• windofthesea@mail.ru
/ Каталог статей
Главная » Статьи » Катастрофы на воде.

У затонувших судов близ Вардане.
По побережью Черного моря к северу от Сочи, между железнодорожными станциями Лоо и Вардане тянутся галечные пляжи, окаймленные рощами калифорнийской акации. Летом здесь прохладно и довольно малолюдно. В тени акаций мы расположили палатки. Меня интересовал этот участок побережья также и потому, что здесь, по сведениям «Лоции Черного Моря», затонул транспорт «Рокклиф». О пароходе мне рассказывали также аквалангист Саша Баклан из Вардане и штурман катера из Сочи, побывавшие там раньше.
Потратив час в Вардане на расспросы у местных жителей о месте гибели судна, я пошел к морю. День был жаркий, на море- полный штиль. Надев маску, я прыгнул в воду и поплыл, просматривая дно. Без ласт, казалось, что я не плыву, а остаюсь на месте, а отсутствие трубки заставляло каждый раз поднимать из воды голову и глотать воздух, как рыба. В 150 метрах от берега я пересек полосу мелкой ставриды, крейсирующей вдоль подводных скал, заросших водорослями. Дальше дно стало песчаным. На его поверхности были разбросаны мелкие спирально завитые раковины с раками-отшельниками, быстро перебиравшими клешнями песок, да попадались еще двухстворчатые раковины и редко - створки морских гребешков и устриц. Над песчаным дном была пустая голубовато-серая мгла. Глубина составляла десять метров.
Вдруг впереди под водой, как сквозь туман, стал быстро проясняться нос большого парохода и тоскливый подводный ландшафт сразу преобразился. Это было так неожиданно, что я без движения повис в воде, и только потемнение в глазах заставило меня устремиться наверх и сделать пять-шесть вдохов живительного воздуха.
Как я пожалел, что не взял с собой фотобокс! В четырех метрах подо мною в сказочной голубовато-серой мгле выступал нос большого затонувшего суда, весь облепленный крупными мидиями. Трехметровый обломок носового штевня, на который крепится сигнальный огонь, был повален и под углом чуть приподнимался над полубаком. Форштевень уходил вниз на десятиметровую глубину и терялся во мраке. Люк на полубаке был задраен.
Пароход был окружен стаями многочисленной рыбы, неподвижно застывшей в воде в разных позах: в верх хвостом, и головой к ному судна, и к корме, и поперек, и под углом, придававшей этому судну еще более трагический вид.
Внутренняя сторона полубака была косо «срезана», и его стенки, покрытые ракушками, вертикально опускались вниз до верхней палубы, которая с поверхности моря не просматривалась. Пароход лежал на дне носом к юго-востоку.
Поплыв к северу, метров через сорок от полубака я увидел выступавшую вверх среднюю часть судна, которая поднималась до глубины около четырех метров, а еще дальше к северу располагалась корма. Вся длина парохода составляла метров сто.
В последующие дни поднявшаяся волна замутила воду, и только через месяц, приехав сюда вновь, я смог осмотреть нижнюю часть судна.
На море начинался шторм, волна в полукилометре от берега достигала высоты полутора метров, хотя за полчаса до нашего прихода на шлюпке она была вдвое меньше.
«Здесь корабль!»- крикнул Саша Баклан, и мы увидели, как поднявшаяся очередная волна при определенном наклоне на секунду приобрела темно-фиолетовый оттенок. Над палубой вода уже чуть помутнела, а у дна была еще прозрачной. Солнце то появлялось из-за облаков, то исчезало вновь, окутавши нас под водой полумраком.
Черный борт транспорта уходил вниз на глубину десять с половиной метров и частично был занесен песком.
Ближе к носу, в нижней части борта зияла пробоина. Я подплыл к ней, и вдруг из темноты перед самой моей маской стрелой выскочил здоровенный горбыль, длиной, как мне показалось, с метр. Я настолько перепугался от неожиданности, что быстро поплыл вверх. Саша и раньше здесь встречал двух таких больших горбылей, которые, видимо, постоянно живут в этом затонувшем судне.
Симметрично судну, со стороны обоих бортов, на дне виднелись какие-то большие металлические части. На палубе, у капитанской каюты, до сих пор лежат кувалда и зубило, которыми Саша пытался открыть запертую дверь. Особое впечатление производил винт, как будто готовый в любую минуту заработать.
Историю гибели этого транспорта мне рассказал девяностолетний Григорян Барур, очевидец катастрофы, житель селения Вардане, дом которого в то время стоял на берегу моря.
В 1916 году немецкая подводная лодка на рейде Вардане торпедировала транспорт «Рокклиф». Судно повернуло к берегу, но, не дойдя, затонуло на том месте, где находится и сейчас. Часть надстроек и мачты выступали над поверхностью воды. Спасен почти весь экипаж, за исключением двух матросов. Транспорт был гружен мукой, и небольшая часть этого груза в первый же день была переведена на берег. На второй день к затонувшему судну подошел немецкий линейный корабль «Гебен» и, по словам Григоряна, что-то поджег на судне. Дым он видел, а взрыва не было.
С тех пор прошло много лет, и постепенно надстройки исчезли под водой, так как тяжелый корпус судна бал частично засосан песчаным грунтом, а мачты проржавели, обрушились, и судно после одного из штормов, еще до Великой Отечественной войны, полностью скрылось под водой и частично вошло в грунт.
Глубина под полубаком в 1937 году составляла 0,6-1,2 метра, как указано в «Лоции Черного Моря» этого же года.
В войну местным жителям иногда удавалось достать с затонувшего судна муку, которая в морской воде отлично сохраняется многие годы, покрывшись у поверхности мешков коркой теста, предохраняющей остальную часть муки от размокания и разложения.
В 1942 году парусно-моторная шхуна «Стахановец», груженная боеприпасами, шла из Поти в сторону Новороссийск и наскочила на этот затонувший пароход, но ее удалось стащить с затонувшего судна.
… Сделав ряд фотоснимков, мы залезли в шлюпку, которую килевая качка ставила под тридцать градусов то носом вверх, то кормой. Отплыв в сторону, мы опять увидели, как поднявшаяся очередная волна на секунду приняла темно-фиолетовый оттенок, только уже не над «Рокклифом», а в метрах пятидесяти за его кормой.
«Еще корабль!»- снова закричал Саша, и мы отправились ко второму месту. Там, в пятидесяти метрах к северу от кормы большого «Рокклифа», лежало на дне небольшое затонувшее судно с приподнятым кверху носом, направленным к берегу. Его длина составляла около сорока метров. Название и тип этого судна нас установить не удалось, да и времени уже не было.
Позже, житель Сочи, аквалангист Николай Стихорский мне говорил, что видел у судна «колеса» и, по его мнению, это колесный пароход. Но не Саша, ни я не заметили у судна колеса. Водолазы, осматривавшие до нас «Рокклиф» не видели второго судна рядом с «Рокклифом».
Что это за корабль? Какое имеет название? Кому он принадлежал и как погиб? Я думаю, что любители подводного спорта помогут решить часть этих вопросов. "
Автор: Р. Тузиков
Набор: Михайлов Андрей, Федоров Павел.

Категория: Катастрофы на воде. | Добавил: Britannic (28.08.2009) | Автор: Тузиков Р.
Просмотров: 4104 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]