• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Дальневосточный клуб «Горгона»

«Музеи страны пополняют находки с морского дна, сделанные членами Дальнегорского самодеятельного клуба аквалангистов. Они обнаружили останки русского крейсера «Изумруд». (Газета «Труд», 19.12.81 г.).

Крейсер второго ранга «Изумруд» для своего времени был первоклассный быстроходный боевой корабль: водоизмещение 3080 т; длина 109,9 м; ширина 12,2 м; скорость 25 узлов; артиллерийские орудия: шесть – 120-мм; шесть 47 мм; два – 37 мм; пять торпедных аппаратов; экипаж около 350 человек. Но недолго «Изумруд» входил в состав российского флота.

После разгрома в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры из кораблей Балтийского флота была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра. Вслед за нею на Дальний Восток был направлен 1-й отряд 3-й Тихоокеанский эскадры под командованием контрадмирала Н. И. Небогатова, в который входил крейсер «Изумруд». Обе эскадры 26 апреля (9 мая) 1905 года соединились и участвовали в Цусимском сражении.   

После Цусимского сражения быстроходный крейсер оторвался от преследования японских кораблей и лег курсом на Владивосток. Ночью «Изумруд», войдя в бухту Св. Владимир, наскочил на камни и, после тщательных попыток сойти, был взорван из-за опасности появления японцев.

В архивных документах имеется рапорт командира крейсера «Изумруд»: «Подходя ко входу в первом часу ночи и имея всего около 10 тонн угля, не имея возможности дождаться рассвета, принужден был входить в южную часть залива. В темноте и мгле придерживался слишком близко к мысу Орехова и выскочил на конец гряды, идущей от этого мыса. При наступлении полной воды пробовал сняться с мели – безрезультатно.

До следующей полной воды угля не хватило: обмер показал, что крейсер сидит всем корпусом до кормового орудия, будучи поднят против своего углубления на 1-1,2 фута. Мелкую артиллерию бросил в разных местах в море, как замки и прицелы. Все секретные книги и карты сжег в топках. Капитан второго ранга барон Ферзен».

Когда история этого крейсера стала известна членам Дальнегорского самодеятельного клуба подводного плавания «Горгона», они решили найти место гибели крейсера и провести там ряд погружений.

Во время первых трех экспедиций 1980 года найти крейсер в ожидаемых местах не удалось.

К экспедиции 1981 года была отработана методика поиска, подготовлена техника. С помощью аквалангистов клуба «Атлантик» Ленинградского политехнического института получены дополнительные архивные материалы из Центрального военно-морского музея.

Узнали, что в военно-морском музее г. Владивостока хранятся буквы «д» и «ъ», поднятые с обломком борта в 1951 году военным водолазом С. Утушкиным. Члены клуба «Горгона», разыскав мичмана С. Утушкина, узнали от него подробнее, где именно была найдена реликвия.

12 октября 1981 года катер МРБ-310 с аквалангистами встал на якорь над предполагаемым местом нахождения крейсера. Под воду погрузился А. Шпатак и вскоре обнаружил якорь с двумя обломанными лапами, затем поднял наверх медные трубки и детали арматуры, внешний вид которых говорил о длительном пребывании в воде.

Андрея сменили братья Гороховы, И. Анущенко, А. Гребенник, М. Коровник, сотрудник комплексной восточной экспедиции МГУ С. Сухов. Они нашли разорванные снарядные гильзы, датированные 1897, 1898, 1901, 1904 годами, орудийный щит, множество медных и латунных деталей арматуры с клеймами фирм-изготовителей.

Глубина оказалась сравнительно невелика, около 8 м, прозрачность воды очень высокой – до 15 м. Четко просматривались киль и ряды шпангоутов. Но взрыв и неумолимое время сделали свое дело. На судне не осталось крупных выступающих деталей. Все разрушено почти до основания.

В кормовой части А. Горохов поднял деталь герба – бронзовый свиток в лапе орла.

В 1982 году состоялись две экспедиции по обследованию «Изумруда». Задачей первой было детальное обследование района кормовой части крейсера. В поход пошли пять человек на мотолодках «Ока-4» и «Прогресс-4». Взяли только самое необходимое – три акваланга, малогабаритный бензокомпрессор, гидрокостюмы, спальные мешки, но груза набралось столько, что пришлось отказаться от подводной фото- и киноаппаратуры.

За пять дней погружений было поднято немало латунных и бронзовых предметов и деталей, а в районе носовой части крейсера обнаружили швартовый шпиль.

Целью второй экспедиции стали подъем некоторых деталей, обнаруженных ранее, и подводная фотосъемка.

26 сентября 1982 года прибыли на место. Погода не баловала, моросил дождь. Но вода была прозрачной. Погружения проводились парами и тройками.

В этот день поставили задачу поднять носовой швартовый шпиль, а также провести подводную фотосъемку наиболее крупных частей судна.

Братья Гороховы и А. Гребенник начали откапывать швартовый шпиль и готовить его к остропке и подъему. Остальные аквалангисты парами продолжали обследование крейсера. Опять было обнаружено и поднято множество медных и латунных деталей арматуры, вентилей.

Стало ясно, что днище не полностью прилегает к дну, между ним и грунтом осталось значительное пространство. Это еще одно место для обследования. Но наибольший интерес представляет поиск на больших глубинах, где должна находиться артиллерия.

К сожалению, пока не удалось провести поиск брошенной в море мелкой артиллерии, замков и прицелов. Для этого требуется обследование бухты с применением технических средств.

Обследование места гибели крейсера «Изумруд» проводится при содействии представителей Тихоокеанского флота. Члены клуба были ознакомлены с водолазным снаряжением, провели «погружение» в барокамере на 60 м. Большая помощь была оказана также морской партией комплексной восточной экспедиции Московского государственного университета и стационаром Дальневосточного научного центра, другими организациями и лицами.

Погружения на месте затопления крейсера «Изумруд» будут продолжены.

Авторы: В. Горозов, В. Гудзев

Набор (со страниц журнала "Спортсмен-Подводник"): А. Михайлов, П. Федоров


Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (08.03.2012) | Автор: В. Горозов, В. Гудзев
Просмотров: 1898 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]