• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Экспедиции.

Быль о "Черном принце"

Морские клады

За рубежом существуют специальные организации, учитывающие гибель судов. Так, например, по сведениям Гидрографического управления США, со средних веков до наших дней в море ежегодно гибло более двух тысяч судов. На некоторых из них перевозилось золото, серебро и другие ценности. По данным британского адмиралтейства, одна восьмая часть золота и серебра, добытого человеком, покоится на дне морей и океанов. Существует даже специальная карта, где обозначены места затонувших судов с сокровищами на борту. На этой карте под номером 24 указан легендарный «Черный принц», затонувший в Крымскую войну недалеко от входа в Балаклавскую бухту.

 … Это произошло в ноябре 1854 года. Огромная армия и морской флот Англии, Франции и Турции осадили Севастополь. Союзники были уверены, что морскую крепость можно взять сразу, наступая с суши и моря. Но русские моряки затопили свои корабли у входа в Севастопольскую бухту, преградили путь вражеским судам. Часть вражеских кораблей вынуждена была базироваться в бухте небольшого рыбацкого города Балаклава. Более тридцати судов, бросив якоря, стояли на внешнем рейде. Среди них был один из лучших кораблей британского флота «Принц» - паровой, металлический, водоизмещением в три тысячи тонн.

В ночь на 24 ноября в море разыгрался небывалый шторм. Ураганный ветер срывал суда с якорей, гигантские волны со страшной силой бросали их на прибрежные скалы.  К утру все было кончено. Из стоявших на рейде кораблей не уцелел ни один, в том числе и «Принц» с экипажем в 105 человек. Гибель этого корабля была особенно ощутима для союзников. На нем были медикаменты, теплое зимнее обмундирование и деньги – около пяти миллионов рублей золотом – жалованье офицерам и солдатам. Тогда и возникли слухи о том, что в трюмах «Принца» находится огромное количество золота. После окончания Крымской войны не раз делались попытки найти затонувший корабль, но безуспешно. Со временем история погибшего корабля превратилась в легенду, а «Принц» превратился в «Черного принца» с бочонками золота в трюмах.

В поисках «Черного принца» принимали участие многие экспедиции, в том числе и иностранные. Любопытная деталь: этот корабль искали русские, дважды итальянцы, французы, немцы, позже японцы, но не искали… англичане. В чем же дело? Почему хозяева корабля не пытались найти его? Но об этом после…

 

Рождение ЭПРОНа


Несмотря на безуспешные попытки многих экспедиций, легенда будоражила умы людей. В 1923 году флотский инженер В. С. Языков предложил в ОГПУ план поиска корабля и подъема золота. Ф. Э. Дзержинский, ознакомившись с документами, представленными В. С. Языковым, одобрил этот план. В декабре того же месяца было принято решение о создании для поиска корабля Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Первым его начальником стал Л. Н. Захаров.

С этого и началась замечательная история борьбы моряков-эпроновцев с морскими глубинами, принесшая им мировую известность.

Работы велись вдали от берега как водолазами, так и с помощью глубоководной камеры, сконструированной инженером Е. Г. Даниленко. Камера имела «механические руки» с двумя пальцами, работающими наподобие клещей. На дне было много обломков деревянных кораблей, мачт, шпангоутов, якорных цепей и больших якорей. В трудной, кропотливой работе прошло почти полтора года, но корабль так и не нашли. Перед экспедицией встал вопрос о ликвидации работ, тем более что средства, отпущенные на поисковые работы, подходили к концу.

На одном из совещаний руководителей экспедиции водолазный специалист Ф. А. Шпакович предложил поиск производить не мористее, а вблизи береговых скал. Предложение было одобрено. Начали поиск с мелких глубин, постепенно увеличивая их. На глубине 20 метров было обнаружено целое кладбище разбитых деревянных кораблей, части рангоута, огромные адмиралтейские якоря с канатами, вытянутыми по направлению к скалам. А «Черного принца» по-прежнему не было. Но вот в один из погожих летних дней 1925 года во время тренировочных спусков учениками водолазной школы был обнаружен какой-то металлический ящик, наполовину заполненный песком. С большим трудом его подняли наверх и вскрыли горловину. Оказалось, что это паровой котел старейшей конструкции. При дальнейшем обследовании удалось обнаружить металлические обломки большого судна, погребенного под огромными каменными глыбами. Специалисты установили, что это судно может быть только «Черным принцем». Вскоре неподалеку от обломков водолазы нашли большую, хорошо сохранившуюся мачту из тикового дерева. На металлических бугелях мачты видны были надписи на английском языке, подтверждающие ее принадлежность «Черному принцу».

Дальнейшие работы по поиску золота требовали больших затрат, длительного времени, а также мощных грунторазмывочных средств, которых у эпроновцев не было. Кроме того, у руководителей ЭПРОНа возникло сомнение в целесообразности работ. Дело в том, что по просьбе ЭПРОНа советское полпредство в Лондоне официально запросило достоверные документы, подтверждающие наличие золота на корабле. Английское адмиралтейство с различными ссылками на существующие законы конкретного ответа не дало.

Учитывая все эти обстоятельства, решено было прекратить работы по поиску драгоценного металла, а ЭПРОНу переключиться на народно-хозяйственные работы: восстановление разрушенных портов и подъем многочисленных затонувших судов. Страна в то время остро нуждалась в металле.

Работы по поиску золота прекратились, но история с «Черным принцем» не закончилась… 

 

Сокровища ищут японцы


В начале 1926 года частная японская водолазная фирма «Синкай Когиоссио» предложила поднять золото с «Черного принца». Предложение на выгодных для нас условиях было принято. Фирма обязывалась выплатить ЭПРОНу все затраченные расходы на поиск «Черного принца», золото, поднятое со дна, должно было делиться пополам, водолазное снаряжение и оборудование по окончании работ японцы передавали эпроновцам.

Летом 1926 года японцы приступили к работам. Ежедневно, сменяя друг друга, трудились под водой семь водолазов. Им помогали ныряльщики. Особый интерес вызвала неизвестная нам японская маска, в которой водолазы спускались на относительно большую глубину и поднимались наверх, не делая выдержек.

Маска закрывала только глаза и нос и застегивалась на затылке резинками. В рот водолаз брал приспособление в виде щипчиков. При нажиме на них зубами воздух поступал под маску по тонкому резиновому шлангу, идущему от небольшого баллона, в который накачивался воздух небольшой ручной помпой. Выдох водолаз делал ртом в воду. Спускался водолаз в одном трикотажном белье с грузом на поясе. Присутствующий при спусках доктор ЭПРОНа К. А. Павловский определил, что водолаз на грунте дышит в замедленном ритме: не более восьми раз в минуту. В этом и заключался весь «секрет» маски. При выходе с глубины на поверхность водолаз не делал остановок, не подвергаясь при этом кессонному заболеванию.

В течение лета японцы проделали огромную работу. Они подрывали громадные скальные глыбы и с помощью паровых лебедок, установленных на барже, оттаскивали их куски в сторону. Просеяли через специальное сито тысячи тонн песка. Но золота не было. Настроение у японцев заметно упало. Только на исходе третьего месяца работы в сите среди крупной гальки блеснула золотая монета с изображением английский королевы Виктории. Всего же в разное время было обнаружено семь золотых монет. На этом японцы и закончили работы. Они честно выполнили заключенный с нами договор: оставили ЭПРОНу технику, которой пользовались, в том числе и маску. У нас она получила название - рейдовая водолазная маска. Из семи найденных монет японцы передали нам четыре.

Труды и средства, затраченные на поиск легендарного корабля, не пропали даром. Главный итог эпопеи «Черного принца» заключается в том, что был создан ЭПРОН, выполнивший в последующие годы огромный объем работ для народного хозяйства и обороны страны. Важно и то, что ЭПРОН объединил вокруг себя разрозненные кадры опытных водолазов.

За первые десять лет своего существования эпроновцы подняли со дна более ста потопленных судов, из которых семьдесят шесть были восстановлены, более 13 тысяч тонн черного металла и 1200 тонн цветных металлов.

В 1941 года, в начале войны, на базе ЭПРОНа была создана Аварийно-спасательная служба Военно-Морского Флота (АСС ВМФ).

Вернемся к вопросу: имелось ли вообще золото на «Принце», когда он пришел на Балаклавский рейд?

По этому поводу существует версия, что золото в Константинополе было перегружено с «Принца» на другой корабль. Подтверждением этому служит факт, что Англия ни разу не пыталась получить лицензию на поиск судна и подъем золота.

… Прошли годы, десятилетия… Постепенно ажиотаж вокруг «Черного принца» утих. Но не все забыли о нем. Романтика легендарного корабля по-прежнему манила к нему людей в скафандрах.

Ф. А. Шпакович, в свое время немало сделавший для поиска неуловимого «Черного принца», будучи впоследствии начальником водолазной школы ЭПРОНа в Балаклаве, включил в программу подготовки молодых водолазов заключительные учебные спуски на остатки легендарного корабля.

Довелось и автору этих строк несколько раз побывать на «Черном принце», в том числе и в рейдовой водолазной маске.

Автор: В. Максименко

Категория: Экспедиции. | Добавил: Britannic (13.09.2013) | Автор: В. Максименко
Просмотров: 1223 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
К доказательству истины.

15.01.2014г. по ТВ МЕГА с 17ч.30 м. в передаче "В поисках истины" шла речь о гибели английского корабля "Черный принц" с золотом на борту в Балаклаве во время шторма в средине 19 столетия во время Крымской войны. Многие экспедиции разных стран пытались найти на дне морском этот корабль с целью поживиться, кроме англичан. Высказывались разные версии и одно из предположений, что англичане нашли бочки с золотом у самого берега, но хранят это в тайне.
Я хочу рассказать о случае, который произошел в моей экспедиции в 1970 году в г. Евпатория. Мы, группа аквалангистов, выполняли исследования морского дна на городском пляже для постройки нового причала.
У нас было разное оборудование, в том числе и портативная буровая установка на катамаране. В один погожий день, внезапно с моря налетела кратковременная буря. Катамаран, установленный носком к морю и надежно заякоренный не перевернулся, а буровые трубы, лежавшие на помосте полетели в воду метрах в пятидесяти от берега. Мы облазили весь заливчик, но тщетно, Позже, когда я выходил после очередного погружения на берег, случайно наткнулся на одну из труб глубоко в песке. Потом мы их все откопали буквально у кромки воды. За какие-то полчаса, прибой переместил, в общем-то нелегкие стальные трубы, на десятки метров.
Так вот, мое мнение. Англичане, из соображений сохранности на случай аварии, положили в бочки такое количество золота, что они оставались наплаву и прибой легко их доставил к берегу. Вот почему англичане не снаряжали экспедиций по поиску затонувшего корабля, а общественность до сих пор дурачат.
Виктор Иванов, бывший начальник экспедиции тел.+38067 606-7063.

2  
Виктор, Спасибо большое за ваш интересный комментарий. Можно также общаться на форуме. Создавайте темы, делитесь рассказами, интересными историями, впечатлениями. Всегда рады видеть активных и заинтересованных людей. С уважением Андрей. Администрация сайта.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]