владельцы рекламировали многочисленные увеселения на свежем воздухе - на палубах корабля. Пассажиры стреляли с кормы по тарелкам и набрасывали веревочные кольца на деревянные колышки - эта ультрамодная тогда игра называлась "серсо". К тому же, "Дориа" был первым пассажирским лайнером, предлагавшим плавательные бассейны в первом, каютном и туристическом классах.


История создания

После Второй мировой войны Италия, выступавшая на стороне фашистской Германии, потеряла практически весь свой коммерческий флот. «Лентоносец» «Рекс», побивший рекорд немецкого лайнера «Бремен», был уничтожен британскими бомбардировщиками у побережья Триеста в 1944 году, немного усовершенствованная сестра «Рекса», «Конте ди Савойя», сгорела в порту Маламокко после нападения бомбардировщиков противника.

Итальянской судоходной компании «Италиан Лайн» надо было воссоздавать свой флот с пустого места. После размышлений было решено построить два небольших лайнера. Их скорость и размеры не соответствовали бы довоенным стандартам, но лайнеры были бы комфортабельными и престижными. Контракт на строительство двух новых судов достался верфи Ансалдо в Генуе, той же верфи, которая построила «Рекс» и «Конте ди Савойя».

Строительство.

Два новых лайнера должны были быть не очень быстрыми и не очень большими, но их интерьеры и уровень комфорта должен был быть на высшем уровне. В длину новые суда были бы 213 метров, в ширину 27,5, а максимальная скорость — 23 узла. Имена им выбрали поистине великие: первое судно назвали в честь генуэзского адмирала Андреа Дориа, второе — в честь открывателя Америки Христофора Колумба.



9 февраля 1950 года был заложен киль «Андреа Дориа», а 16 июня 1951 года новый флагман «Италиан Лайн» был спущен на воду. Лайнер был окрещен женой бывшего министра коммерческого мореходства Джузеппе Сарагата — Джузеппиной Сарагат. Во время ходовых испытаний были выявлены некоторые технические неполадки и первый рейс был перенесен с 14 декабря 1952 года на 14 января 1953 года. В этот день «Андреа Дориа» отчалил от причальной стенки в Генуе и отправился в Нью-Йорк. На подходе к Америке начался шторм и судно пришло в порт немного опоздав, но тем не менее 23 января лайнер торжественно встретили в Америке. «Андреа Дориа» был самым популярным итальянским лайнером, ведь в каждом рейсе он был почти полностью загружен пассажирами.

Новые итальянские лайнеры не были похожи ни на один другой лайнер. На черных корпусах лайнеров находились сужающиеся к верху надстройки. На суднах было по 11 палуб. На самой верхней палубе была одна, слегка скошенная вперед белая труба с зеленой полоской и красной верхушкой. Труба такой формы придавала новым судам более элегантный вид, а скошенный и изогнутый вовнутрь форштевень и обтекаемая корма создавали вид дорогой яхты.

Безопасность обеспечивалась 16 спасательными шлюпками, которые можно было спустить при крене даже в 20 градусов. Также корпуса судов были разделены на 11 водонепроницаемых отсеков, причем, если бы любые два из них были затоплены, судна могли бы остаться на плаву.

«Стокгольм»

Спущенный на воду в начале 1948 года «Стокгольм» первым в послевоенные годы среди пассажирских судов новой постройки стал совершать рейсы через Северную Атлантику. Он был самым крупным из шведских судов, но, вместе с тем, самым маленьким среди пассажирских лайнеров, курсировавших через Северную Атлантику.



В 1953 году шведская компания увеличила размеры надстройки «Стокгольма», в результате чего число мест для пассажиров было доведено до 548. Но судно сохранило свои обтекаемые очертания гоночной яхты. У него был удлиненный бак, остро срезанный нос эсминца и изящно закругленная корма крейсера. Длина его составляла 160 метров, ширина — 21. Судно имело семь палуб, закрытый бассейн для плавания.

Опытнейший 63-летний капитан «Стокгольма» Норденсон слыл строгим, требовательным человеком. «Стокгольм», принадлежавший шведской судоходной компании, содержался в безукоризненном порядке.

Столкновение.

17 июля 1956 года «Андреа Дориа» покинул Геную. Капитаном с самого первого рейса был Пьеро Каламаи. Этот человек был одним из самых опытных капитанов «Италиан Лайн», которому последние полностью доверяли.

25 июля 1956 года «Андреа Дориа», идя в тумане со скоростью 22 узла, приближался к маяку на острове Нантакет. Практически весь маршрут был пройден. Идя на такой высокой скорости, «Андреа Дориа» нарушил закон, по которому в тумане надо было снизить скорость. Причиной такой высокой скорости было то, что судно опаздывало. На пирсе судно ждали грузчики, которым платили почасовую зарплату, то есть, чем позже причалит «Андреа Дориа», тем больше им придется заплатить денег. Для компании не была приоритетом быстрота пересечения океана, но и лишние деньги никогда не помешают, поэтому Пьеро Каламаи вел судно в Нью-Йорк с максимальной скоростью.
Миновав Нантакет, в 22:10 капитан Каламаи взял курс на маяк Амброуз. Ночь была темная, плюс и туман сгустился, но опаздывать нельзя было. На мостике «Стокгольма» впереди заметили судно. Оно шло не меняя курса, тогда рулевой «Стокгольма» решил отвернуть влево, чтобы не столкнуться. На «Андреа Дориа» тоже заметили судно и решили отвернуть вправо.



Через несколько минут на мостиках обоих судов увидели как из тумана вылетает нос другого судна. Через несколько секунд нос «Стокгольма» вонзился в правый борт «Андреа Дориа» и начал рвать стальную обшивку, как бумагу. «Стокгольм» пробил 7 палуб, а от удара «Андреа Дориа» сильно накренилась влево, резко развернулась, оголив винты, и потащила за собой шведское судно. Капитан «Стокгольма» Норденсон реверсировал машины и со скрежетом покорёженый форштевень вышел из правого борта «Андреа Дориа»; суда расцепились, и в 12-метровую пробоину итальянского судна хлынула вода, «Андреа Дориа» мгновенно накренилась на правый борт, но продолжала идти 22-узловым ходом. Через мгновение итальянский лайнер исчез в тумане. Несколько минут спустя капитан приказал остановить двигатели.

В 22:22 «Стокгольм» передал сигнал SOS, в котором говорилось, что судно столкнулось с другим кораблем, но может дойти до Нью-Йорка своим ходом.
Через 21 минуту после столкновения «Андреа Дориа» также передал сигнал SOS, в котором говорилось, что судно получило крен на правый борт в 20 градусов и он постепенно растет. Также радисты итальянского лайнера сообщили, что шлюпки левого борта спустить невозможно. Одним из первых откликнулся гигантский лайнер «Иль де Франс», принадлежавший компании «Compagnie Generale Transatlantique» («Френч Лайн»).





Искореженный корпус "Стокгольма" на причале в Нью-Йорке.



Пассажиры бросали детей в шлюпки на растянутые одеяла и чехлы, многие просто прыгали в воду, спускались по канатам, а пожилые люди либо прыгали в воду, либо с огромными усилиями, и с помощью молодых пассажиров, спускались в шлюпки по канатам. На борту не было паники, хотя все понимали, что без шлюпок левого борта половина пассажиров обречена на смерть. Но помощь пришла быстро и у людей появилась надежда на спасение.







Самым позорным фактом той ночи является низкий уровень моральных качеств итальянских моряков. Они садились в шлюпки сами и отплывали от судна не взяв на борт пассажиров. Всего шлюпками «Андреа Дориа» было спасено около 40 % пассажиров и 60 % команды.


Когда крен «Андреа Дориа» увеличился на 8 градусов, к судну подошли шлюпки со «Стокгольма», «Иль де Франс», фруктовоза «Кейп Энн» и других откликнувшихся судов. Столь скорая помощь объясняется тем, что авария произошла на оживленном участке маршрута, иначе повторилась бы судьба «Титаника». Другое счастливое обстоятельство вызвано тем, что в ту ночь был полный штиль, что способствовало успешному проведению спасательных работ.



К утру 26 июля удалось спасти всех пассажиров лайнера, кроме тех, кто погиб при столкновении (46 человек). Через 11 часов после столкновения, в 10:09 «Андреа Дориа» затонул носом вниз.

Вопрос: "Почему?"

Остановившись на гибели лайнера хочется задать вопрос - почему все-таки столкнулись два современных судна, оснащенных новейшими по тому времени средствами навигации?



Теперь большинство специалистов склоняется к мысли, что 26 июля 1956 г. имела место классическая „радарная авария". Суть ее состоит в том, что ни капитан Каламаи, ни капитан Норденсон, ни их подчиненные не умели еще рассчитывать маневр расхождения, оперируя только отметками на экране радиолокатора. Добавим, что ситуацию усугубило и то, что штурманы обоих лайнеров, видимо, полагаясь на всемогущую технику, не вели обязательную прокладку курсов. К этому добавились и ошибки, допущенные капитаном Каламаи. В частности, зная, что „Андреа Дориа" к концу рейса израсходовал более 4 тысяч тонн жидкого топлива и пресной воды, он почему-то не стал принимать балласт — забортную воду. Это стало одной из причин почти мгновенной потери лайнером остойчивости, что сделало невозможным нормальный спуск шлюпок. Более того, при разборе происшествия выяснилось, что опытный капитан Каламаи, как ни странно, имел весьма приблизительное представление о маневренных качествах своего судна. А вскоре в шведской печати промелькнули сообщения о том, что система водонепроницаемых переборок лучшего судна компании Italian Line была далека от совершенства, имея некоторые недоработки,  что и послужило главной причиной его гибели.

Ну и конечно вечный денежных вопрос. А дело вот в чем -  международные Правила для предупреждения столкновений судов в море, требуют умеренной скорости при плавании в тумане. Войдя в туман, капитан "Андреа Дориа" уменьшил скорость с 23 узлов до 21,8. Такое уменьшение скорости можно назвать чисто символическим. Выяснилось, что так делалось всегда. В целях повышения безопасности мореплавания Международная конвенция по охране человеческой жизни на море рекомендует всем судам придерживаться определенных путей в Северной Атлантике.

Однако практика показывает, что судоходные компании в условиях жестокой конкуренции часто не считаются с Конвенцией и, стремясь к сокращению расходов, требуют идти кратчайшим путем. Именно этим можно объяснить тот факт, что теплоход "Стокгольм" оказался на 19 миль севернее рекомендованного для следования в Европу курса и вышел на путь встречных судов.

Последующие годы...


После своей гибели, лайнер продолжил собирать человеческие жертвы, только уже среди аквалангистов. Не сразу, а постепенно. Точно так же, как альпинисты гибнут на склонах Эвереста, аквалангисты погибают на "Андреа Дориа". В течение первых 25 лет после того, как лайнер пошел на дно, на нем не погиб ни один аквалангист. Однако, начиная с 1981 года, число жертв составляет уже 10. Не считая  троих, что погибли летом 1998-года. Кто-то заблудился внутри и остался без воздуха. Кто-то запутался в темноте в кольцах и петлях гниющих проводов и кабелей - и тоже остался без воздуха.

Другие пытались мелко дышать, чтобы сберечь драгоценный дыхательный газ в баллонах и выиграть время, потеряли сознание потому, что из организма не выводилось достаточно углекислого газа - да так и продолжали "спать" не глубине до тех пор, пока воздух в баллонах не кончался.

Лето 1998 года стало - с большим опережением - самым смертоносным сезоном затонувшего лайнера. Всего за 42 дня погибли три элитарных аквалангиста. Сначала Крэг Сикола 24 июня, потом Ричард Руст 8 июля и - 4 августа - Винсент Наполиелло.





Хронология:

  • 1 июля 1981 г. 40-летний Джон Барнетт из Паунд-Ридж, штат Нью-Йорк. Нырял с водолазного бота "Морской охотник-1". Следователи предположили, что он ушел в конвульсию и его дыхание остановилось, поскольку когда его тело было найдено в районе мостика "Дориа", у него в баллонах был воздух.
  • 15 июля 1984 года. 37-летнй Фрэнсис Кеннеди из Рентхэма, штат Массачуссетс. Дайв-бот "Уаху". Не хватило кислорода для декомпрессии.
  • 1 августа 1985 года. 27-летний Джон Ормсби из Ки-Уеста, штат Флорида. "Уаху". Утонул, запутавшись ногой в электрокабеле внутри корабля.
  • 15 июля 1988 года. 42-летний Джо Дрозд из Стонингтона, штат Коннектикут. Водолазный бот "Искатель". Он обрезал провода, в которых запутался баллонами, потом заблудился, потерял легочный автомат и утонул.
  • 2 июля 1992 года. 32-летний Мэтью Лоуренс из Майами-Лейке, штат Флорида. В дыхательной смеси было мало кислорода (5%). Утонул на глубине 79 метров на 14-й минуте погружения.
  • 15 июля 1992 года. 36-летний Майкл Скофилд из Сокела, штат Калифорния. Судя по всему, заблудился, не добравшись 10 метров до выхода из корабля, потерял сознание и израсходовал весь свой воздух.
  • 12 июля 1993 года. 33-летний Роберт Сантулли из Порт-Джефферсон, штат Нью-Джерси. "Морской охотник-3". Согласно материалам следствия береговой охраны, он запаниковал внутри корабля на глубине 65 метров, набросился на другого аквалангиста, выронил легочный автомат изо рта и утонул.


Вопрос о подъеме.

Конечно, долгие годы многих мучает  вопрос и сама возможность подъема лайнера. Выдвигались самые разные гипотезы и планы возможной операции. Но как только дело доходило о подсчете стоимости данного предприятия, то сразу же приходило сознание полнейшей нерентабельности дела, которое заставило множество спасателей отказаться от идеи подъема "Андреа Дориа". Операция таких масштабов никак не могла оправдать себя с финансовой точки зрения, даже если бы спасателям удалось изыскать способ подъема судна, который в принципе возможен, но с применением самой современной и дорогой техники.




Сокровища Andrea Doria.

Прошло уже более половины века с тех пор, как один из самых красивых итальянских лайнеров скрылся навсегда в водах мирового океана. Andrea Doria лежит на сравнительно небольшой глубине - всего несколько десятков метров. Согласно оценкам, на его борту находятся ценности, которые вместе со стоимостью останков лайнера приближаются к двум миллионам фунтов стерлингов, если не больше. Это объясняет попытки некоторых, добраться до подводных сокровищ.
Разумеется далеко не все интересуются только лишь подводной археологией и историей затонувших кораблей. Как было написано выше, Andrea Doria не спешит отдавать свои сокровища, а некоторые, видимо особо страдающие чувством наживы на подводной могиле и катастрофах, нашли свое последнее пристанище в темных и мрачных коридорах затонувшего дворца. Видимо, попытки поднять еще больше ценностей будут проводиться и впредь.




Фотографии:
Категория: Катастрофы на воде. | Добавил: Majestic (25.07.2011)
Просмотров: 9036 | Теги: кораблекрушение, Andrea Doria | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]